Jazz времён застоя - 1

3754 просмотров
0
Арсен БАЯНОВ
Суббота, 19 Сен 2020, 19:00

Музыка Алма-Аты глазами очевидца

На снимке: Улан Казакпаев играет только блюз.

В моем пятисерийном документальном фильме (хронометраж серии 26-30 минут) об истории нашей современной музыки, который называется "Алма-Ата - город джаз, город блюз, город рок-н-ролл" (ТРК "МИР", генеральный продюсер Аскар АЛИМЖАНОВ) есть эпизод о блюзовом гитаристе Улане КАЗАКАПАЕВЕ, который все жизнь играет только блюз. Часто сидит без работы, музыканты разбегаются из его группы, не выдерживая тотального безденежья, а Улан продолжает гнуть свою линию. На мой вопрос: "Продал ли ты душу шайтану, чтобы овладеть инструментом?", он дал исчерпывающий ответ: "Был момент…". Это к легенде о музыкантах, которые продают душу дьяволу на знаменитом crossroad (перекрестке) на Юге США, и получают талант виртуозно исполнять блюз. Ведь на самом деле это яркая аллегория образа жизни истинного творца, который готов даже в ад попасть, лишь бы служить своей Музе. Уважаю таких! Как раз именно о тех, кто без остатка отдает свою жизнь музыке (джазу, рок-н-роллу и т.д.), и будет мой рассказ.

Читайте также
Круговорот памяти

Барабаны судьбы

Когда в семидесятых года прошлого века мы создали в 15-й школе свою группу и назвали ее "Рифы", то никто не хотел быть барабанщиком – только лидер-гитаристами. Мы тогда не понимали, что барабаны – это, можно сказать, сердце рок- группы, без упругого ритма никакой рок-н- ролл, в принципе, невозможен! Выход из этого сложного положения все же нашелся - бросили жребий. И стать "drummer" выпало мне. И понеслось: у нас был пионерский барабан, который во время репетиций группы я прилаживал на некое медицинское приспособление в виде треножника, а еще самопальные палочки, выточенные из дуба на школьном токарном станке, смахивающие на небольшие дубинки для игры в "городки". Но как играть и вообще, что делать со всем этим, я понятия не имел, только колотил изо всех сил "мимо кассы", старясь поймать ритм, обламывая пацанам репетиции. И это была полная лажа...

Drum break*

И тогда помог случай. Кто-то из пацанов принес объявление, то ли из газеты, то ли сорванное со столба возле кинотеатра "Казахстан", на котором было написано, что в "Доме быта" на Космонавтов ниже улице Гоголя идет набор в школу барабанщиков. А наша 15-я школа находилась совсем рядом, через пару кварталов. Так я познакомился с Валерием ЮЛЕВИЧЕМ ("Пистон"), который стал моим первым учителем и показал, наконец, что должен делать барабанщик в группе. И, как потом выяснилось, Валерий Юлевич был первым учителем знаменитого барабанщика Тахира ИБРАГИМОВА (основателя легендарного "Бумеранга") да и многих других. В каком-то смысле он создал алматинскую школу драммеров

В момент нашего знакомства я даже не догадывался, что этот небольшой и даже смешной эпизод школьного бытия, предопределит всю мою дальнейшую жизнь! И что через некоторое время я стану профессиональным барабанщиком, попаду в ВИА "Дос-Мукасан" на целых лет десять. Запишу с ними виниловую пластинку (релиз 1976 года) на Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия", где есть инструментальная пьеса в стиле психоделического рока "Бетпак дала", которую теперь считают первым психоделическим experience в  СССР (см. "АиФ КЗ" №№№ 31,32,33).

