Как закалялась нефть

8766 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 16 Дек 2021, 14:00

Воспоминания бывшего регионального менеджера BG Group о первых годах независимости Казахстана

На снимке: 2001 год, месторождение Карачаганак. Принимающая сторона: Куат Домбай, менеджер по внешним связям КПО (первый слева), Джерри Альберс, КПО (четвертый слева) вместе с гостями (слева направо): Дэвид Скилз, Алан Ваддамс, представитель ЕС в Казахстане и Ерлан Абильдаев, председатель Комитета по инвестициям МИДа.

В интервью Олегу ЧЕРВИНСКОМУ первые годы независимости Казахстана вспоминает Дэвид СКИЛЗ, бывший региональный менеджер BG Group

Читайте также
Каспий снова начнут бурить

Дэйв, когда вы в первый раз попали в Казахстан?

– Мне посчастливилось совершить свой первый визит в Казахстан в качестве геолога, работающего в нефтегазовой отрасли, в августе 1991 года, как раз в то время, когда распадался Советский Союз. В то время нас принимал академик АБДУЛИН, вице-президент Академии наук. Он был очень заботлив и проявил настоящее казахское гостеприимство по отношению к нашей группе из трех человек: женщине – ирландскому геофизику, американскому геологу и мне. Мы были далеко от нашего уютного офиса в Хьюстоне, но все почувствовали волнение, увидев напряженность в умирающем СССР, что называется, своими глазами.

Переехав с семьей в Алматы, мы познакомились с прекрасными горами Тянь-Шаня на пороге санатория "Алатау", ставшего нашим первым домом. Этот дом с его бесконечно длинными коридорами и прекрасным видом из комнат, которые мы занимали. Шеф-повар часто готовил огурцы: тонкие ломтики утром на завтрак, более толстые в обед и кусочки, которые выглядели так, будто их порубили топором, вечером. Обычно вечером он уже просил кого-нибудь помочь с сервировкой столов, в то время как сам, освежившись к тому времени горячительными напитками, выходил приветствовать гостей.

Я так понимаю, в Казахстане вам понравилось…

– Да, мне так понравилась эта страна, что я решил поехать туда в качестве регионального менеджера британской международной компании British Gas – сначала в Алматы в 1995 году, а затем в новой столице Астане. Крупная и имеющая богатую историю нефтегазовая отрасль Казахстана к тому времени нуждалась в иностранных инвестициях. Переговоры по контрактам на разработку имеющихся месторождений были кропотливым процессом: у двух сторон были очень разные подходы, и доверие развивалось медленно. В результате для окончательного подписания соглашений по некоторым крупным проектам потребовалось до пяти лет.

На снимке: 1999 год. Дэвид Скилз в Атырау.

Для регионального менеджера BG в Казахстане (в то время British Gas трансформировался в BG Group) это было совершенно особенное время. У меня была возможность внести свой вклад в проекты компании, особенно в Карачаганакский и Северо-Каспийского консорциума (пока BG не передала свою долю в 2004 году).

Каким вам запомнилось то время?

Читайте также
"КазТрансГаз" наращивает мускулы

– В хаотичную середину 1990-х годов стране пришлось столкнуться с многочисленными экономическими проблемами, включая нехватку авиационного керосина. Поездка в город Аксай, который был и остается штаб-квартирой Карачаганакского проекта, часто омрачалась отменой рейсов, перенаправлением самолетов из-за плохой погоды в другие аэропорты или нехваткой топлива. В результате гораздо более надежным маршрутом на Карачаганак было сесть на поезд номер 8, следующий из Алматы в Москву, и высадиться на маленькой станции под названием "Казахстан" в Аксае.

Это был расслабляющий способ путешествовать и увидеть страну во всем ее великолепии, что позволило мне оценить ее размеры и различные климатические и сельскохозяйственные зоны, а также познакомиться с интересными персонажами по пути. И, в отличие от моей родной страны, поезда всегда ходили вовремя!

Один случай, который запомнился из того времени: тогдашний генеральный директор BG Дэвид ВАРНИ прилетел в Алматы с визитом. После встречи с сотрудниками в Алматы планировалось отправить Дэвида в Астану для встречи с представителями казахстанского правительства. К сожалению, плохая погода помешала самолету приземлиться в Астане, поэтому в последнюю минуту пунктом посадки был выбран Уральск. К сожалению, пока летели до Уральска, буран вмешался и снова помешал нам приземлиться. Затем самолет был заправлен в Актобе, вылетел в Атырау и оставил там сотрудников BG Kazakhstan, чтобы они возвращались в Алматы самостоятельно, без Дэвида, который сел на самолет прямо в Европу. Дэвид сказал, что был немного разочарован тем, что не встретился со своими казахстанскими партнерами, но у него была "уникальная возможность увидеть как размеры страны, так и сложные климатические проблемы при работе в Казахстане".

Еще мне запомнились невероятные пшеничные поля севера. Еще одна область, имеющая экономическое значение для Казахстана тогда, сейчас и в будущем.

На снимке: 1999 год. Сотрудники BG Kazakhstan на неформальной встрече вне офиса в Алматы.

Что вы считаете наиболее важным из результатов вашей работы в Казахстане?

Читайте также
Казахстан как кадровый трамплин в "Шевроне"

– Естественно, это Карачаганак. Работы на Карачаганакском месторождении и второй этап его разработки начались полным ходом после подписания Окончательного соглашения о разделе продукции в 1997 году, и это была одна из крупнейших в мире разработок газоконденсатных месторождений за всю историю. В проекте было задействовано до 16 000 человек, и полноценная добыча на месторождении была запущена президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ в 2004 году вместе с Джоном МОРРОУ, генеральным директором "Карачаганак Петролиум Оперейтинг".

В целом, жить и работать в Казахстане было очень приятно и увлекательно. Казахское гостеприимство и замечательные люди, с которыми я познакомился как на работе, так и в свободное время, сделали этот опыт высшей точкой моей карьеры в одной из величайших отраслей промышленности мира. Наблюдать за развитием промышленности Казахстана, а также за уровнем жизни людей и общества в положительном ключе было уникальной возможностью.

Я знаю, что вы и сегодня, живя в Британии, связаны с Казахстаном...

– Да, на сегодняшний день мне повезло оставаться связанным с Казахстаном через Британско-Казахстанское общество и помогать организовывать семинары по современной бизнес-среде, дающие почву для размышлений.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
«Кто» и «что» разгоняет инфляцию?
Рост тарифов на свет, воду и отопление стал главным драйвером подорожания в Казахстане
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента