Jazz времён застоя - 1

2965 просмотров
0
Арсен БАЯНОВ
Суббота, 19 Сен 2020, 19:00

Музыка Алма-Аты глазами очевидца

На снимке: Улан Казакпаев играет только блюз.

В моем пятисерийном документальном фильме (хронометраж серии 26-30 минут) об истории нашей современной музыки, который называется "Алма-Ата - город джаз, город блюз, город рок-н-ролл" (ТРК "МИР", генеральный продюсер Аскар АЛИМЖАНОВ) есть эпизод о блюзовом гитаристе Улане КАЗАКАПАЕВЕ, который все жизнь играет только блюз. Часто сидит без работы, музыканты разбегаются из его группы, не выдерживая тотального безденежья, а Улан продолжает гнуть свою линию. На мой вопрос: "Продал ли ты душу шайтану, чтобы овладеть инструментом?", он дал исчерпывающий ответ: "Был момент…". Это к легенде о музыкантах, которые продают душу дьяволу на знаменитом crossroad (перекрестке) на Юге США, и получают талант виртуозно исполнять блюз. Ведь на самом деле это яркая аллегория образа жизни истинного творца, который готов даже в ад попасть, лишь бы служить своей Музе. Уважаю таких! Как раз именно о тех, кто без остатка отдает свою жизнь музыке (джазу, рок-н-роллу и т.д.), и будет мой рассказ.

Читайте также
Круговорот памяти

Барабаны судьбы

Когда в семидесятых года прошлого века мы создали в 15-й школе свою группу и назвали ее "Рифы", то никто не хотел быть барабанщиком – только лидер-гитаристами. Мы тогда не понимали, что барабаны – это, можно сказать, сердце рок- группы, без упругого ритма никакой рок-н- ролл, в принципе, невозможен! Выход из этого сложного положения все же нашелся - бросили жребий. И стать "drummer" выпало мне. И понеслось: у нас был пионерский барабан, который во время репетиций группы я прилаживал на некое медицинское приспособление в виде треножника, а еще самопальные палочки, выточенные из дуба на школьном токарном станке, смахивающие на небольшие дубинки для игры в "городки". Но как играть и вообще, что делать со всем этим, я понятия не имел, только колотил изо всех сил "мимо кассы", старясь поймать ритм, обламывая пацанам репетиции. И это была полная лажа...

Drum break*

И тогда помог случай. Кто-то из пацанов принес объявление, то ли из газеты, то ли сорванное со столба возле кинотеатра "Казахстан", на котором было написано, что в "Доме быта" на Космонавтов ниже улице Гоголя идет набор в школу барабанщиков. А наша 15-я школа находилась совсем рядом, через пару кварталов. Так я познакомился с Валерием ЮЛЕВИЧЕМ ("Пистон"), который стал моим первым учителем и показал, наконец, что должен делать барабанщик в группе. И, как потом выяснилось, Валерий Юлевич был первым учителем знаменитого барабанщика Тахира ИБРАГИМОВА (основателя легендарного "Бумеранга") да и многих других. В каком-то смысле он создал алматинскую школу драммеров

В момент нашего знакомства я даже не догадывался, что этот небольшой и даже смешной эпизод школьного бытия, предопределит всю мою дальнейшую жизнь! И что через некоторое время я стану профессиональным барабанщиком, попаду в ВИА "Дос-Мукасан" на целых лет десять. Запишу с ними виниловую пластинку (релиз 1976 года) на Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия", где есть инструментальная пьеса в стиле психоделического рока "Бетпак дала", которую теперь считают первым психоделическим experience в  СССР (см. "АиФ КЗ" №№№ 31,32,33).

Читайте также
Сладкие воспоминания детства

Стану основателем группы "Психоделический номад", как  некое продолжение психоделии той пластинки. А потом начну лабать экстремальный по тем временам "hard rock" в группе "Syndicate", с которой мы входили в самый первый рок-клуб Алма-Аты (председателем был Игорь МАРШАНСКИЙ). Мы даже однажды отыграли на стадионе "Спартак" первый в городе аншлаговый "open air", когда в сторону музыкантов не только "чепчики дамские", но и лифчики летели, клянусь богами рок-н-ролла, это чистая правда!

