Музыка Алма-Аты глазами очевидца
На снимке: Улан Казакпаев играет только блюз.
В моем пятисерийном документальном фильме (хронометраж серии 26-30 минут) об истории нашей современной музыки, который называется "Алма-Ата - город джаз, город блюз, город рок-н-ролл" (ТРК "МИР", генеральный продюсер Аскар АЛИМЖАНОВ) есть эпизод о блюзовом гитаристе Улане КАЗАКАПАЕВЕ, который все жизнь играет только блюз. Часто сидит без работы, музыканты разбегаются из его группы, не выдерживая тотального безденежья, а Улан продолжает гнуть свою линию. На мой вопрос: "Продал ли ты душу шайтану, чтобы овладеть инструментом?", он дал исчерпывающий ответ: "Был момент…". Это к легенде о музыкантах, которые продают душу дьяволу на знаменитом crossroad (перекрестке) на Юге США, и получают талант виртуозно исполнять блюз. Ведь на самом деле это яркая аллегория образа жизни истинного творца, который готов даже в ад попасть, лишь бы служить своей Музе. Уважаю таких! Как раз именно о тех, кто без остатка отдает свою жизнь музыке (джазу, рок-н-роллу и т.д.), и будет мой рассказ.
Барабаны судьбы
Когда в семидесятых года прошлого века мы создали в 15-й школе свою группу и назвали ее "Рифы", то никто не хотел быть барабанщиком – только лидер-гитаристами. Мы тогда не понимали, что барабаны – это, можно сказать, сердце рок- группы, без упругого ритма никакой рок-н- ролл, в принципе, невозможен! Выход из этого сложного положения все же нашелся - бросили жребий. И стать "drummer" выпало мне. И понеслось: у нас был пионерский барабан, который во время репетиций группы я прилаживал на некое медицинское приспособление в виде треножника, а еще самопальные палочки, выточенные из дуба на школьном токарном станке, смахивающие на небольшие дубинки для игры в "городки". Но как играть и вообще, что делать со всем этим, я понятия не имел, только колотил изо всех сил "мимо кассы", старясь поймать ритм, обламывая пацанам репетиции. И это была полная лажа...
Drum break*
И тогда помог случай. Кто-то из пацанов принес объявление, то ли из газеты, то ли сорванное со столба возле кинотеатра "Казахстан", на котором было написано, что в "Доме быта" на Космонавтов ниже улице Гоголя идет набор в школу барабанщиков. А наша 15-я школа находилась совсем рядом, через пару кварталов. Так я познакомился с Валерием ЮЛЕВИЧЕМ ("Пистон"), который стал моим первым учителем и показал, наконец, что должен делать барабанщик в группе. И, как потом выяснилось, Валерий Юлевич был первым учителем знаменитого барабанщика Тахира ИБРАГИМОВА (основателя легендарного "Бумеранга") да и многих других. В каком-то смысле он создал алматинскую школу драммеров
В момент нашего знакомства я даже не догадывался, что этот небольшой и даже смешной эпизод школьного бытия, предопределит всю мою дальнейшую жизнь! И что через некоторое время я стану профессиональным барабанщиком, попаду в ВИА "Дос-Мукасан" на целых лет десять. Запишу с ними виниловую пластинку (релиз 1976 года) на Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия", где есть инструментальная пьеса в стиле психоделического рока "Бетпак дала", которую теперь считают первым психоделическим experience в СССР (см. "АиФ КЗ" №№№ 31,32,33).
Стану основателем группы "Психоделический номад", как некое продолжение психоделии той пластинки. А потом начну лабать экстремальный по тем временам "hard rock" в группе "Syndicate", с которой мы входили в самый первый рок-клуб Алма-Аты (председателем был Игорь МАРШАНСКИЙ). Мы даже однажды отыграли на стадионе "Спартак" первый в городе аншлаговый "open air", когда в сторону музыкантов не только "чепчики дамские", но и лифчики летели, клянусь богами рок-н-ролла, это чистая правда!
У меня был интересный случай на русскоязычном сайте одного американского университета, для которого по просьбе их главреда я написал статью о современной музыке КЗ. После публикации под ней появился коммент одной девушки, что она не верит, что я был музыкантом. Отсюда такое длинное вступление, чтобы читатель знал, что все, о чем пишу здесь, я не слямзил с какого-нибудь портала или не утащил со страниц чужих газет, как сейчас это принято делать. Я все испытал сам, на собственной шкуре, был не только музыкантом, но и жил музыкой.
