Сегодня неважно, какова реальная доля казахстанского содержания, указываемого в сертификате СТ-KZ, главное - наличие самого сертификата
У нас прошло собрание нашего Комитета по экономической реформе и региональному развитию по вопросам машиностроения и нефтехимии и, конечно же, доступа отечественных товаропроизводителей (ОТП) к заказам недропользователей с участием депутатов Комитета - членов фракции партии Amanat.
Как все знают, у нас разный подход к ОТП, решил выступить.
К сожалению, видео не полностью, соответственно дополню текстом. Знаете ли вы, что регулируемые закупки составляют, по данным МИИР, почти 23 трлн тенге за 2022 год, и из них 53 процента - якобы казахстанское содержание. И у меня в этом очень и очень большие сомнения, и вот почему.
Пример: если вы привезете 1000 комплектов спецодежды, и там будет всего несколько пуговиц, которые пришили тут, то это будет казахстанским продуктом, и если эти 1000 комплектов изготовят у нас в стране - это бесспорно тоже местный продукт. И у обоих есть сертификат СТ- KZ. И это означает, что у импортного продукта такой же доступ к регулируемым заказам. Вот такая засада (готов обсуждать).
В целях поддержки отечественных производителей в 2009 году был впервые введен Сертификат о происхождении товара формы "CT-KZ", который предназначен для обращения на территории РК и является документом, подтверждающим, что страной происхождения товара является Казахстан.
Выдача сертификата СТ-KZ осуществляется в соответствии с Параграфом 2 Правил, утвержденных приказом МИИР РК от 13.07.2021 г.
В соответствии с п.13 Правил, для определения страны происхождения товара для внутреннего обращения устанавливается, что товар:
1) полностью казахстанского происхождения;
2) казахстанского происхождения с учетом критерия достаточной переработки товара.
С 1-ой группой товаров ни у кого вопросов не возникает. Все "интересное" возникает со второй группой. Что же является критериями достаточной переработки товара казахстанского происхождения для внутреннего обращения?
1) изменение кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара (основной критерий);
2) выполнение условий, производственных и технологических операций (в соответствии с Приложением 2 к Правилам);
3) изменение стоимости товара, когда доля казахстанского содержания составляет не менее 50 процентов от стоимости готового товара (введен в действие в августе 2022 года)
Кроме того, в соответствии с п. 9, оговариваются условия, не отвечающие критериям достаточной переработки товара, для придания ему статуса произведенного в Республике Казахстан (конкретизированный перечень простых операций по группам различных товаров).
И что же тут "интересного" скажете вы?
Самый главный вывод, который я сделал, проштудировав всю законодательную базу касательно регулируемых и государственных закупок, действующих мер государственной поддержки отечественного бизнеса: неважно, какова реальная доля казахстанского содержания, указываемого в сертификате или, как сейчас называется, "внутристрановой ценности" в товаре, главное - наличие самого сертификата СТ-KZ.
К чему это привело? К отсутствию стимулирования увеличения локализации или глубины переработки, к недоверию экспертизы аудиторов, к необходимости возникновения дополнительных подтверждающих статус производителя документов, как индустриальный сертификат и т.д., и самое главное - к дискредитации понятия "отечественный производитель" и демотивации предпринимателей, которые увеличивают локализацию своего производства в стране. Сама законодательная база сейчас порождает споры между несколькими отечественными производителями, которые по закону имеют разные уровни каз. содержания, но равный доступ к мерам поддержки.
В соответствии с Протоколом совещания у президента РК от 19 апреля 2023 года, правительству РК поручено выработать меры, направленные на повышение уровня локализации производства отечественных предприятий, включая кардинальный пересмотр текущих механизмов по выдаче подтверждающих локализацию документов, включая сертификат СТ-KZ, с соответствующим ужесточением требований к производителям (срок реализации - июнь 2023 года).
Как представитель законодательной власти в стране, учитывая хорошо выcтроенный и практически полностью оцифрованный и открытый процесс выдачи СТ-KZ, предлагаю его усилить и внести следующие изменения:
1. Разработать четкую методику определения казахстанского содержания или, как сейчас звучит, "внутристрановой ценности". К действующей формуле, отраженной в Приложении 5 к Правилам, у меня много вопросов. Готов обсудить со всеми.
2. Именно размер реальной доли внутристрановой ценности, либо продуманная балльность от уровня локализации должны стать главным критерием размера мер государственной поддержки. Надо, чтобы наши отечественные производители видели возможный "пряник" в увеличении локализации производства в нашей стране.
3. Изучив Приложение 2 к Правилам, я понял, что если раньше это Приложение усиливало требование к получению сертификата CТ-KZ, то сейчас оно стало инструментом обхода критериев достаточной переработки. Несмотря на указанные в п. 9 Правил условия переработки, которые не являются достаточными для получения статуса товара казахстанского происхождения, но имеющие перечисление определенных условий по своему коду ТНВЭД в Приложении 2, некоторые товары у нас могут получить CТ-KZ и с долей 20%)).
Да, возможно, когда вообще нет производства в стране по этой группе, эти 20% тоже важны. Но, если есть другие производители, которые вложились в оборудование, производственные базы, обучение специалистов и т.д.?
Поэтому предлагаю бизнес-сообществу, отраслевым ассоциациям внимательно пересмотреть Приложение 2. Думаю, возможно для каждой отрасли обрабатывающей промышленности предусмотреть особые условия и критерии, с учетом объема в госзакупках и в других регулируемых закупках. Можно сделать пул товаров, наиболее востребованных в этих закупках товаров, и сделать пилотный проект с учетом уровня локализации, но при условии законодательного закрепления градации размера государственной поддержки от размера каз. содержания/внутристрановой ценности.
В-общем, есть, к чему стремиться, и готов к обсуждению.
Источник: страница Болатбека Алиева в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!