Сегодняшний статус-кво неприемлем и приведёт к экономическому краху
Итак, переговоры ничего не дали, война грозит затянуться. Даже если ее интенсивность уменьшится или вдруг, к счастью, она закончится, все равно проблемы и санкции уйдут не сразу. Шторм над российской экономикой только усиливается. Его волны перехлёстывают и в Казахстан. Наша валюта вслед за рублем обесценивается. Цены на импортные товары, которые в прошлом шли через Россию и российских дистрибьюторов, растут.
Естественная причина столь сильного влияния российской бури на нашу экономику, это география. Здесь, как говорится, соседей не выбирать. Именно через Россию мы соединены с морями и рынками. Сегодня это усугубляется тем обстоятельством, что Казахстан состоит в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). И тут встает разумный вопрос. Нужен ли нам такой союз?
ЕАЭС был построен на концепциях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала. Теоретически, такой подход должен был привести к снижению стоимости товаров, усилению конкуренции и общей выгоде для всех участников союза. Но на практике, тарифы и барьеры ЕАЭС защищали и субсидировали существовавшую российскую и белорусскую промышленность, но не казахстанскую – просто потому, что у нас особо нечего было защищать. В итоге наши граждане стали платить больше за товары, так как продукция, произведенная вне ЕАЭС, из-за импортных пошлин стала более дорогой. Вспомните, для примера, насколько подорожали для нас автомобили, произведённые вне таможенного союза.
Более того, еще одним последствием единого таможенного пространства стала потеря нашей способности вести независимую монетарную политику. Открытые границы с РФ, согласно Закону Единой Цены, означают, что выраженные в твердой валюте цены в наших странах должны быть одинаковыми, а значит, тенге будет автоматически следовать за рублем. Любая попытка Нацбанка РК поддерживать курс тенге обернется ничем, кроме сжигания наших золотовалютных резервов. Не говоря о случаях в прошлом, наглядно мы это видели 9 марта – за полтора часа наши суверенные авуары уменьшились на 198 миллионов долларов.
Итак, что в этой ситуации нам делать? Быть ли Казахстану в ЕАЭС? Или не быть? Стоит ли выйти оттуда?
Потенциально, полный выход из ЕАЭС смягчит некоторые последствия международных санкций против РФ и РБ. Это позволит нам контролировать наши границы, стабилизирует тенге и поможет защитить нас от вторичных санкций. Однако выход из ЕАЭС имеет очевидные геополитические риски. Они варьируются от прямого вмешательства нашего северного соседа, как мы видели в январе, до ответных экономических мер, таких как перекрытие основных экспортных путей и трубопроводов, проходящих через РФ. Более того, на примере Brexit, Kazexit займет годы из-за его юридических и практических сложностей, а бедствие надвигается сегодня.
Другой вариант, предложенный Anuar D. Ushbayev в своем посте, выглядит интересным. Он предлагает временно наложить пошлины на российские товары и операции с российской валютой, но не выходить из ЕАЭС. Вероятно, это позволит избежать ответных мер, а также за счет налога на обмен рубля стабилизировать нашу финансовую систему. Но даже допуская (хотя, есть сомнения) способность нашего правительства имплементировать это предложение, не стоит забывать, что дополнительный тариф приведет к удорожанию товаров и еще больше ухудшит экономическое положение наших обычных граждан. Более того, создание торговых барьеров лишь даст импульс развитию черного рынка товаров и валюты. Если и получим какой-то эффект, то его экономическая выгода застрянет в карманах приграничных коррупционеров. Следует ли из этого, что Казахстану надо остаться в ЕАЭС? По всей видимости – да, так как другого нам пока не дано. Что же, покорно смириться с неизбежным и ждать, когда нас накроет волна и мы пойдем ко дну, привязанные к России и Беларуси? Ни в коем случае – сегодняшний статус-кво неприемлем и приведет к экономическому краху. Тогда, что делать?
Во-первых, Казахстану нужно кардинально поменять взаимоотношения со странами вне ЕАЭС. Нам нужно активно лоббировать и добиваться того, чтобы ЕАЭС обнулил тарифы на ввоз товаров из-за пределов таможенного союза. Устранение барьеров снизит инфляционные тенденции, связанные с закрытием транзитных коридоров через Россию. В условиях жестких санкций производство собственных товаров в России усложнится. Предвидя дефицит, она уже ограничивает вывоз товаров внутреннего потребления. Вместе с тем, в ситуации ухода большинства западных компаний, России будет выгодно допустить больше потребительских товаров на свой рынок через альтернативные поставки.
Во-вторых, следует внедрить систему защиты Казахстана от распространения эпидемии вторичных санкций. Нам нужно ужесточить финансовый контроль над операциями с РФ – каждая транзакция должна проверяться, не идёт ли капитал "в" или "от" лиц в санкционном списке. Также жестко мы должны контролировать поступающие в Казахстан технологии и оборудование двойного назначения с тем, чтобы они не покидали страну. То есть мы будем обязаны принять все меры для того, чтобы товары и капитал, пересекающие наши границы, не способствовали эскалации насилия в Украине.
Только таким образом, только имея доверие от международного сообщества и в то же время не конфликтуя с другими членами ЕАЭС, мы можем рассчитывать хотя бы на частичное спасение от надвигающегося экономического коллапса.
Фото: ia-centr.ru.
Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!