Читайте также
Сладкие воспоминания детства

Стану основателем группы "Психоделический номад", как  некое продолжение психоделии той пластинки. А потом начну лабать экстремальный по тем временам "hard rock" в группе "Syndicate", с которой мы входили в самый первый рок-клуб Алма-Аты (председателем был Игорь МАРШАНСКИЙ). Мы даже однажды отыграли на стадионе "Спартак" первый в городе аншлаговый "open air", когда в сторону музыкантов не только "чепчики дамские", но и лифчики летели, клянусь богами рок-н-ролла, это чистая правда!

У меня был интересный случай на русскоязычном сайте одного американского университета, для которого по просьбе их главреда я написал статью о современной музыке КЗ. После публикации под ней появился коммент одной девушки, что она не верит, что я был музыкантом. Отсюда такое длинное вступление, чтобы читатель знал, что все, о чем пишу здесь, я не слямзил с какого-нибудь портала или не утащил со страниц чужих газет, как сейчас это принято делать. Я все испытал сам, на собственной шкуре, был не только музыкантом, но и жил музыкой.

*(drum break - барабанная сбивка )

Всё начинается с "рудиментов"

Вернемся к занятиям у моего первого учителя игры на барабанах Валерия Юлевича. Первые пара-тройка уроков были немного скучными, он рассказал, как называются те или иные части барабанов и для чего они предназначены. И показал, как нужно держать барабанные палочки: по-джазовому или чтобы играть рок (разница есть). А также научил упражнениям, так называемым "двойкам". "Двойки" один из "drum rudiments" (сегодня их примерно 40) - барабанных технических приёмов, которыми драммеры пользуются для оттачивания мастерства. Благодаря постоянной практике этих рудиментов возникает мышечная память.

Все это было, конечно, клево, но уж больно нудно, практически я не сдвинулся с места, а значит, репетиции со школьной группой не клеились из-за кривой игры барабанщика! Но вот примерно на четвертом или пятом занятии Валера (я всегда называл его просто по имени) попросил пианиста поиграть мелодию бразильской "bossa nova", а сам на обыкновенном стуле, начал отстукивать затейливый ритмический рисунок. И так все это было круто, так все было в кайф, что в тот момент для меня неожиданно дошло: только труд, только упорство позволят чего-то добиться в драммерском деле (и не только в нем).

Наглядный урок до сих пор перед моими глазами. Несколько лет назад Валерий Юлевич уехал из страны. Но у меня все равно есть возможность виртуального общения с ним, он является одним из тех, кто стоял у истоков нашего джаза, а эстра­ды уж точно!

Читайте также
Крест на горе

Джаззеры и девушки с электрогитарами 

Между тем, наша школьная группа стала постепенно приобретать широкую известность в узких кругах,  мы выступали где-то на конкурсах (врезалось в память, можно сказать, наше первое шоу на сцене Дворца пионеров на углу проспекта Сейфуллина и ул.Калинина, который потом снесли), и в родной школе постоянно что-то играли на вечерах. В основном перепевки "Поющих гитар" и других советских групп и, конечно кое-что из Битлов, например, Ob-la-di, ob-la-da.

И тогда же я познакомился с одним из профессиональных барабанщиков - Федором АНАСТАСИАДИ, который тогда показал мне, как работать педалью от "бочки" (большого барабана). Он иногда играл у нас с эстрадным коллективом из Среднеазиатского военного округа, а потом, когда я был лабухом в группе на первом этаже ресторана "Алма-Ата", Федя работал в составе с "дудками" (духовые) на этаже втором. Надеюсь, что не последняя наша встреча состоялась осенью 2018 года на юбилейном концерта "Биг-бэнда Алма-Аты" под управлением Якова ХАНА, Федя был прекрасной форме и классно отработал с этим составом. Еще у нас пару раз выступал женский ВИА "Айгуль" из ЖенПИ (их учебный корпус и общаги находились напротив нашей школы), в то время это выглядело экзотикой – девушки-студентки из аула вполне профессионально играют на барабанах и электрогитарах!  

