О миллиардах Владимира Кима
Продолжение. Начало читайте здесь.
Возможно, некоторые скажут, что на примере одной лишь группы ERG нельзя делать выводы о приватизации отраслевых монополий, а значит - применять их к структурам фонда "Самрук-Казына". Быть может, будут аргументы, начиная от "отрасль отрасли рознь", вплоть до биографии и происхождения евразийцев. Чтобы понять, это исключение или закономерность, предлагаю рассмотреть другой пример.
История "Казахмыса" начинается с 17 сентября 1993 года, когда постановлением кабинета министров РК был создан государственный холдинг с целью координации "деятельности горно-металлургических, горнодобывающих, машиностроительных предприятий, работающих в сфере производства медной подотрасли". Туда вошли "Жезказганцветмет", "Балхашмедь" и все другие, имевшие отношение к производству меди госпредприятия.
В июне 1995 года "Жезказганцветмет" был передан в управление компании "Самсунг Дойчланд ГмбХ", немецкой "дочке" корейского конгломерата. Месяц спустя новые управленцы, как и в случае евразийцев, стали наслаждаться выгодами того же замечательного кабминовского постановления "об объектах соцкультбыта, находящихся на балансе предприятий". Благо, что наша медная и полиметаллическая индустрия тоже базировалась в моногородах. Соответственно, расходы этих предприятий резко сократились, а работникам так же, как и в Рудном или Аксу, велели выживать самим. В придачу управленцы получили огромные участки недропользования в округе.
К апрелю 1996 года произошло другое знаменательное событие: "Жезказганцветмет" становится банкротом за долги перед (внимание!) своей управляющей компанией. И далее правительство проводит закрытый тендер, через который "Самсунг" забирает в счет долгов 40% акций "Казахмыса". Вдобавок ему дают в управление до 2000 года еще 35% "Казахмыса". Видать, в те времена способность довести вверенное тебе предприятие до банкротства высоко ценилась.
Впервые после развала СССР спрос на медь начал расти, и дела холдинга стали налаживаться. К 2000 году его чистая прибыль выросла до $270 млн.
7 июня 2000 заканчивался срок договора с "Самсунгом" на управление 35% акций "Казахмыса". Незадолго до того, в ноябре 1999 года, произошло еще одно чудесное событие: правительство постановило передать эти акции в управление сроком на 5 лет другому, на этот раз физическому лицу, Владимиру КИМУ, обязав его ежегодно выплачивать аж $7 млн. Надо полагать, управленцем Ким был от бога, раз его труд решили компенсировать контрактом, благодаря которому ему причиталось 35% дохода "Казахмыса", а это $95 млн только за 2000 год!
Государство пошло еще дальше, и к концу 2002 года эти акции приватизируются. Имена покупателей скрыли, но вычислить, кто их купил, несложно. 35% были проданы за $262 млн. Чистый доход "Казахмыса" за период управления акциями составил $747 млн, из которых 35% полагались Владимиру Киму, а это как раз те самые $262 млн!
То есть тот же фокус, что и с ССГПО. Здесь, забегая вперед, скажу, что в 2010 В. Ким продаст обратно государству ("Самрук-Казыне") 11% акций Kazakhmys PLC за $1,34 млрд, что в пересчете на 1% получается в 16 раз дороже той цены, по которой само же правительство давало ему акции, за которые, в свою очередь, он рассчитался полученным доходом от управления ими!
После полного выхода государства из состава акционеров, "Казахмыс" активно готовится к IPO и уже в 2005 году дебютирует на Лондонской бирже. В первые же дни торгов компания оценивается в $4,8 млрд. 35% акций, переданных государством всего пару лет назад, оцениваются в $1,7 млрд!
Выход на Лондонскую биржу ознаменуется еще одним событием - раскрывается список акционеров: В. Ким –45,6%, О. НОВАЧУК- 13%, Й.Ча - 37,2%.
Попутно заметим, что ЙОНГ Кю Ча являлся представителем "Самсунга" в "Казахмысе" еще с 1994 года. Помните те 40%, что в 96-м "Самсунг" приватизировал в счёт долга? Так вот, в 2008-м прокуратура Республики Корея предъявила обвинение Йонг Кю Ча в перепродаже по заниженным ценам самому себе акций "Самсунга" в "Казахмысе" прямо перед IPO в Лондоне.
В том же году, в аналогичном преступлении обвинили самого главу "Самсунга" ЛИ Гон Хи. Также его подозревали в раздаче взяток должностным лицам. В итоге Ли Гон Хи получил условный срок за уклонение от налогов.