У меня был интересный случай на русскоязычном сайте одного американского университета, для которого по просьбе их главреда я написал статью о современной музыке КЗ. После публикации под ней появился коммент одной девушки, что она не верит, что я был музыкантом. Отсюда такое длинное вступление, чтобы читатель знал, что все, о чем пишу здесь, я не слямзил с какого-нибудь портала или не утащил со страниц чужих газет, как сейчас это принято делать. Я все испытал сам, на собственной шкуре, был не только музыкантом, но и жил музыкой.

*(drum break - барабанная сбивка )

Всё начинается с "рудиментов"

Вернемся к занятиям у моего первого учителя игры на барабанах Валерия Юлевича. Первые пара-тройка уроков были немного скучными, он рассказал, как называются те или иные части барабанов и для чего они предназначены. И показал, как нужно держать барабанные палочки: по-джазовому или чтобы играть рок (разница есть). А также научил упражнениям, так называемым "двойкам". "Двойки" один из "drum rudiments" (сегодня их примерно 40) - барабанных технических приёмов, которыми драммеры пользуются для оттачивания мастерства. Благодаря постоянной практике этих рудиментов возникает мышечная память.

Все это было, конечно, клево, но уж больно нудно, практически я не сдвинулся с места, а значит, репетиции со школьной группой не клеились из-за кривой игры барабанщика! Но вот примерно на четвертом или пятом занятии Валера (я всегда называл его просто по имени) попросил пианиста поиграть мелодию бразильской "bossa nova", а сам на обыкновенном стуле, начал отстукивать затейливый ритмический рисунок. И так все это было круто, так все было в кайф, что в тот момент для меня неожиданно дошло: только труд, только упорство позволят чего-то добиться в драммерском деле (и не только в нем).

Наглядный урок до сих пор перед моими глазами. Несколько лет назад Валерий Юлевич уехал из страны. Но у меня все равно есть возможность виртуального общения с ним, он является одним из тех, кто стоял у истоков нашего джаза, а эстра­ды уж точно!

Читайте также
Крест на горе

Джаззеры и девушки с электрогитарами 

Между тем, наша школьная группа стала постепенно приобретать широкую известность в узких кругах,  мы выступали где-то на конкурсах (врезалось в память, можно сказать, наше первое шоу на сцене Дворца пионеров на углу проспекта Сейфуллина и ул.Калинина, который потом снесли), и в родной школе постоянно что-то играли на вечерах. В основном перепевки "Поющих гитар" и других советских групп и, конечно кое-что из Битлов, например, Ob-la-di, ob-la-da.

И тогда же я познакомился с одним из профессиональных барабанщиков - Федором АНАСТАСИАДИ, который тогда показал мне, как работать педалью от "бочки" (большого барабана). Он иногда играл у нас с эстрадным коллективом из Среднеазиатского военного округа, а потом, когда я был лабухом в группе на первом этаже ресторана "Алма-Ата", Федя работал в составе с "дудками" (духовые) на этаже втором. Надеюсь, что не последняя наша встреча состоялась осенью 2018 года на юбилейном концерта "Биг-бэнда Алма-Аты" под управлением Якова ХАНА, Федя был прекрасной форме и классно отработал с этим составом. Еще у нас пару раз выступал женский ВИА "Айгуль" из ЖенПИ (их учебный корпус и общаги находились напротив нашей школы), в то время это выглядело экзотикой – девушки-студентки из аула вполне профессионально играют на барабанах и электрогитарах!  

