Как из казахов пытались сделать буддистов, христиан, иудеев и… "ортодоксальных мусульман"

15989 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 10 Июл 2021, 14:30

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Какой вы веры?

"Какой вы веры?" - спросил я однажды двух киргиз-казаков. "Не знаем", - отвечали они. Ответ сей услышите вы от большей части их соотечественников. И в самом деле трудно решить, что такое киргизы – магометане, манихеяне или язычники".

Читайте также
Не пляшут, но поют! Почему никто не встречал танцующих казахов

Так начинает главу про веру и суеверие казахов Алексей Ираклиевич ЛЁВШИН, исследователь, которого ВАЛИХАНОВ назвал "Геродотом" своего народа. Геродоту простительны такие натянутые аргументы в форме байки. Однако некоторое лукавство насчёт религиозности степняков в устах авторитетного автора – порождает традицию.

"Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах Степи еще не утратили своего значения".

Это уже высказывание самого Чокана Валиханова. Хотя сам он и считал, что ислам в Степи был явлением новым, живым и творческим, но также признавал, что на уровне народного восприятия религия Пророка органично и причудливо соединилась здесь с более древними верованиями и традициями.

Хотя жители Степи и считали себя магометанами, они не являли собой тот вариант ортодоксальных и фанатичных последователей Пророка, какой мы встречаем в XIX столетии в соседней Бухаре, Хиве или том же Татарстане - областях с оседлым населением. И это не шибко впечатлявшее посторонних наблюдателей религиозное чувство казахов сильно заботило всех (кроме, пожалуй, самих казахов). Страсти вокруг вовлечения вольного степного народа в лоно "истинной религии" временами принимало характер откровенного прожектёрства, а местами попахивало откровенным волюнтаризмом.

Между Буддой и Христом

Мало кто знает, что попытки "воцерковления" казахов начались ещё в XVII веке. Одним из тех, кто раньше других озаботился их религиозным состоянием, был джунгарский хан Галдан, вступивший на престол в 1671 году и продержавшийся на нём четверть века.

Читайте также
Маленькая победоносная война генерала Колпаковского, вернувшая Китаю Кульджу и поставившая на место Британию

Изначально Галдан не стремился к власти, а всецело посвятил себя буддизму, много лет жил в Лхасе и дружил с Пятым Далай-ламой. Сняв с себя монашеские обеты, он однако вынужденно взошёл на трон, опустевший после убийства предыдущего иерарха Сэнгэ, приходившегося ему родным братом. Вот тут-то Галдан и решил, что казахи, ввиду своеобразия своего отношения к религии, вполне подходят для восприятия ламаизма. Казахи, правда, так не считали и, по сообщению русского источника – "не похотели по калмыцки в Далай-ламу веровать, и за то де были у них бои великие…"

Ну, а в XVIII -  XIX веках, в процессе присоединения Казахстана к России, слабая религиозность казахов-мусульман, понятно, более всего смущала уже русское правительство. Каких-то всеохватных миссионерских проектов в Степи не существовало, и про масштабные переходы казахов в православие и системное крещение слышать не приходилось. Но попытки обращения случались. Особенно на региональных уровнях.

Вряд ли, повторю, стоит вести речь о каком-то насильственном принуждении степняков к православию. Скорее речь идёт про переманивание адептов административно-экономическими способами – принявших православие и крестившихся казахов автоматически записывали в казачье или мещанское сословие, со всеми из этого вытекающими привилегиями. (Такой метод, кстати, успешно использовали многие религии, а в особенности ислам – достаточно вспомнить массовое вхождение в мусульманство византийских греков в Османской империи, даровавшей всем новообращённым равные права со всеми).

Об одной из таких попыток, кстати, упоминал Валиханов в одной из своих последних работ "О мусульманстве в степи":

"Мера эта похвальная в христианском смысле, в политическом отношении была величайшей ошибкой, ибо пример крестившихся киргиз с удалением из степи делался для киргизского народа беспоследственным".

