Созданная в Казахстане система породила множество проблем и привела к падению уровня жизни
Читайте предыдущую статью Сляма АХМЕТОВА "Падение сырьевых банков".
Между двух систем
Все эти годы изобретались различные проекты по развитию экономики страны.
Самый глобальный из них - Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы - предусматривал избавление от нефтяной зависимости путем создания диверсифицированной и устойчивой экономики.
В дополнение были разработаны и другие программы: в частности, в 2010 году приняли Стратегический план развития РК до 2020 года (качественный рост через модернизацию), программу форсированного индустриально-инновационного развития и т.д.
Разумеется, для реализации таких масштабных задач требовались большие финансовые ресурсы. И все это следовало осуществить при стремительном росте внешнего долга предприятий сырьевого сектора.
Ключевую роль в мобилизации национальных и внешних ресурсов в модернизируемые сферы экономики должна была сыграть финансовая система.
Для лучшего понимания кратко рассмотрим виды финансовых систем, которые стали двигателями рынка и привели капиталистические страны к высокому уровню развития и состоятельной жизни населения.
Существует две основных модели: англосаксонская (либеральная, нескоординированная) и континентальная (нелиберальная, координированная) системы.
В англосаксонской финансовой системе ведущая роль в финансировании компаний принадлежит фондовому рынку (бирже) как главному драйверу развития рынка.
Деньги в бизнес привлекаются через ликвидные ценные бумаги, выпускаемые различными компаниями. Систему отличает распыленность структуры собственности и ее открытость: зачастую в компаниях никто не владеет контрольным пакетом акций, а на биржу могут выходить даже сравнительно небольшие компании.
Англосаксонской финансовой системы придерживаются США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия другие страны.
В континентальной финансовой системе доминирующую роль в финансировании компаний играют конкурирующие банки и финансирование кредитами носит долгосрочный и стабильный характер. В структуре собственности присутствуют крупные мажоритарные инвесторы: государственные образования и большие банки.
Континентальной финансовой системы придерживаются такие страны, как Япония, Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия, Германия и др.
Теперь перейдем к нашей финансовой системе - к банкам и к фондовому рынку.
Банковский сектор
Как известно, главная функция коммерческих банков - это кредитование реальной экономики.
Отношение кредитов, выданных экономике, к ВВП показывает глубину финансового рынка.
Рассмотрим динамику кредитования банками экономики за последние 11 лет.
График №1. Доля выданных комбанками кредитов в ВВП
Как видно из графика №1, пик кредитования комбанками экономики приходится на 2007 год, когда значение отношения выданных кредитов к ВВП выросло до 58,4%.
Затем тренд кредитования резко идет на спад до 49,0% и после этого устойчиво падает до низкого уровня - 33,4% к 2015году.
Для сравнения: в нефтяной Норвегии отношение кредитов к ВВП составляет 73,7% - при ВВП $ 370,6 млрд было выдано кредитов на сумму $273,1 млрд (2016 год).
Резкое падение объемов кредитования связано с кризисом 2008 года, когда лопнул пузырь на рынке недвижимости, после которого более 30% всех кредитов банков оказались безнадежными.
И еще об одном важном факте.
В докризисный период крупные банки заняли на внешнем рынке $45,6 млрд. Эти деньги так и не стали источником финансирования приоритетных направлений развития экономики.
Такие плачевные для экономики результаты прямо связаны с недостатками в деятельности банков. Перечислим лишь некоторые из них:
- приоритет в кредитовании был отдан потребительскому спросу, а не инвестициям;
- акцент в кредитной политике сделан на краткосрочные и высокодоходные кредиты;
- неспособность банков самостоятельно аккумулировать ресурсы, необходимые для финансирования масштабных инвестиционных проектов;
- чрезмерное скопление переоцененной недвижимости в качестве залогов. Для примера: в докризисный период цена однокомнатной квартиры в Алматы доходила до 120 тысяч долларов - соответственно, под залог «однушки» можно было получить 80 тысяч долларов. Когда лопнул пузырь на рынке недвижимости, залоги оказались переоцененными;
- неучастие банков в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития экономики РК (2003 г.), предусматривающий уход от сырьевой зависимости и т.д.
В последние годы активным «рынком» вложения ресурсов банков (в том числе и закачанные государством средства) стали ноты и депозиты НБК и облигации Минфина.
Со времен кризиса 2008-2009 годов и по сей день практическое отсутствие банковских кредитов в экономике РК остается открытой проблемой.
