Избрание на этот пост известного русского учёного-исследователя было глубоко символично и стало самым трогательным моментом исторического казахского курултая
- А почетным председателем вновь созданной партии предлагаю избрать…
Спикер взял паузу. Заинтригованная публика загудела, ведущий собрания всмотрелся в зал. Разглядев там старца в английском сюртуке, лицо которого обрамлялось окладистой "толстовской" бородой, он воскликнул:
- ПОТАНИНА Григория Николаевича!
Того спикера звали Алихан БОКЕЙХАНОВ. Вновь созданная партия носила название "Алаш". Публикой были делегаты 1-го Общеказахского съезда, который проходил в Оренбурге в июле 1917 года.
Речь на нем шла о Казахской национальной территориальной автономии (Алаш-Орда) в рамках демократической федеративной России. Предполагалось, что Алаш-Орда войдет в состав Сибирской автономии, тогда предпочитали говорить: "в состав Сибирского Штата", сохраняя при этом право на отделение в случае необходимости создания собственной национальной автономии или государства.
Все это происходило на волне Февральской демократической революции 1917 года, когда свергли русскую монархию, и у национальных окраин разрушенной империи появился шанс на самоопределение.
На этот съезд в Оренбурге казахский лидер Алихан Бокейханов приглашает 82-летнего Григория Потанина делегатом от Семипалатинской области. Близкий товарищ и однокашник Чокана ВАЛИХАНОВА по Омскому кадетскому корпусу прекрасно знал казахский язык.
Род последующих занятий их тоже сближал: этнография, фольклористика, путешествия, ориенталистика. Г.Н. Потанин (1835-1920) осуществит за свою долгую жизнь пять масштабных экспедиций в Центральную Азию, Сибирь и Тибет.
За работу над "Легендами и сказками казахов и алтайских тюрков" в 1886 году Потанин был удостоен Большой Константиновской медали Императорского географического общества. Он первым собрал "Биографические сведения о Чокане Валиханове".
Миржакып ДУЛАТОВ, один из организаторов съезда, в приветственной речи называет Потанина "нашим сибирским особо почитаемым аксакалом".
К тому моменту Чокана Валиханова на свете нет уже полвека. Свое знаменитое путешествие в Кашгар он совершит в 23 года. Это будут одиннадцать месяцев, которые потрясут мир. По итогам экспедиции он пишет отчет "О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)".
За открытие terra incognita Чокану были благодарны востоковеды как в России, так и за ее пределами - научный труд вскоре переиздается в Лондоне. Восточный Туркестан - точка геополитических интересов двух империй: Британской и Российской, а также Китая - перестает быть для мира полной загадкой. И ключом тому послужит научный подвиг юного казахского султана.
Короткая, но яркая жизнь офицера, путешественника, ученого-этнографа, востоковеда общественного деятеля оборвалась при загадочных обстоятельствах в апреле 1865 года, в ауле Тезек у подножья Алтын-Эмельского хребта. В неполные тридцать.
Его ровесника, друга и соратника Григория Потанина в тот же год летом арестуют по делу "Общества независимости Сибири". Суд проходит по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России. Потанин подвергается гражданской казни и отправляется на каторгу в Свеаборг. Лишь в 1874 году по ходатайству Императорского Русского Географического Общества Григория Николаевича амнистировали.
Григорий Потанин остался в истории не только как ученый-этнограф, но и как один из идеологов и основателей общественно-политического течения "Сибирское областничество". Движение зародилось в петербургском кружке сибирских студентов, в который входили Григорий Потанин, Николай ЯДРИНЦЕВ, Серафим ШАШКОВ и другие. В 1860-е годы областники призывают к революционной борьбе за демократические свободы.
Редкое, если не единственное, общественно-политическое течение в России, выступавшее в защиту "инородцев" и против "колониального гнёта национальных окраин". "Областники" рассматривали Сибирь как политическую и экономическую колонию России, а сибиряков - как новую сибирскую нацию.
Они выдвигают лозунг отделения от России или предоставления Сибири автономного статуса. За это Потанин в итоге и получит 10 лет ссылки, но до конца жизни останется убежденным и открытым критиком русской колониальной политики.
Этими идеями в последние пять лет своей жизни будет пропитан и Чокан Валиханов. После своего нашумевшего отчета о путешествии в Кашгар, он около двух лет проживет в Петербурге и прослужит в Военно-учетном комитете Генерального штаба и Азиатском департаменте Министерства иностранных дел.
В петербургский круг общения Валиханова в этот период входят уже знакомый по Семипалатинску Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ, и братья КУРОЧКИНЫ – члены общества "Земля и воля", идейно очень близкие "сибирским областникам" Потанина.
Разночинная литературная среда и либеральный дух столичных интеллектуалов для Чокана предпочтительнее консервативного военно-чиновничьего уклада. Валиханов читает прогрессивные журналы "Современник" и "Отечественные записки". И, конечно, запрещенный в России "Колокол".
И мне кажется, появление на его страницах, начиная с 1861 года, критических материалов о царской колониальной политике в казахской степи весьма не случайно. Их истоки, видимо, надо искать именно в том петербургском отрезке жизни Чокана Валиханова.
Алихан Бокейханов не раз говорил о родстве идейных корней проекта "Алаш" с "Сибирским областничеством". Об этом же в своих воспоминаниях пишет и лидер башкирского национально-освободительного движения Ахмет-Заки ВАЛИДОВ.
Появление 82-летнего аксакала Григория Николаевича Потанина на 1-м Общеказахском съезде в Оренбурге (21-26 июля 1917) было глубоко символичным и стало самым трогательным моментом исторического казахского курултая. В его глазах казахи видят и самого Чокана Валиханова, который, безусловно, был бы безмерно счастлив и воодушевлен упорным стремлением детей Алаша к самоопределению и свободе.
Фото: pixabay.com.