К чему приведёт глобальный транспортный коллапс

5066 просмотров
0
Оксана Сорокина
Вторник, 27 Июл 2021, 09:00

В июне в Казахстан из порта Циндао было отправлено ноль поездов

К проблемам прошлого года с нехваткой контейнеров и нехваткой подвижного состава со стороны КТЖ и АО "Кедентрансервис" прибавилась еще одна большая проблема – морские линии. Если в прошлом году рост перевозок по LandBridge Silkway во втором полугодии был вызван выходом стран из карантина, наращиванием мощностей после временных закрытий фабрик на локдауны, а также большими поставками медицинского и околомедицинского оборудования (общий рост - плюс 62% к объемам по сравнению с 2019 годом), то теперь дополнительным фактором значительного увеличения поставок в 2021 году служит также коллапс морских линий:

Читайте также
Оксана Сорокина: В Китае транспортный коллапс

- за последние несколько лет шло активное поглощение и слияние между морскими линиями, и в результате 10 игроков на текущий момент контролируют 85% перевозок, и 60% всего рынка приходится на 4 линии. Недостаток конкурентной среды, профицит грузов и нехватка оборудования позволили морским линиям резко изменить свою тарифную политику и начать спекуляции на дефиците судов и контейнеров и профиците грузов. Ставки на морской фрахт за два года изменились в разы. Также морские линии начали использовать скрытые надбавки на нехватку оборудования, приоритетное бронирование (некоторые линии заявляют 1000 долларов за контейнер, но и эта надбавка не сильно спасает ситуацию), сезонную надбавку (пиковый сезон) и так далее.

- нехватка около 150 судов по всему миру тоже вызывает существенные задержки в отправках грузов, в портах - сокращение количества людей, вовлеченных в операции, в связи с пандемией вызывает задержки в обработке грузопотоков, равно как и нехватка оборудования (краны, ричстакеры и так далее), так как сократилось количество людей на заводах, выпускающих портовые механизмы, вследствие чего производство замедлилось. Для справки, в апреле 2021 года в порту Шанхай, КНР в ожидании выгрузки стояло 29 судов, в порту Нингбо – 21 судно. Аналогичная ситуация идет по портам Гамбург, Роттердам, Стамбул. В текущей ситуации 99 морских перевозок из 100 идут с большим опозданием. Если посчитать все временные потери, которые есть сейчас на каждую операцию, а также нехватку судов, контейнеров и барж, то понадобится 21 250 дней для того, чтобы морской коллапс закончился.

Соответственно, ранее экспортеры из Юго-Восточной Азии и КНР выбирали морские перевозки для отправки своих грузов в Европу, так как цена была достаточно низкая, а срок доставки – пусть и долгим, но разумным. В связи с вышеуказанными факторами, срок доставки увеличился + добавился срок ожидания погрузки, тарифы на морской фрахт выросли значительно, и естесственным решением стала отправка грузов по Шелковому пути транзитом через КНР, РФ и РК. Учитывая, что правительства всех стран выделяют колоссальные субсидии для поддержания данного стратегического проекта, цена на отправку по железной дороге сейчас по некоторым направлениям либо сравнялась, либо даже ниже, чем цена за отправку по морю, а срок при этом достаточно хороший, так как данные блок-поезда идут в приоритете на отправку с портов Циндао и Лянюньгань.

Читайте также
Грузы для Казахстана останавливают в Китае за 2000 км до казахстанской границы

Данный рост транзита также вызывает задержки в отправках контейнерных поездов в Казахстан и вызывает увеличение коллапса на границе. Последние два месяца соотношение контейнеров к платформам стабильно идет 120 к 1. По информации от китайских коллег, в июне и июле были отменены либо отложены даже поезда на Европу.