Фондовый рынок
Рассмотрим уровень капитализации фондового рынка на основе данных Всемирного банка.
График №2. Отношение капитализации фондового рынка к ВВП
На графике №2 видно, что рост капитализации фондового рынка до 2006 года (53,9% к ВВП) было связан с периодом высоких цен на нефть. А тренд его резкого падения до 39,5% и дальше до 17,4% в 2008 году - с предкризисным периодом и наступлением самого кризиса.
После кризиса 2008-2009 годов отношение капитализации к ВВП падало, дойдя до 10,4% в 2014-м и лишь к 2016 году оно выросло до 30%.
Для сравнения: капитализация фондового рынка в Канаде – 130,3%, США – 147,3%, Швейцарии - 212,7%, в Южной Африке – 322,7%, а в Гонконге – 995,0% (!).
Фондовый рынок Казахстана насчитывает всего 57 участников (по категории «валютный» – 34). В большинстве своем участники рынка - банки, включая дочерние подразделения иностранных банков, а также небольшие инвестиционные отечественные компании.
Сегодня этот рынок служит, в основном, площадкой для институциональных инвесторов с преобладанием государственных ценных бумаг и операции репо.
Что касается Регионального финансового центра города Алматы (РФЦА), то и его деятельность развивается слабо, что связывают с низким уровнем конкурентоспособности отечественного фондового рынка.
Как видно, фондовый рынок Казахстана остается слаборазвитым и не состоявшимся институтом для привлечения реальным сектором экономики РК инвестиционных ресурсов.
Из чего можно сделать вывод, что финансовую модель, состоящую из неразвитого фондового рынка и слабого банковского сектора, никак нельзя отнести ни к англосаксонской, ни к континентальной эффективным системам.
Институтам рынка не дают возможность повлиять на экономику
Теперь вкратце рассмотрим вопросы будущего финансовой модели Казахстана: вырастет ли она, чтобы играть такую же решающую рыночную роль, какую играют в процветании капиталистических экономик их финансовые модели?
Изучив все концепции развития финансового сектора РК, можно прийти лишь к одному выводу: во всех утвержденных правительством документах не ставились такие цели.
Для подкрепления этого тезиса приведем лишь некоторые положения из этих программных документов:
- кредитный портфель банков до 2020 года должен составить не меньше 60% от ненефтяного ВВП;
- приоритетной задачей стоит сохранение финансовой системы преимущественно с отечественным капиталом (в то время как почти 50% банковского рынка, активы и объемы кредитного портфеля контролируются лишь несколькими физическим лицами).
- предусматривается также, при необходимости, ограничение иностранного участия в финансовом секторе в размере не более 50%;
- депозиты населения и юридических лиц будут оставаться основным источником фондирования финансового сектора;
- в целом по целевым показателям банков сделана оговорка, что они могут остаться невыполненными. Причиной тому может стать привлечение крупными предприятиями, особенно с участием государства, а также институтами развития больших заимствований на внешних рынках. Поэтому банковский сектор будет ориентирован лишь на субъекты МСБ и население;
- в то же время холдинг «Байтерек» с дочерними подразделениями остается финансовым инструментом правительства в финансировании государственных программ развития, получая огромные суммы из государственного бюджета.
Таким образом, концепцией не предусматривается коренная модернизация финансовой системы.
Банки, как и прежде, будут оставаться незначительными механизмами в рыночном перераспределении денежных ресурсов в экономике.
Плохой капитализм с бюджетным лицом
В заключительной части рассмотрим, каких результатов мы достигли, благодаря ущербной финансовой модели.
Для этого выстроим графики, отражающие динамику роста дохода республиканского бюджета и его структуру.
График №3. Динамика роста дохода республиканского бюджета
Из графика №3 видно, что республиканский бюджет только с кризисного 2009-го по 2017 год вырос в 3,4 раза. И это было бы хорошо, если не смотреть на структуру источников его формирования, из чего собирается доходная часть бюджета 2017 года в сумме 9,5 триллионов тенге!
График №4. Структура источников формирования республиканского бюджета на 2017 г.
Как видно из графика №4, в структуре источников формирования доходной части бюджета налоговые поступления в 2017 году упадут до 50,1% с 90,3% в 2006 году (!), а недостающие суммы восполнят деньгами Нацфонда, и их доля вырастет до 46,2% (!).
По сути, неспособность правительства создать условия для обеспечения жизнедеятельности экономики и государства прикрывается огромными вливаниями из Нацфонда.
Вопрос только один: как долго это может продолжаться?
Фото: Kapital.kz.