Как из казахов пытались сделать буддистов, христиан, иудеев и… "ортодоксальных мусульман"

13966 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 10 Июл 2021, 14:30

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Какой вы веры?

"Какой вы веры?" - спросил я однажды двух киргиз-казаков. "Не знаем", - отвечали они. Ответ сей услышите вы от большей части их соотечественников. И в самом деле трудно решить, что такое киргизы – магометане, манихеяне или язычники".

Читайте также
Не пляшут, но поют! Почему никто не встречал танцующих казахов

Так начинает главу про веру и суеверие казахов Алексей Ираклиевич ЛЁВШИН, исследователь, которого ВАЛИХАНОВ назвал "Геродотом" своего народа. Геродоту простительны такие натянутые аргументы в форме байки. Однако некоторое лукавство насчёт религиозности степняков в устах авторитетного автора – порождает традицию.

"Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах Степи еще не утратили своего значения".

Это уже высказывание самого Чокана Валиханова. Хотя сам он и считал, что ислам в Степи был явлением новым, живым и творческим, но также признавал, что на уровне народного восприятия религия Пророка органично и причудливо соединилась здесь с более древними верованиями и традициями.

Хотя жители Степи и считали себя магометанами, они не являли собой тот вариант ортодоксальных и фанатичных последователей Пророка, какой мы встречаем в XIX столетии в соседней Бухаре, Хиве или том же Татарстане - областях с оседлым населением. И это не шибко впечатлявшее посторонних наблюдателей религиозное чувство казахов сильно заботило всех (кроме, пожалуй, самих казахов). Страсти вокруг вовлечения вольного степного народа в лоно "истинной религии" временами принимало характер откровенного прожектёрства, а местами попахивало откровенным волюнтаризмом.

Между Буддой и Христом

Мало кто знает, что попытки "воцерковления" казахов начались ещё в XVII веке. Одним из тех, кто раньше других озаботился их религиозным состоянием, был джунгарский хан Галдан, вступивший на престол в 1671 году и продержавшийся на нём четверть века.

Читайте также
Маленькая победоносная война генерала Колпаковского, вернувшая Китаю Кульджу и поставившая на место Британию

Изначально Галдан не стремился к власти, а всецело посвятил себя буддизму, много лет жил в Лхасе и дружил с Пятым Далай-ламой. Сняв с себя монашеские обеты, он однако вынужденно взошёл на трон, опустевший после убийства предыдущего иерарха Сэнгэ, приходившегося ему родным братом. Вот тут-то Галдан и решил, что казахи, ввиду своеобразия своего отношения к религии, вполне подходят для восприятия ламаизма. Казахи, правда, так не считали и, по сообщению русского источника – "не похотели по калмыцки в Далай-ламу веровать, и за то де были у них бои великие…"

Ну, а в XVIII -  XIX веках, в процессе присоединения Казахстана к России, слабая религиозность казахов-мусульман, понятно, более всего смущала уже русское правительство. Каких-то всеохватных миссионерских проектов в Степи не существовало, и про масштабные переходы казахов в православие и системное крещение слышать не приходилось. Но попытки обращения случались. Особенно на региональных уровнях.

Вряд ли, повторю, стоит вести речь о каком-то насильственном принуждении степняков к православию. Скорее речь идёт про переманивание адептов административно-экономическими способами – принявших православие и крестившихся казахов автоматически записывали в казачье или мещанское сословие, со всеми из этого вытекающими привилегиями. (Такой метод, кстати, успешно использовали многие религии, а в особенности ислам – достаточно вспомнить массовое вхождение в мусульманство византийских греков в Османской империи, даровавшей всем новообращённым равные права со всеми).

Об одной из таких попыток, кстати, упоминал Валиханов в одной из своих последних работ "О мусульманстве в степи":

"Мера эта похвальная в христианском смысле, в политическом отношении была величайшей ошибкой, ибо пример крестившихся киргиз с удалением из степи делался для киргизского народа беспоследственным".

То есть в казахском обществе эти неофиты становились своеобразными изгоями (вроде безлошадных джатаков), но не факт, что они при этом становились полноценными жителями сёл, станиц и городов. А  для того, чтобы быть христианином, необходимо было постоянно посещать церковь. О малозначимости процесса может свидетельствовать число казахов, служивших в начале XIX века в Сибирском казачьем войске – всего 1%.

Как свидетельствует наиболее авторитетный географический справочник Российской империи "Россия" (Том XVIII. Киргизский край. 1903 г):

"Христианство прививается в киргизах весьма туго; деятельность семипалатинской и тургайской миссий не принесла заметных результатов; некоторый успех имеет проповедь только среди бедняков (джетаков или байгушей), для которых в числе побудителей к принятию христианства не последнее место сохраняют чисто материальные разсчёты; случаи обратного перехода в магометанство нередки".

Модернизированный иудаизм от Густава Гасфорта

Густав Христианович ГАСФОРТ, бывший во времена Достоевского и Валиханова генерал-губернатором Западной Сибири – вообще-то слыл большим чудаком и оригиналом. Анекдоты про него передавались с каждой почтой по всему подвластному краю. А это была территория, по площади сравнимая со всей Европой: от Ледовитого океана до гор Тянь-Шаня. Нужно сказать, что почву для анекдотов обильно унаваживал сам сибирский иерарх.

На снимке: Гасфорт, рисунок Валиханова.

