60-80 процентов времени государственного служащего занимает работа с корреспонденцией. В день обычный сотрудник обычного министерства получает 2-3 письма различного характера: от просьб трудящихся до
60-80 процентов времени государственного служащего занимает работа с корреспонденцией. В день обычный сотрудник обычного министерства получает 2-3 письма различного характера: от просьб трудящихся до поручений главы государства. В месяц минимум 40-50 писем, «фишек» и поручений. О невидимых миру слезах чиновников – Ажар БАЕВА.
Казалось бы, вот оно, равноправие: все у нас в стране получают ответ на свой запрос. Только вот не все граждане думают, что их предложения, особенно рационализаторские, внимательно изучаются и рассматриваются, ответы тщательно пишутся и анализируются. Поэтому они сразу пишут на имя президента. Чтобы весомее было. Чтобы точно до НЕГО дошло. Рискую обидеть людей, но на самом деле письмами всех рационализаторов страны занимается молодые исполнители «на местах». Справедливости ради надо сказать, поначалу они действительно анализируют и рассматривают. И очень хотят помочь рационализатору, переживают, настаивают… А потом устают и сами уходят в рационализаторы. Или матереют и идут дальше по карьерной лестнице. И занимаются уже ответами на поручения главы государства и глав всего остального в этом государстве: акимов, министров и менее весомых граждан.
Очень интересно почитать поручения и протоколы по итогам совещаний. Их пишут по своему особому шаблону и особым языком.
Самое интересное, что чиновники сами себе пишут поручения. Это основная работа чиновника – сформулировать поручения так, чтобы потом легче было отчитаться. Например, идет совещание, а протокол его уже готов. То есть, все «отрабатывается» заранее: исполнители уже знают, какие вопросы рассматриваются и какие поручения будут вынесены. Надо только на самом совещании быть начеку и не допустить, чтобы что-то пошло не так. Иначе будут новые поручения, которые зачастую оказываются неожиданными. Тогда предстоит дополнительная работа. После такого непредсказуемого совещания самое главное – успеть «списать» или «вписать» свои пункты максимально удобно для исполнителя.
А какие интриги плетутся за каждым таким поручением! Кто первый успел «правильно» прописать, тот и на коне. Поэтому руководители канцелярий на особом счету. Это очень высокий пост. Чтобы дослужиться до такого поста, надо очень много работать: много писем написать, много поручений отписать, много протоколов записать и нарушений выписать.
А вот еще. Вы замечали, что у нас любят «разрабатывать концепции» и «вырабатывать предложения». Не «разработать и внедрить программу», а «проработать вопрос разработки программы», не «привлечь инвесторов», а «разработать программу привлечения инвесторов»…. Не всех чиновников допускают до такого хлебного места, потому что это целое искусство - тут надо быть настоящим виртуозом канцелярского слога. Потому что чиновник-шеф мыслит стратегически. От правильно прописанного поручения зависит его карьера. Он понимает, что такие формулировки очень спасают, когда надо отчет «о проделанной работе» внести в администрацию, кабинет премьер-министра или другой курирующий орган. А как же? Работу проделали: «предложения выработали», «концепции разработали», «вопрос проработали». И плевать, что ничего не сделали. Это и не требуется. Бюджет освоили, и на этом спасибо.
Кстати, в последнее время стали добавлять приставку «конкретные». То есть «выработали конкретные предложения», «разработали конкретные механизмы»… Конкретные такие пацаны, конкретно работают.
А еще для чиновников важно, в каком порядке прописали исполнителей в поручении - кто первый, тот и отчитывается. А кто пониже в списке, тот только предложения вносит. Отсюда все заморочки. Начнем с формулировки поручения, которая звучит не «встретить иностранных журналистов в аэропорту», а «проработать вопрос встречи иностранных журналистов». Вот скажите мне, что тут прорабатывать? Это же как у студентов - зачет/незачет. Либо вы их встретите, либо нет. Но вопрос надо именно «проработать».
Вместо того, чтобы слаженно работать и встречать таки этих журналистов, все эти ведомства будут тратить свое драгоценное время, чтобы решить, кто стоит «на своде» этого поручения. Начнутся разбирательства на уровне специалистов-исполнителей, которые работать в госмашине только начали и особой разницы не видят. Разница обнаруживается, когда приходит уже опытная и прожженная сотрудница канцелярии и интересуется, когда же будет «закрыт» этот пункт. Если вы акимат и стоите последним в списке исполнителей, то вам повезло. Вы «внесете предложение» о том, что «согласно протоколу заседания №___ от ___ под председательством ______в рамках проведения __ Астанинского Экономического Форума (далее – АЭФ), акимат г. Астаны готов проработать вопрос встречи иностранных журналистов в аэропорту г. Астана. Просим вас сообщить конкретные даты приезда делегации».
Все. Письмо закрыто. Мяч на стороне сводящего госоргана.
Давайте вернемся к нему. Итак, приходит сотрудница канцелярии и тут обнаруживается, что «сводить» надо вам. И тогда вы идете к своему шефу, тот бежит к своему и работа начинается. В итоге проблема доходит до заместителя шефа, но он не самый главный, потому что это не его «уровень». Вы же помните текст про них - он начинает звонить всем и «решать вопрос». Он, наверно, некий такой мини-шеф, так как знает всех сотрудников и сотрудниц канцелярий. И его знают. И, видимо, боятся. Так как после нескольких дней звонков поручение переписывают. То есть «на своде» ставят уже акимат. А убрать поручение нельзя. Вы что - это же ЕГО поручение!
Ну вот. Можно выдохнуть. Работа сделана. «Ничего без меня сделать не можете», - сетует, а чаще всего кричит заместитель шефа.
Все (и это не преувеличение) чиновники и другой работы не знают, кроме как письма закрывать и фишки отписывать.
Если нет письма - значит, нет работы. Значит, вы ничего не делали. Чиновник просто не понимает, как можно решить проблему, если она не закреплена на бумаге. На совещаниях обсуждается не содержание вопроса, а закрыт ли он. Никого не волнует, КАК он закрыт. Лишь бы был закрыт. Можно приступать к следующему вопросу. А качество работы оценит кто-то другой. Кто через полгода придет на это место. И если работа была выполнена некачественно, то надо написать письмо. Чтобы проработать вопрос.
«Вы разработали антикризисную программу?» - спросит шеф своего исполнителя.
«Мы направили письмо в минэк, чтобы узнать, что конкретно им нужно», - ответит уже опытный исполнитель. «Хорошо, - говорит шеф, - подождем, что они ответят. Мы-то со своей стороны письмо закрыли», - добавит он.
В Астане часто можно услышать, как один сотрудник нацкомпании говорит своему другу, сотруднику другой нацкомпании: «Братан, давайте вы на нашем форуме выступите?» И «братан», которому всего 25 лет, который имеет смартфон, учился за рубежом, говорит по-английски, прекрасно работает в интернете, ему отвечает: «Да не вопрос. Письмо напишите нам. Чтобы официально. А еще лучше протокольным поручением оформите. Тогда точно участие примем»…
И все. Завертелась машина. Дала работу как минимум пятерым сотрудникам, которых, кстати, называют «работниками» в нацкомпаниях.
Как-то грустно становится от этого. Не согласны? А напишите письмо, внесите предложения. И их отработают. Конкретно.
Автор:Ажар БАЕВА, Астана