А вообще, уже потом мы играли только cover version (новое исполнение песни) англо-американского hard-rock, потому что другие стили со свойственным молодежи радикализмом не признавали, но судьба упорно сводила меня с джазовыми музыкантами. Например, в Москве, вернее, в подмосковном Долгопрудном, где я служил в музвзводе, нашим руководителем был джазовый трубач Женя ГАНИН, который до этого сам проходил там службу. Я с ним часто спорил на эту тему, но Женя упорно гнул свою линию и просвещал всех нас в отношении джаза, постоянно приносил записи, например, тех же  Chicago и  Blood, Sweat & Tears, игру которых мы даже разбирали, и тогда я начал понимать, что кроме Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и  Black Sabbath, есть и другая классная музыка.

Валерий Юлевич: Я сам сделал барабаны и натянул на них шкуру собаки

Много лет назад я записал с Валерием Юлевичем (на снимке) интервью. На тот момент он уже был в статусе патриарха джаза нашего города, а может, Казахстана и Центральной Азии, одним из ведущих  барабанщиков эстрадно-симфонического оркестра Радио и ТВ КазССС, преподавателем, а еще работал параллельно в оркестре ресторана "Казахстан" (позже это гостиница "Жетысу").

- Начал играть на барабанах в 55-м году. Учился в 39-й школе в Алма-Ате, там был маленький оркестр. Так вышло, что вместе со мной учились трубач, саксофонист и тромбонист. Потом они стали из­вестными музыкантами - Геннадий БИЛИН, Вечяслав АБРАМОВ. Мы вы­ступали на олимпиадах, школьных вечерах. Играли эстрадную музыку. Уже потом в составе молодежно­го ансамбля "Факел" мы поехали в 56-м году на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. Причем добирались туда своим хо­дом, на машинах. По дороге давали концерты. Обратно вернулись так же. Поездка продлилась 45 дней.

С тех пор я уже не мог жить без барабанов. Роди­тели хотели, чтобы я поступал в Горный институт. Но мне все это было безразлично, на экзамены я не пошел. Устроился на литейно-механический завод в токарный цех и там сделал себе барабаны. Выточил детали, а кожу натянул собачью. И в том же 57-м году в Алма-Ату приезжает цирк – передвижка. Они тогда все от Москвы работали. И они пригласили меня в оркестр. С цирком я проездил 2 года. Было интересно. Всю Сред­нюю Азию объездили, на Севере побывали. Вернулся в 59-м, как раз здесь организовывался эстрадный оркестр Казахского радио и теле­видения.

- Вот об этом поподробнее.

- Первым дирижером был Валериан Павлович КАРЕТНИКОВ. Вначале был такой состав - 2 трубы, тромбон, 3 саксофона, виолончель, гитара, контрабас, барабаны, 5 скрипок, рояль, ударные. В лучшие времена, когда был полный бэнд, в штате работало порядка 45 человек плюс 9 вокалистов. А через некоторое время Василий Калистратович ЛИСИЦА стал первым высокопро­фессиональным дирижером. И как раз при нем был расцвет оркестра. Руководил он коллективом с сере­дины 60-х годов до середины 70-х. Потом уже Александр Владимирович ГУРЬЯНОВ у нас работал, затем назначили Геннадия СИРОТУ. А по­следние годы оркестром руководил Кенес ДЮСЕКЕЕВ. Он, кстати, про­фессиональный композитор.

Читайте также
Старые рельсы на новый лад

- Оркестр был создан для пропа­ганды современной казахстанской песни. Но ведь играли и западную музыку?

- Еще при Лисице интересовались джазовыми программами. Но нам запрещали играть джаз. И все же при­сылали ноты из Москвы - Каунта БЭЙСИ, Дюка ЭЛЛИНГТОНА, там с их записей партитуры снимали один к одному. И мы умудрялись вклю­чать их в концертную программу. И все же мы пытались приобщать и наших композиторов, чтобы они писали легкую эстрадную музы­ку с элементами джаза. Например, очень сильным был Тлес КАЖГАЛИЕВ.

