Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Площадь Абая была одной из самых любимых алматинцами. А началось всё в 1960-м, когда здесь, на краю тогдашнего города, на пустыре, вырос на гранитном постаменте небывалый по размерам бронзовый памятник Абаю. Бронзовый Абай вознёсся выше бронзового Ленина (на площади Цветов) – и в этом вполне могли бы, при желании, найти элемент антисоветчины, если бы… Если бы не время – "хрущёвская оттепель", и не место – окраина города.
За бурливой Алматинкой начинались пасторали "сельской Алма-Аты", домики, сады, мельницы и лысый массив Кок-Тюбе, которую называли по старинке – Веригиной горой. На верхушке её не виднелось ещё ни одной постройки. А на самом пустыре функционировали базарчик и лавки, где торговали хлебом и керосином. Кроме мельниц, керосинной лавки и памятника Абаю, существовала ещё одна запомнившаяся с тех пор составляющая – Партшкола. Элитное учебное заведение полузакрытого типа (как, впрочем, и нынешний правопреемник) привлекало своей загадочной молчаливостью и нелепой башенкой с круглыми окошками на крыше.
Преображение пустыря в площадь началось в 1967-м (масштабная стройка приурочивалась к празднованию 50-летия Октябрьской Революции), когда, между прочим, был утёрт нос Ташкенту. В ответ на 23-этажную "Москву" на площади Чорсу у нас появилась 25-этажная гостиница "Казахстан" на площади Абая. Так, по крайней мере, гласила возникшая вскорости за первой казахстанской высоткой (102 метра!) городская легенда, бытующая доселе. (На самом деле ташкентский супостат появился пятью годами позже, но Узбекистан так и не смог превзойти "Казахстан".)
А к следующему общегосударственному юбилею (100-летию Ленина) рядом возникло ещё и здание светлого и радостного Дворца имени Ленина, до недавней "реставрации" удивительно согласованно сочетавшееся с гостиницей. Явление подобных вместилищ для массовых мероприятий было своеобразным трендом той эпохи. Но напрасно думать, что уделом Дворца были скучно-напыщенные советско-партийные собрания актива республики и праздничные концерты мастеров искусств. Его универсальную сцену отдавали для выступления, как своим (тут долгие годы пребывал, например, "Молодой балет Алма-Аты"), так и многочисленным гастролёрам (тут выступали и Высоцкий, и Пугачёва).
Между самой высокой гостиницей и самым вместительным залом в 1968 году на площади появился ещё "Арман". Современный, красивый и очень гармоничный двухзальный кинотеатр. (Последний из доживших до нашего времени могикан алма-атинских кинотеатров). Всё в нём пленяло неизбалованное изысками воображение советских киноманов – просторный холл с садиком посередине, декор стен, выложенных булыжниками, буфеты, два зала – "Синий" и "Красный" и… Репертуар, разумеется.
И ещё одно знаковое (и скромное!) здание возникло на площади Абая одновременно с гостиницей - в 1967 году тут появился терминал канатной дороги на Кок-Тюбе. Появился и тут же вызвал небывалый ажиотаж среди падких на всё новое горожан того времени. Очереди желающих прокатиться туда-обратно в выходные тянулись чуть ли не от памятника Абаю! Два вагончика, на 25 человек каждый, сновали навстречу друг другу с интервалом в 7-8 минут. Потом ажиотаж спал, но старая "канатка" всё равно оставалась популярной среди горожан и гостей, до самых тех времён, пока цену на неё не вздули выше разумного предела.
Значение площади Абая для алматинцев не ограничивалась образцовыми архитектурными достоинствами. Горожане любили её за мирную ауру и приходили сюда "просто так". Посидеть у фонтанов, встретиться друг с другом и … полюбоваться горами. Именно отсюда когда-то открывался один из самых чарующих видов на Заилийский Алатау. Особенно завораживали взор золотистые весенне-летние вечера. Когда в городе солнце уже скрывалось за горизонт, а там, сверху, снежные вершины продолжали купаться в его лучах, отбрасывая вниз тёплый животворящий свет. Продлевая сумерки и даря горожанам лишний повод для тихих восторгов и скромной гордости за то место, где им сподобило родиться и жить.
О бездарной и бездумной утере городом одного из самый ярких алма-атинских ансамблей – площади Абая – можно нынче только вздыхать. Современная застройка площади, начисто перекрывшая великолепную панораму гор – граничит с градостроительным преступлением. Представший взору после капитальной "евро-реставрации" Дворец Республики, болезненно-синюшный и покоцанный, ещё один смачный плевок в сторону авторов гармоничного и гуманного архитектурного решения эпохи Кунаева (отмеченного, кстати, престижными всесоюзными премиями). Остаётся порадоваться за гостиницу "Казахстан", высотность которой пока что спасает её от всяких "реставраторов" и "реформаторов".
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Иллюстрации: издания 1960-х.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!