А вообще, уже потом мы играли только cover version (новое исполнение песни) англо-американского hard-rock, потому что другие стили со свойственным молодежи радикализмом не признавали, но судьба упорно сводила меня с джазовыми музыкантами. Например, в Москве, вернее, в подмосковном Долгопрудном, где я служил в музвзводе, нашим руководителем был джазовый трубач Женя ГАНИН, который до этого сам проходил там службу. Я с ним часто спорил на эту тему, но Женя упорно гнул свою линию и просвещал всех нас в отношении джаза, постоянно приносил записи, например, тех же  Chicago и  Blood, Sweat & Tears, игру которых мы даже разбирали, и тогда я начал понимать, что кроме Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и  Black Sabbath, есть и другая классная музыка.

Валерий Юлевич: Я сам сделал барабаны и натянул на них шкуру собаки

Много лет назад я записал с Валерием Юлевичем (на снимке) интервью. На тот момент он уже был в статусе патриарха джаза нашего города, а может, Казахстана и Центральной Азии, одним из ведущих  барабанщиков эстрадно-симфонического оркестра Радио и ТВ КазССС, преподавателем, а еще работал параллельно в оркестре ресторана "Казахстан" (позже это гостиница "Жетысу").

- Начал играть на барабанах в 55-м году. Учился в 39-й школе в Алма-Ате, там был маленький оркестр. Так вышло, что вместе со мной учились трубач, саксофонист и тромбонист. Потом они стали из­вестными музыкантами - Геннадий БИЛИН, Вечяслав АБРАМОВ. Мы вы­ступали на олимпиадах, школьных вечерах. Играли эстрадную музыку. Уже потом в составе молодежно­го ансамбля "Факел" мы поехали в 56-м году на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. Причем добирались туда своим хо­дом, на машинах. По дороге давали концерты. Обратно вернулись так же. Поездка продлилась 45 дней.

С тех пор я уже не мог жить без барабанов. Роди­тели хотели, чтобы я поступал в Горный институт. Но мне все это было безразлично, на экзамены я не пошел. Устроился на литейно-механический завод в токарный цех и там сделал себе барабаны. Выточил детали, а кожу натянул собачью. И в том же 57-м году в Алма-Ату приезжает цирк – передвижка. Они тогда все от Москвы работали. И они пригласили меня в оркестр. С цирком я проездил 2 года. Было интересно. Всю Сред­нюю Азию объездили, на Севере побывали. Вернулся в 59-м, как раз здесь организовывался эстрадный оркестр Казахского радио и теле­видения.

- Вот об этом поподробнее.

- Первым дирижером был Валериан Павлович КАРЕТНИКОВ. Вначале был такой состав - 2 трубы, тромбон, 3 саксофона, виолончель, гитара, контрабас, барабаны, 5 скрипок, рояль, ударные. В лучшие времена, когда был полный бэнд, в штате работало порядка 45 человек плюс 9 вокалистов. А через некоторое время Василий Калистратович ЛИСИЦА стал первым высокопро­фессиональным дирижером. И как раз при нем был расцвет оркестра. Руководил он коллективом с сере­дины 60-х годов до середины 70-х. Потом уже Александр Владимирович ГУРЬЯНОВ у нас работал, затем назначили Геннадия СИРОТУ. А по­следние годы оркестром руководил Кенес ДЮСЕКЕЕВ. Он, кстати, про­фессиональный композитор.

Читайте также
Старые рельсы на новый лад

- Оркестр был создан для пропа­ганды современной казахстанской песни. Но ведь играли и западную музыку?

- Еще при Лисице интересовались джазовыми программами. Но нам запрещали играть джаз. И все же при­сылали ноты из Москвы - Каунта БЭЙСИ, Дюка ЭЛЛИНГТОНА, там с их записей партитуры снимали один к одному. И мы умудрялись вклю­чать их в концертную программу. И все же мы пытались приобщать и наших композиторов, чтобы они писали легкую эстрадную музы­ку с элементами джаза. Например, очень сильным был Тлес КАЖГАЛИЕВ.