То есть в казахском обществе эти неофиты становились своеобразными изгоями (вроде безлошадных джатаков), но не факт, что они при этом становились полноценными жителями сёл, станиц и городов. А  для того, чтобы быть христианином, необходимо было постоянно посещать церковь. О малозначимости процесса может свидетельствовать число казахов, служивших в начале XIX века в Сибирском казачьем войске – всего 1%.

Как свидетельствует наиболее авторитетный географический справочник Российской империи "Россия" (Том XVIII. Киргизский край. 1903 г):

"Христианство прививается в киргизах весьма туго; деятельность семипалатинской и тургайской миссий не принесла заметных результатов; некоторый успех имеет проповедь только среди бедняков (джетаков или байгушей), для которых в числе побудителей к принятию христианства не последнее место сохраняют чисто материальные разсчёты; случаи обратного перехода в магометанство нередки".

Модернизированный иудаизм от Густава Гасфорта

Густав Христианович ГАСФОРТ, бывший во времена Достоевского и Валиханова генерал-губернатором Западной Сибири – вообще-то слыл большим чудаком и оригиналом. Анекдоты про него передавались с каждой почтой по всему подвластному краю. А это была территория, по площади сравнимая со всей Европой: от Ледовитого океана до гор Тянь-Шаня. Нужно сказать, что почву для анекдотов обильно унаваживал сам сибирский иерарх.

На снимке: Гасфорт, рисунок Валиханова.

Так вот, однажды, проникнувшись мнением А. И. Левшина и других исследователей о том, что у казахов нет тяги ни к какой религии, многомудрый Густав Христианович решил попробовать себя в качестве нового пророка. Для чего самолично изобрёл для степняков новую веру. Которая, правда, при ближайшем рассмотрении оказалась сильно модернизированным иудаизмом – в стиле Заветов полученных Моисеем на Синае.

Читайте также
Где у нас видели китайцев: моменты прошлого, о которых не мешает знать современным казахстанцам

Из чего исходил в своём выборе "пророк Гасфорт", сказать трудно – но самому Омскому губернатору "в своём отечестве" пришлось натерпеться изрядно. Когда из Петербурга вернули его скрижали, с отказом и едкой припиской самого Николая I о том, что религии, де, не сочиняются, как статьи законов – это тут же стало известно всем подчинённым. За исключением, быть может, самих казахов, продолжавших по своему обыкновению и далее верить в то, во что верили поколения их предков.

Уповать на татарских мулл?

Куда более простым вариантом решения проблемы рассматривался в правительстве проект… мусульманизации мусульман-казахов - с помощью их же единоверцев, имевших куда более ортодоксальную репутацию. Речь велась в основном о татарских священнослужителях, которым предполагалось передать бразды духовного правления степняками.

"Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем… У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во время преподобного Нестора. Наши книжники так же энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину".

Так писал Чокан Валиханов в вышеназванной работе, главной задачей которой было как раз-таки убедить правительство отказаться от практики государственного распространения ислама среди казахов с помощью "татарских мулл". Опасения Валиханова состояли в том, что массированное насаждение ислама среди кочевников методами, к которым привыкли оседлые народы, может привести лишь к тому, что новые адепты будут обязаны принять религию, не понимая при этом её основ. То есть – станут не верующими, а фанатиками.

"Что же может ожидать живая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мёртвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувств…"

Опасения Валиханова относились к середине XIX века. Но в начале следующего столетия источник констатировал:

"В настоящее время киргизы имеют мулл из своей среды".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Не Бишимбаев, а его брат - показатель болезни нашего общества
Когда у нас стукачи превратятся в людей с правильной гражданской позицией
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Жителю ВКО суд запретил таксовать в Казахстане
Судоисполнитель через суд лишил должника водительского удостоверения
В Актобе объявили режим ЧС
Аким Актобе обратился к актюбинцам, которых власти до этого успокаивали и обещали, что ничего страшного не будет
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.