*(drum break - барабанная сбивка )
Всё начинается с "рудиментов"
Вернемся к занятиям у моего первого учителя игры на барабанах Валерия Юлевича. Первые пара-тройка уроков были немного скучными, он рассказал, как называются те или иные части барабанов и для чего они предназначены. И показал, как нужно держать барабанные палочки: по-джазовому или чтобы играть рок (разница есть). А также научил упражнениям, так называемым "двойкам". "Двойки" один из "drum rudiments" (сегодня их примерно 40) - барабанных технических приёмов, которыми драммеры пользуются для оттачивания мастерства. Благодаря постоянной практике этих рудиментов возникает мышечная память.
Все это было, конечно, клево, но уж больно нудно, практически я не сдвинулся с места, а значит, репетиции со школьной группой не клеились из-за кривой игры барабанщика! Но вот примерно на четвертом или пятом занятии Валера (я всегда называл его просто по имени) попросил пианиста поиграть мелодию бразильской "bossa nova", а сам на обыкновенном стуле, начал отстукивать затейливый ритмический рисунок. И так все это было круто, так все было в кайф, что в тот момент для меня неожиданно дошло: только труд, только упорство позволят чего-то добиться в драммерском деле (и не только в нем).
Наглядный урок до сих пор перед моими глазами. Несколько лет назад Валерий Юлевич уехал из страны. Но у меня все равно есть возможность виртуального общения с ним, он является одним из тех, кто стоял у истоков нашего джаза, а эстрады уж точно!
Джаззеры и девушки с электрогитарами
Между тем, наша школьная группа стала постепенно приобретать широкую известность в узких кругах, мы выступали где-то на конкурсах (врезалось в память, можно сказать, наше первое шоу на сцене Дворца пионеров на углу проспекта Сейфуллина и ул.Калинина, который потом снесли), и в родной школе постоянно что-то играли на вечерах. В основном перепевки "Поющих гитар" и других советских групп и, конечно кое-что из Битлов, например, Ob-la-di, ob-la-da.
И тогда же я познакомился с одним из профессиональных барабанщиков - Федором АНАСТАСИАДИ, который тогда показал мне, как работать педалью от "бочки" (большого барабана). Он иногда играл у нас с эстрадным коллективом из Среднеазиатского военного округа, а потом, когда я был лабухом в группе на первом этаже ресторана "Алма-Ата", Федя работал в составе с "дудками" (духовые) на этаже втором. Надеюсь, что не последняя наша встреча состоялась осенью 2018 года на юбилейном концерта "Биг-бэнда Алма-Аты" под управлением Якова ХАНА, Федя был прекрасной форме и классно отработал с этим составом. Еще у нас пару раз выступал женский ВИА "Айгуль" из ЖенПИ (их учебный корпус и общаги находились напротив нашей школы), в то время это выглядело экзотикой – девушки-студентки из аула вполне профессионально играют на барабанах и электрогитарах!
А вообще, уже потом мы играли только cover version (новое исполнение песни) англо-американского hard-rock, потому что другие стили со свойственным молодежи радикализмом не признавали, но судьба упорно сводила меня с джазовыми музыкантами. Например, в Москве, вернее, в подмосковном Долгопрудном, где я служил в музвзводе, нашим руководителем был джазовый трубач Женя ГАНИН, который до этого сам проходил там службу. Я с ним часто спорил на эту тему, но Женя упорно гнул свою линию и просвещал всех нас в отношении джаза, постоянно приносил записи, например, тех же Chicago и Blood, Sweat & Tears, игру которых мы даже разбирали, и тогда я начал понимать, что кроме Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и Black Sabbath, есть и другая классная музыка.
Валерий Юлевич: Я сам сделал барабаны и натянул на них шкуру собаки
Много лет назад я записал с Валерием Юлевичем (на снимке) интервью. На тот момент он уже был в статусе патриарха джаза нашего города, а может, Казахстана и Центральной Азии, одним из ведущих барабанщиков эстрадно-симфонического оркестра Радио и ТВ КазССС, преподавателем, а еще работал параллельно в оркестре ресторана "Казахстан" (позже это гостиница "Жетысу").
- Начал играть на барабанах в 55-м году. Учился в 39-й школе в Алма-Ате, там был маленький оркестр. Так вышло, что вместе со мной учились трубач, саксофонист и тромбонист. Потом они стали известными музыкантами - Геннадий БИЛИН, Вечяслав АБРАМОВ. Мы выступали на олимпиадах, школьных вечерах. Играли эстрадную музыку. Уже потом в составе молодежного ансамбля "Факел" мы поехали в 56-м году на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. Причем добирались туда своим ходом, на машинах. По дороге давали концерты. Обратно вернулись так же. Поездка продлилась 45 дней.