Так вот, однажды, проникнувшись мнением А. И. Левшина и других исследователей о том, что у казахов нет тяги ни к какой религии, многомудрый Густав Христианович решил попробовать себя в качестве нового пророка. Для чего самолично изобрёл для степняков новую веру. Которая, правда, при ближайшем рассмотрении оказалась сильно модернизированным иудаизмом – в стиле Заветов полученных Моисеем на Синае.

Читайте также
Где у нас видели китайцев: моменты прошлого, о которых не мешает знать современным казахстанцам

Из чего исходил в своём выборе "пророк Гасфорт", сказать трудно – но самому Омскому губернатору "в своём отечестве" пришлось натерпеться изрядно. Когда из Петербурга вернули его скрижали, с отказом и едкой припиской самого Николая I о том, что религии, де, не сочиняются, как статьи законов – это тут же стало известно всем подчинённым. За исключением, быть может, самих казахов, продолжавших по своему обыкновению и далее верить в то, во что верили поколения их предков.

Уповать на татарских мулл?

Куда более простым вариантом решения проблемы рассматривался в правительстве проект… мусульманизации мусульман-казахов - с помощью их же единоверцев, имевших куда более ортодоксальную репутацию. Речь велась в основном о татарских священнослужителях, которым предполагалось передать бразды духовного правления степняками.

"Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем… У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во время преподобного Нестора. Наши книжники так же энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину".

Так писал Чокан Валиханов в вышеназванной работе, главной задачей которой было как раз-таки убедить правительство отказаться от практики государственного распространения ислама среди казахов с помощью "татарских мулл". Опасения Валиханова состояли в том, что массированное насаждение ислама среди кочевников методами, к которым привыкли оседлые народы, может привести лишь к тому, что новые адепты будут обязаны принять религию, не понимая при этом её основ. То есть – станут не верующими, а фанатиками.

"Что же может ожидать живая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мёртвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувств…"

Опасения Валиханова относились к середине XIX века. Но в начале следующего столетия источник констатировал:

"В настоящее время киргизы имеют мулл из своей среды".

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




- Люди, которые тридцать лет терпели Назарбаева, а теперь проглотили два изменения Конституции за три месяца, учат российских беженцев, как надо было бороться с режимом.
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
Полтора года корреспондент Ratel.kz противостоял давлению на процесс
Two popes: Астана стоит мессы
Визиты римских иерархов как высшее проявление казахских понтов и предмет общенациональной гордости
Чем отличается аким Налибаев от вице-министра Качмарчыка
Польского чиновника выгнали с работы после роскошной свадьбы с дорогими подарками
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Как казахстанцы помогают Путину
Русофобия важна для Путина как средство сплочения нации вокруг него
"700-летние" ивы Алтын-Эмеля: почему у Чингисхана не получилось бы отдохнуть в их тени
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
5 советов руководителям
Должность начальника похожа на работу канатоходца
Когда казахская жена не роскошь, а средство передвижения
Каждой идее - своё время
Сочинение на тему "Как я провела День города"
Таких экскурсий, что случились на День города, у нас ещё не было и, очень надеюсь, больше не будет
Как Петропавловску не повторить глупую выходку Аксу
Корреспондент Ratel.kz с министром энергетики пришли к выводу, что надо сначала думать, а уже потом строить в стране котельные
Апелляционная коллегия оставила приговор Боровикову без изменения: девять лет колонии
Ходатайство прокурора Темиртау об отзыве лицензии у адвоката Айткалиевой удовлетворено
Как Болат Назарбаев миллиарды в долг раздавал
В счёт этого "долга" младший брат первого президента Казахстана заполучил завод
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
- Имею честь знать Сергея Перхальского лично. Как-то спросил у него, не тяжело ли ему бороться со всем этим беспределом. Он ответил очень просто и без пафоса - Кто-то должен это делать. Его публикации дают мне надежду, что в нашей стране не все потеряно и что все ещё может изменится к лучшему. Долгих лет и крепкого здоровья, творческих успехов. А мы, его благодарные читатели, всегда будем с нетерпением ждать новых публикаций.
Увидев расписание уроков, родители школьников СКО закипели от возмущения
- Уважаемые педагоги, Министры Раньше мы 10 лет учились, и было в 10 классах по 5,6,7уроков. И ничего. А сейчас учатся 11 лет и плюс ещё две недели и все равно хотите увеличить нагрузку. О чем вы думаете? Чего вы хотите от детей.? Правильно надо сокращать количество часов в неделю. Дети лучше станут понимать. А если они целый день в школе, всю ночь уроки делают. Вы хотите чтобы дети с ума сошли?
Беспредел на родине Кунаева. Часть 1
- Да, в Казахстане всегда были местные байчики. И их покровители из высших эшелонов власти. Они питались и жили с рук этих байчиков. А где хваленый Антикор? Что этот районный акимчик тоже их прикормил? Наверное, крутую служебную машину подарил борцам с коррупцией.
Где Токаеву взять кадры
- Вами верно задета данная тема. Она с каждым днём всё актуальнее и актуальнее. Нашему президенту предстоит большая работа. Однако работа проделана на маленький процент. От квалифицированных кадров, которые дорожат (дорожили) работой и не побоюсь этого слова настоящих патриотов своего дела, у нас всегда избавлялись. Никогда не давали честно работать простому государственному служащему. Только встаешь на рельсы своего должностного пути, так тебя начинают лепить, как им удобно.
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.