Казалось, получив практически даром предприятия без социальной обузы, имея миллиарды долларов на Лондонской бирже и сидя на огромных запасах полезных ископаемых, новые хозяева богатств Казахстана перестанут брать у государства. Увы, финансовая помощь только начиналась.
Так, в 2009 году госхолдинг "Самрук-Казына" даёт "Казахмысу" заем в $2,7 млрд долларов на разработку медных месторождений, разведанных еще в советское время – Бозшаколь и Актогай.
В 2011 году China Development Bank выделяет $1,4 млрд на разработку тех же месторождений, но кредит выдается как часть программы "Один пояс, один путь", а значит, снова под госгарантии РК.
В 2014 Kazakhmys PLC делят на две части. Операцию условно можно назвать "вершки и корешки": старые активы, принадлежавшие "Казахмысу" до приватизации 2003 года, перебрасывают в ТОО "Корпорация Казахмыс", а все новое, включая Бозшаколь и Актогай, вместе с госфинансированием достается компании Kazakhmys PLC, переименованную в KAZ Minerals.
На деле же это означало, что живущие в моногородах коллективы прежних "Жезказганцветмета" и "Балхашмеди" остались работать на старых объектах с иссякающими запасами, серьезными экологическими проблемами и высокими расходами.
В то же время KAZ Minerals начинал с чистого листа, с новыми фабриками и месторождениями, разведанными и освоенными на государственные деньги.
Парадоксально, но наше правительство продолжило финансировать частную компанию из листинга Лондонской биржи, и в период 2017-19 годов в пользу KAZ Minerals перечисляется $900 млн через Банк развития Казахстана (БРК). А всего с 2009 по 2019 годы, компания этих талантливых управленцев получила (!) около $5 млрд прямого и косвенного финансирования (от госструктур или под госгарантии) от Республики Казахстан.
Итак, посмотрим, что имеем в суммарном и сухом остатке. За годы независимости наше правительство поощряло отраслевые монополии, за бесценок отдавая большие и лакомые куски избранным компаниям, одновременно накладывая мораторий на выдачу лицензий другим. Оно выбросило миллиарды долларов в этой сфере. Только двум группам, ENRC (ERG) и "Казахмысу" (KAZ Minerals), за последние 10 лет было выдано кредитов и гарантий на астрономические $7,4 млрд. Но существенного эффекта на развитие отечественной промышленности это не оказало, своего Fortescue Metals Group у нас не появилось, а западные горнорудные гиганты разработкой месторождений в Казахстане не занялись. А ведь наша страна не менее богата на полезные ископаемые, чем Австралия.
В чем же тогда заключаются проблемы?
Из фундаментальных и экономических первой я назвал бы чрезмерно концентрированное и негативное воздействие "Самрук-Казыны", где собраны все инфраструктурные монополии. Государству вообще не следовало ни объединять их под одним куполом, ни создавать сам фонд.
Второе - это отсутствие эффективной антимонопольной политики и конкурентной среды в рассматриваемых отраслях. Необходима независимая антимонопольная организация, наподобие Техасской железнодорожной комиссии, которая могла бы бороться с перекосами и способствовать росту других компаний.
Третье - это историческое наследие грабительской приватизации, когда отраслевые монополии отдали не только за бесценок, но и в руки сомнительных управленцев.
Четвертая проблема вытекает из предыдущей, а именно – постоянное вмешательство государства на стороне нескольких избранных компаний, что противодействует конкуренции и соответственно - экономическому развитию.
В такой ситуации как другим частным и независимым компаниям разрабатывать месторождения и создавать рабочие места, если им нужно конкурировать c игроками, у которых в руках инфраструктурные монополии и неограниченный адмресурс?
Как заинтересовать международные горнорудные корпорации вкладываться в нашу экономику, когда в РК создаются искусственные барьеры в интересах только избранных групп?
В целом следует различать задачи приватизации и демонополизации. Одна лишь приватизация фонда "Самрук-Казына" не решит проблем экономики. На примере ENRC и "Казахмыса" мы видим, к чему приводит передача в частную собственность "общим чохом" целых отраслей. Поэтому гораздо важнее демонополизация как фонда "Самрук-Казына", так и ранее приватизированных отраслевых монополий. В первом случае это должно означать расформирование фонда, а во втором – дробление активов.
Помните, что у государства, помимо полномочий на выдачу лицензий на недропользование, есть и доли в этих "квази-капиталистических" компаниях?
Думаю, что пришло время правительству воспользоваться имеющимися рычагами и демонополизировать отрасли, которые были несправедливо, а главное - глупо приватизированы.
Фото: "Казахсмыс".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!