С тех пор я уже не мог жить без барабанов. Родители хотели, чтобы я поступал в Горный институт. Но мне все это было безразлично, на экзамены я не пошел. Устроился на литейно-механический завод в токарный цех и там сделал себе барабаны. Выточил детали, а кожу натянул собачью. И в том же 57-м году в Алма-Ату приезжает цирк – передвижка. Они тогда все от Москвы работали. И они пригласили меня в оркестр. С цирком я проездил 2 года. Было интересно. Всю Среднюю Азию объездили, на Севере побывали. Вернулся в 59-м, как раз здесь организовывался эстрадный оркестр Казахского радио и телевидения.
- Вот об этом поподробнее.
- Первым дирижером был Валериан Павлович КАРЕТНИКОВ. Вначале был такой состав - 2 трубы, тромбон, 3 саксофона, виолончель, гитара, контрабас, барабаны, 5 скрипок, рояль, ударные. В лучшие времена, когда был полный бэнд, в штате работало порядка 45 человек плюс 9 вокалистов. А через некоторое время Василий Калистратович ЛИСИЦА стал первым высокопрофессиональным дирижером. И как раз при нем был расцвет оркестра. Руководил он коллективом с середины 60-х годов до середины 70-х. Потом уже Александр Владимирович ГУРЬЯНОВ у нас работал, затем назначили Геннадия СИРОТУ. А последние годы оркестром руководил Кенес ДЮСЕКЕЕВ. Он, кстати, профессиональный композитор.
- Оркестр был создан для пропаганды современной казахстанской песни. Но ведь играли и западную музыку?
- Еще при Лисице интересовались джазовыми программами. Но нам запрещали играть джаз. И все же присылали ноты из Москвы - Каунта БЭЙСИ, Дюка ЭЛЛИНГТОНА, там с их записей партитуры снимали один к одному. И мы умудрялись включать их в концертную программу. И все же мы пытались приобщать и наших композиторов, чтобы они писали легкую эстрадную музыку с элементами джаза. Например, очень сильным был Тлес КАЖГАЛИЕВ.
Работая на радио, играли параллельно малым составом на танцах в Доме культуры на пересечении улиц Комсомольской и Ауэзова. Исполняли джазовую программу - всегда аншлаг. И Тахир Ибрагимов еще пацаном туда приходил. А потом он у меня занимался. Тогда барабанщиков вообще не было. Был еще Леня по кличке Белый. Это 60-е-70-е годы. Затем создали полный бэнд и начали работать на танцах в Парке панфиловцев. Чтобы был репертуар, по ночам записывали "Голос Америки" на магнитофон, а потом снимали эти произведения "в ноль" и играли...
Тахир Ибрагимов – "бродский человек"
Во время препродакшна документального фильма о "Бумеранге" и вообще о нашем джазе под названием "Алматинский рэгтайм. "Boomerang".* Как всегда, начал искать в архивах нужную кинохронику того времени. К сожалению, ничего нового там не было. Все это я видел, а некоторые уже были использованы для других наших фильмов. Но потом совершенно случайно обратил внимание на еще один список, в котором значился документальный фильм режиссера Аси СУЛЕЕВОЙ под названием "Бродский человек".
Аннотация гласила, что это фильм о джазовом барабанщике Тахире Ибрагимове и джазе Алма-Аты. Он был снят, кажется, в середине 70-х годов прошлого века. Я обрадовался: какая находка, как раз в тему, но потом начали искать копию документального фильма, но не нашли. Хотя отрывки из него в сети находятся, без ссылки на режиссера Сулееву, в основном та часть, где Тахир у себя дома дает интервью.
Между тем, Тахира Ибрагимова, который как раз жил на "Бродвее" - "Броде", так стиляги называли улицу Калинина, самую центровую во времена социализма в Алма-Ате, знали и уважали все музыканты, да вообще весь город. Отсюда, видимо, такое необычное и клевое название - по месту жительства! Он стал лидером "Бумеранга" - джаз-ансамбля мирового уровня, музыка которого и сегодня приводит в восхищение ценителей этого стиля. Тахир тоже был моим учителем, уже после Валеры, когда я начал играть в студенческой группе Политеха...
* Впервые мы показали документальный фильм "Алматинский рэгтайм. Boomerang" (ТРК "МИР", генеральный продюсер Аскар Алимжанов) в Хорватии на кинофестивале DORF в начале августа 2019 года. И это была вообще премьера казахстанского документального кино о современном алматинском джазе не только в Хорватии, но и в Европе. А затем в конце августа в США меня назовут Jazz Ambassador Award (Посол джаза) на кинофестивале New-York Jazz Film Festival, а наш documentary "Алматинский рэгтайм. Boomerang" вошел в число победителей.