Большой проблемой для казахстанских импортеров на текущий момент стал порт Циндао – основной порт для транзитных грузов из Юго-Восточной Азии, Австралии, Индии и Пакистана. Порт переполнен транзитными и экспортными грузами, при этом количество выделяемых квот на отправку блок-поездов ничтожно. Это существенно сказывается на импорте, так как срываются все сроки, клиенты крайне недовольны и начинают искать по  рынку – кто сможет вывезти груз, застрявший в Циндао. К сожалению, никто.

Июль – а по прогнозам сентябрь и август - повторяют сценарии октября-декабря 2020 года с массовыми отменами блок-поездов, что естественно вызывает спекуляции со стороны операторов китайских блок-поездов и неконтролируемый рост цен. При этом, если в 2020 году CRIMT предоставляли официальные телеграммы об отменах блок-поездов либо их переносах, то сейчас за всё время была предоставлены только 2 телеграммы, так как коллапс на станциях Нингбо, Циндао, Сиань, Иву и Янтай приобрел стабильно плохой характер. Причем, одна из телеграмм была на отмену всех непортовых отправок, так как нужно высвобождать порты Циндао, Лянюньгань, Шанхай и т.д.

Нехватка оборудования в КНР тоже добавляет масла в огонь. Острая нехватка контейнеров вынуждает импортеров соглашаться на заоблачные цены за контейнеры крайне низкого качества. При этом все жалуются – почему их нет в КНР, когда в Алматы все СВХ битком забиты порожними контейнерами. Ответ прост – КНР не дает план на отправку порожних контейнеров, а без их согласования казахстанская сторона не может отправлять контейнеры, которые будут простаивать на границе, задерживая казахстанские платформы, которые тоже в дефиците. Получается, что контейнеры вроде бы есть, но не там, где нужно.

Читайте также
Кто рулит на китайской границе

Все задаются вопросами "кто виноват" и "что делать". На первый вопрос ответа нет уже очень давно, так как есть вопросы и к АО "Кедентранссервис" по поводу привлечения иностранного подвижного состава, и к Китайской железной дороге, которая не дает план на возврат порожних контейнеров из РК, отменяет все блок-поезда на РК, потому что нужно отправить свои стратегические грузы, не может разобраться со скоплением контейнеров в порту Циндао (как транзит, так и экспорт). И даже если мы найдем виновных (конкретные компании или конкретные лица) – ситуацию это не решит.

"Что делать?" - этот вопрос у импортеров стоит гораздо острее. И импортеры готовы платить не просто за саму перевозку, а за детальную разработку всех возможных каналов доставки в обход КНР. Стабильно раз в неделю к нам в WILAT приходят запросы на аналитику по текущему состоянию ситуации в КНР, анализ альтернативных маршрутов (не только цены и сроки, но и требования по документам, подводные камни, потому что те же порты Владивостока и Новороссийска очень строги по документации, а иногда и нелепы в своих требованиях), прогнозы на вторую половину 2021 и 2022 по улучшению / ухудшению ситуации.

Импортеры начали осознавать, что нехватка порожних контейнеров в КНР или платформ в Циндао вызывает по цепочке нехватку крытых вагонов в Поти или автотранспорта в Германии, и это риски, которые тоже нужно закладывать.

Автор - генеральный директор ТОО "SevenR Logistics", член управленческого совета WILAT  LOGISTICS AND TRANSPORT ) по Казахстану, Центральной Азии и Афганистану.

Фото: РИА Новости. Михаил Воскресенский.

 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Роскомнадзор требует удалить публикацию сайта Ratel.kz
Когда российские власти решили, что Казахстан является субъектом РФ
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Угрозы экономике Казахстана
Проблемы российской экономики могут перетекать к нам по двум основным каналам: импорт товаров и инвестиции
Сара и Марьям. Степные страсти - достаточное основание для того, чтобы написать оперу
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Поход в советский туалет не обходился без газет: как шокировать молодёжь Америки
Америка по многим направлениям напористо стремится повторить опыт канувшего в Лету Советского Союза
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Абаев выступил в кукольном театре Актобе
Министр культуры и спорта рассказал про цензуру и какие казахстанцы увидят мультфильмы
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru