Что заставило покинуть Казахстан писателя Александра Волкова
Прогуливаясь по старому центру Усть-Каменогорска, обращаешь внимание на квартал застройки, почти не изменившийся за 130 лет. Особенно на знакомые всем горожанам и даже приезжим здания бывшего Восточно-Казахстанского театра имени Жамбыла и стоящего чуть поодаль от него Восточно-Казахстанского архитектурно этнографического музея. Между тем, мало кто подозревает, насколько знаковые это места для казахстанской и русской литературы.
Данная фотография была сделана в 1980-е годы ХХ века, когда здесь располагалась вечерняя средняя школа. А на рубеже XIX-XX веков тут открылась первая в городе мужская гимназия. Открылась она здесь силами исторического деятеля, связанного с литературой.
Сегодня личность Евгения Петровича МИХАЭЛИСА знают лишь в контексте его дружбы с Абаем. В романе-эпопее Мухтара АУЭЗОВА "Путь Абая" он фигурирует под фамилией Михайлов и упоминается лишь, что он ссыльный революционер-демократ. Что, в общем, правда. На рубеже 50-х-60-х годов XIX века Михаэлис был одним из самых видных деятелей студенческого движения столицы Российской империи. В то время он вращался в кругах литературной и научной элиты Петербурга, дружил с Николаем НЕКРАСОВЫМ, Дмитрием МЕНДЕЛЕЕВЫМ, Николаем ЧЕРНЫШЕВСКИМ. Но особое впечатление он произвел на Ивана Сергеевича ТУРГЕНЕВА.
Некоторые литературоведы – в частности исследователь творчества Тургенева Николай ШЕЛГУНОВ – считают, что именно с Михаэлиса он списал своего знаменитого Евгения Базарова в "Отцах и детях", настолько радикальными были его взгляды и поведение в тот период. В год отмены крепостного права по Петербургу прошла целая волна студенческих волнений. Жандармерия обвинила Евгения Петровича в их организации, после чего предписала революционеру-нигилисту навсегда покинуть столицу. С этого времени жизнь Михаэлиса была тесно связана с Восточным Казахстаном. Поначалу он жил в Семипалатинске под надзором полиции. В то время он как раз и подружился с Абаем. Впоследствии наблюдение с него было снято, и он переехал в Усть-Каменогорск.
Михаэлис развернулся в общественной деятельности. Он занимался исследованием природы и недр Восточного Казахстана, а в самом городе поднял на новый уровень образование. Так, в 1896 году была открыта библиотека и заложен городской сад, построены здания церковно-приходского училища, начальной школы, Мариинского училища, мужской и женской гимназий, Народного дома.
Вот, аккурат в начале ХХ века в первый набор мужской гимназии попал сын военного фельдфебеля Мелентия Михайловича ВОЛКОВА – Саша. Как попечитель училища Михаэлис наверняка встречал и напутствовал юного гимназиста Сашу ВОЛКОВА. Учителя отмечали его невероятные способности – пока его одноклассники только учились читать, тот "проглатывал" книги одну за другой. Учителя нарадоваться на него не могли – курс русскоязычной литературы он прошел невероятно быстро и начал увлекаться зарубежной. Стараниями того же Михаэлиса в город и, соответственно, в гимназические библиотеки того времени завозили много зарубежных литературных журналов. Согласно одной из версий, именно в гимназическом зале он впервые ознакомился с французскими или немецким переводом сказки Лаймана Фрэнка БАУМА "Удивительный волшебник из страны Оз". В гимназиях тогда учили прежде всего францзускому и немецкому языку, а русский перевод "Мудреца из страны Оз" (другое название книги) выйдет аж в 1991 году.
По другой версии, книга Баума попадется ему, когда он будет работать в этой же гимназии, но уже учителем – в 1920-е годы. В общем, несколько версий происхождения "Волшебника изумрудного города" сводятся именно сюда в Усть-Каменогорское мужское училище. Сам Александр Мелентьевич никогда не скрывал, что его "Волшебник изумрудного города" - лишь переработка сказки Баума. Во всех предисловиях книжных изданий книги Волкова "волшебника" это говорится в обязательном порядке.
Но, как ни крути, а именно "Волшебником изумрудного города", наряду Урфином Джюсом и его деревянными солдатами Волков по праву завоевал себе место в детской литературе. Хотя этого могло не случиться. Ведь Усть-Каменогорск времен гражданской войны – место более чем опасное. И именно это лихолетье пришлось пережить Волкову в своем родном городе.
А опасность была, и немалой. Да и Волков временами не боялся лезть на рожон. Когда красноармейцы явились в училище с обыском, Александр Мелентьевич в буквальном смысле выгнал их взашей. Только большой авторитет в городе тогда помог Волкову избежать последствий. Хотя и других поводов хватало. Писатель публиковался в городской газете "Друг народа", которую большевики считали эсеро-меньшевистской. Дружил со священнослужителем Александром ДАГАЕВЫМ. Поводов для доносов хватало.
Протоиерей Александр Дагаев, настоятель Покровского собора Усть-Каменогорска, был настоящим духовным авторитетом в городе. Священник был особо непримиримым к большевикам, вел антикоммунистические проповеди. В годы "гражданки" этого было достаточно, чтобы поставить к стенке. Дагаева по одной версии расстреляли, а по другой – даже четвертовали, а тело утопили в проруби. Незадолго до трагедии Дагаев встречался с писателем и рассказал ему о предчувствии скорой трагической кончины. Волков напишет об этом в мемуарах уже в 1970-е, а опубликованы они будут уже после распада СССР.
Судьба в буквальном смысле протянула Волкову руку помощи в виде приглашения на работу в Ярославль. Задержись он в Усть-Каменогорске, еще неизвестно, какая судьба бы его ждала. На родину он приедет уже через много лет, состоявшимся писателем. Вместе с тем и его усть-каменогорские страницы жизни достойны стать целым приключенческим романом. Возможно, кто-то когда-то его и напишет.
Фото: АПН, из архивов Восточно-Казахстанского историко-архитектурного музея, из открытых источников.