Работая на радио, играли парал­лельно малым составом на танцах в Доме культуры на пересечении улиц Комсомольской и Ауэзова. Ис­полняли джазовую программу - всег­да аншлаг. И Тахир Ибрагимов еще пацаном туда приходил. А потом он у меня занимался. Тогда барабанщи­ков вообще не было. Был еще Леня по кличке Белый. Это 60-е-70-е годы. Затем создали полный бэнд и начали работать на танцах в Пар­ке панфиловцев. Чтобы был репер­туар, по ночам записывали "Голос Америки" на магнитофон, а потом снимали эти произведения "в ноль" и играли...

Тахир Ибрагимов – "бродский человек"

Во время препродакшна документального фильма о "Бумеранге" и вообще о нашем джазе под названием "Алматинский рэгтайм. "Boomerang".* Как всегда, начал искать в архивах нужную кинохронику того времени. К сожалению, ничего нового там не было. Все это я видел, а некоторые уже были использованы для других наших фильмов. Но потом совершенно случайно обратил внимание на еще один список, в котором значился документальный фильм режиссера Аси СУЛЕЕВОЙ под названием "Бродский человек".

Читайте также
Свидетель обвинения

Аннотация гласила, что это фильм о джазовом барабанщике Тахире Ибрагимове и джазе Алма-Аты. Он был снят, кажется, в середине 70-х годов прошлого века. Я обрадовался: какая находка, как раз в тему, но потом начали искать копию документального фильма, но не нашли. Хотя отрывки из него в сети находятся, без ссылки на режиссера Сулееву, в основном та часть, где Тахир у себя дома дает интервью.

Между тем, Тахира Ибрагимова, который как раз жил на "Бродвее" - "Броде", так стиляги называли улицу Калинина, самую центровую во времена социализма в Алма-Ате, знали и уважали все музыканты, да вообще весь город. Отсюда, видимо, такое необычное и клевое название - по месту жительства! Он стал лидером "Бумеранга" - джаз-ансамбля мирового уровня, музыка которого и сегодня приводит в восхищение ценителей этого стиля. Тахир тоже был моим учителем, уже после Валеры, когда я начал играть в студенческой группе Политеха...

* Впервые мы показали документальный фильм "Алматинский рэгтайм. Boomerang" (ТРК "МИР", генеральный продюсер Аскар Алимжанов) в Хорватии на кинофестивале DORF в начале августа 2019 года. И это была вообще премьера казахстанского документального кино о современном алматинском джазе не только в Хорватии, но и в Европе. А затем в конце августа  в США меня назовут Jazz Ambassador Award (Посол джаза) на кинофестивале New-York Jazz Film Festival, а наш  documentary "Алматинский рэгтайм. Boomerang" вошел в число победителей. 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Хозяев "Алтын Орды" заставили доплатить в бюджет полтора миллиарда тенге
В первом квартале этого года владельцы рынка заплатили налогов в пять раз больше, чем за семь лет
Зачем Серик Буркитбаев предлагает "снести бульдозером" нефтегазовую отрасль
В Казахстане сбитые лётчики либо создают оппозиционные движения, либо много и охотно критикуют предшественников
Амбициозный проект 1950-х: о том, как Волгу чуть было не завернули в Казахстан
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
Цветочная феерия
В Алматы пришло время цветения пионов
Траектории казахстанского пути
Страна попала в заколдованную петлю, из которой никак не может выбраться
О медицинской философии
Почему врачи не лечат своих близких и родственников
Есть ли у Победы цена
Готовы ли будут США продолжать и дальше наращивать многомиллиардные финансовые вливания в Украину
В павлодарской полиции снова голый тыл
В Павлодаре младший лейтенант полиции подшофе катала начальника управления тылового обеспечения на его машине и сбила мальчика
Почему стать почётным гражданином Шымкента не так престижно, как почётным гражданином Алматы
Одним вручают латунные знаки отличия, а другим - серебряные с позолотой и фианитами
Полицейская, которая расследовала январские события, попала в следственный изолятор
Она обещала "отмазать" актюбинку от суда, но не сделала этого
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.