Небольшая история в тему якобы аварийных зданий
Думаю, что практически все алматинцы знают печальную историю автовокзала "Саяхат", который снесли непонятно для чего и на месте которого сейчас красуется пустырь и базарчик.
Мне в своё время предлагали заняться сносом этого значимого для исторического наследия города здания.
Не буду продолжать рассказывать о значении этого памятного архитектурного объекта. Попытаюсь пояснить о его функциональной части. Вообще, "Саяхат" задумывался как крупный транспортный хаб для того времени.
Жители области и пригорода должны были приезжать на автобусах в город, а потом попадать в близлежащий шопинг-центр и мега-молл - "Зеленый базар". Недаром ул. Пушкина была спроектирована в виде бульвара, чтобы можно было пройти пешком пару кварталов (привет современным акиматовским урбанистам). А после шопинга приезжие на метро могли двигаться дальше, чтобы осмотреть остальные достопримечательности. Поэтому и первую станцию метрополитена "Райымбек" спроектировали именно там, поблизости.
Теперь я расскажу, как это вообще происходило. Это было в 2008 году. На меня вышел один посредник по имени Володя. Он просил, чтобы к нему обращались именно так, несмотря на солидный возраст. Володя, как я понял, вращался в сфере мутных схем по сносу зданий для девелоперов и прочих застройщиков. С ним я пересекался, когда сносили три хрущёвки по Сатпаева, напротив Центрального стадиона.
И вот, Володя предложил мне снести здание "Саяхата", посулив немалые деньги. На мой вопрос - зачем сносить нормальный и функционирующий объект? - Володя пояснил, что здание аварийное и что уже получено заключение о его непригодности.
Пожав плечами, я несколько дней посвятил обследованию здания.
Я не являюсь инженером-строителем. Но даже мне тогда было ясно, что несущие и ограждающие конструкции здания находились в отличном состоянии.
Если не ошибаюсь, каркас здания был из сборных конструкций, с ванной сваркой. С хорошим запасом прочности. Нигде не было растрескиваний или просадок. В целом, кроме обшарпанных стен, состояние здания лично у меня не вызывало никаких сомнений.
Здание уже тогда пустовало, это говорило о том, что участь его решена.
Я отказался от этого подряда. Признаюсь, я испугался. Побоялся, что не справлюсь. Тем более я догадывался, кто являлся заказчиком. Заказчик снимал офис в здании Облсовпрофа, на Панфилова - Толе би. Знающие люди поймут.
Сам процесс сноса я не видел, объект тогда обнесли высоким забором. Лишь потом попалась на глаза фотография процесса демонтажа. И, судя по ней, здание могло простоять ещё не один десяток лет. Ригели и колонны не разбивали гидромолотами, а горелками срезали сварные соединения. Видимо, марка бетона была соответствующей.
Бетон с годами набирает крепость, это вам любой строитель подтвердит. С такими проблемами я сталкивался, когда сносил здание Верхнего бара на Чимбулаке и здания бомбоубежищ на месте "Меги" по Сейфуллина.
В завершение, я хотел бы добавить, что никто толком и не знает, для чего вообще снесли "Саяхат". Кто-то говорил, что инвесторы хотели на его месте построить "Икею", но не сошлись в условиях сделки. Я, кажется, догадываюсь - почему. Шведы не дают взяток и откатов, что выходит за рамки парадигмы ведения дел в Казахстане (саркастический смех).
И сейчас, каждый вечер, сотни людей выходят на проезжую часть, ловя попутки, уезжая в Талгарском и в Кульджинском направлениях, подвергая себя опасности быть задавленными или сбитыми. Со стороны это выглядит, как атака зомби. Просто позор какой-то.
Думаю, что можно было решить проблему с транспортной инфраструктурой по этим направлениям, построив хоть какой-то автовокзал, сделав безопасный переход через Райымбека и выделив таксистам площадку для сбора пассажиров, тем самым снизив трафик по двум трассам. Лично я знаю, какая картина по утрам возникает на въезде в город.
Люди вынуждены выезжать из дома заранее, на два часа раньше, чтобы не опоздать на работу, и ещё два часа торчать в пробках вечером, чтобы уехать.
Источник: страница Сата Берниязова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстрация: издания 1960-х годов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!