Работая на радио, играли парал­лельно малым составом на танцах в Доме культуры на пересечении улиц Комсомольской и Ауэзова. Ис­полняли джазовую программу - всег­да аншлаг. И Тахир Ибрагимов еще пацаном туда приходил. А потом он у меня занимался. Тогда барабанщи­ков вообще не было. Был еще Леня по кличке Белый. Это 60-е-70-е годы. Затем создали полный бэнд и начали работать на танцах в Пар­ке панфиловцев. Чтобы был репер­туар, по ночам записывали "Голос Америки" на магнитофон, а потом снимали эти произведения "в ноль" и играли...

Тахир Ибрагимов – "бродский человек"

Во время препродакшна документального фильма о "Бумеранге" и вообще о нашем джазе под названием "Алматинский рэгтайм. "Boomerang".* Как всегда, начал искать в архивах нужную кинохронику того времени. К сожалению, ничего нового там не было. Все это я видел, а некоторые уже были использованы для других наших фильмов. Но потом совершенно случайно обратил внимание на еще один список, в котором значился документальный фильм режиссера Аси СУЛЕЕВОЙ под названием "Бродский человек".

Читайте также
Свидетель обвинения

Аннотация гласила, что это фильм о джазовом барабанщике Тахире Ибрагимове и джазе Алма-Аты. Он был снят, кажется, в середине 70-х годов прошлого века. Я обрадовался: какая находка, как раз в тему, но потом начали искать копию документального фильма, но не нашли. Хотя отрывки из него в сети находятся, без ссылки на режиссера Сулееву, в основном та часть, где Тахир у себя дома дает интервью.

Между тем, Тахира Ибрагимова, который как раз жил на "Бродвее" - "Броде", так стиляги называли улицу Калинина, самую центровую во времена социализма в Алма-Ате, знали и уважали все музыканты, да вообще весь город. Отсюда, видимо, такое необычное и клевое название - по месту жительства! Он стал лидером "Бумеранга" - джаз-ансамбля мирового уровня, музыка которого и сегодня приводит в восхищение ценителей этого стиля. Тахир тоже был моим учителем, уже после Валеры, когда я начал играть в студенческой группе Политеха...

* Впервые мы показали документальный фильм "Алматинский рэгтайм. Boomerang" (ТРК "МИР", генеральный продюсер Аскар Алимжанов) в Хорватии на кинофестивале DORF в начале августа 2019 года. И это была вообще премьера казахстанского документального кино о современном алматинском джазе не только в Хорватии, но и в Европе. А затем в конце августа  в США меня назовут Jazz Ambassador Award (Посол джаза) на кинофестивале New-York Jazz Film Festival, а наш  documentary "Алматинский рэгтайм. Boomerang" вошел в число победителей. 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




экономист
21-ші ғасырда судан құм толған қаппен қорғану деген сөз, жұрттар дронмен атысып жатқанда біз таспен атыса береміз дейтін бірдеңе емес пе?
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Казахстан резко повышает ставки
Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Запад vs Китай: от de-risking до decoupling
Новый тренд уже сейчас важно учитывать Казахстану в расчётах по использованию своего географического потенциала для транзита китайских товаров в Европу
"Одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек": что писали про юрту в России и Европе
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Унитазы в судьбе экс-министра нацэкономики Казахстана
Как чья-то воля свыше переиграла крутых политтехнологов Куандыка Бишимбаева
Как акимат Алматы в 2024 году будет покупать квартиры на 61,4 млрд тенге у Qazaq Stroy
Управление строительства города взыскало с ТОО "ПКС" 931 млн тенге неустойки по договорам 2023 года
В области Абай увеличат пропуск людей и грузов из КНР
Для этого усиленными темпами модернизируют и расширяют пункт пропуска "Бахты"
Женщину-врача зарезал ухажёр-абьюзер
Рано утром он залез к ней домой через балкон
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.