По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Новогодний поход по незнакомым соседям».
Правозащитникам ничто человеческое не чуждо. В своём подавляющем большинстве у них хорошее чувство юмора, что почему-то реже встречается у представителей власти. Причём, в отличие от сложившихся стереотипов, что не все народы одинаково понимают шутки, готов утверждать обратное. К тому же в силу особенностей того, чем правозащитники занимаются, они попадают в разные истории.
Некоторыми из своих записей по этому поводу и хочу поделиться.
Чёрно-белый рынок
Начало 1990-х годов. Оказался я по приглашению голландской организации по сотрудничеству с зарубежными странами в двухнедельной поездке по Нидерландам с правозащитниками из Зимбабве, Индонезии и Гватемалы.
Зимбабвийский правозащитник и известный юрист, заместитель председателя Конгресса юристов этой страны Арнольд ЦУНГА в первый же день поездки для установления дружеских взаимоотношений пригласил меня попить пивка.
Мы устроились в небольшом баре возле гостиницы и под хорошее голландское пиво стали на английском информировать друг друга о наших странах.
О Зимбабве я знал немного больше, чем Арнольд о Казахстане, и поэтому в основном рассказывал я.
Мой горячий монолог о состоянии экономики независимого Казахстана начала 90-х не охлаждало даже пиво.
Обрушение рубля, дикий рынок, рост цен, безработицу, номенклатурную приватизацию и прочие гримасы капитализма я описывал в картинках, усиленно жестикулируя.
Арнольд, почти двухметровый африканец (не просто чёрный, а даже с отливом темно-синего) внимательно меня слушал, а потом, хитро улыбаясь, спросил:
«Вас тоже достаёт «белый» рынок и «белый» нал?».
Как человек, не лишённый чувства юмора и любящий хорошие шутки и анекдоты, я аж запищал от удовольствия. Ну, конечно же, в чёрной Африке негатив-то, в отличие от нас, с белым связан.
Я сразу понял, что с этим африканцем мы споёмся. Мы так с ним две недели в Нидерландах и более 20 лет после поездки ментально и чувствуем себя почти сиамскими близнецами. Одинаковое представление об общечеловеческих ценностях, похожее отношение к жизни и своём месте в ней, и шутки…
Или пальмовую юбочку снимите, или айфон отдайте
Арнольд – никакое не исключение. В прошлом году мне нужно было получить какую-то информацию от другого знакомого, теперь из Южной Африки. Связавшись с ним по скайпу и выяснив то, что мне было нужно, я мимоходом спросил, что происходит в Африке.
Мы ведь обычно представляем Африку как что-то целое, где живёт чёрная раса в количестве нескольких сот миллионов человек и всё в той или иной степени одинаково.
И хотя вопрос, конечно, был дурацкий – ну что отвечать на слова: как там в Африке? - мой знакомый, подняв палец вверх, серьёзно сказал: «Африканский народ решает важнейший экзистенциальный вопрос».
Ну, то, что никакого африканского народа не существует, я, конечно, знал, потому что каких там наций, народностей и племён только нет. Поэтому иронию я в ответе уловил и с интересом стал ждать, что же такого экзистенциального выясняют жители этого континента.
«Мы решаем, - сказал мой знакомый, - нужно ли переодеться в современную удобную одежду, сняв пальмовую юбочку, или отдать айфон».
И рассмеялся.
Я рассмеялся тоже, а потом задумался о том, какой совершенно точный образ нарисовал южноафриканец. Действительно, если мы хотим пользоваться техническими и технологическими благами современной цивилизации, то не только одежда, но и разные другие, например, общественно-политические институты, должны в той или иной степени этому соответствовать. Обобщённая «пальмовая юбочка», конечно, хороша как этнографический артефакт, как знак сохранения культурного наследия, но только в этом качестве.
А то в неё и айфон некуда положить.
Фото: goturist.ru.