Особенности национального пиара
Скандально известное «дело Алиби» еще не дошло до суда, но страсти вокруг него постепенно утихают. Пользователи социальных сетей, взбудораженные пару недель назад обращением астанчанина Нурлана ЖУМАГУЛОВА, в котором он обвинил бизнесмена Кайрата ЖАМАЛИЕВА в жестоком избиении его сына, ищут причины своей эмоциональной реакции. Авторов любых публикаций об Алиби теперь подозревают в продажности. Многие рефлексируют и пытаются понять, кому же на самом деле был нужен этот резонанс. Звучат предположения о неких пиар-технологиях, которые якобы применяют высокие чиновники, чтобы свести счеты друг с другом. Насколько это возможно в Казнете? Об этом мы решили спросить почетного члена клуба казахстанских PR-профессионалов «PR-шы» Ерлана АСКАРБЕКОВА.
- Ерлан, как Вы отреагировали на обращение Нурлана Жумагулова об избиении его сына Алиби?
- Я увидел его уже постфактум. Не вечером, а утром. Меня потрясли масштабы. Я увидел, что вся лента забита этим сообщением.
- Вы профессиональный пиарщик. Не возникло подозрений, что это дело рук ваших коллег?
- Пиарщиков не было на этапе раскрутки темы. Если кто-то будет даже заявлять, что собрал за сутки полмиллиона реальных людей (а не фальшивых при помощи, например, Java-скриптов) в группах в соцсетях, чтобы через сутки многие простые абоненты получали по 20-30 ватсап-сообщений от знакомых - это будет лжец или человек, крайне далекий от пиара. Говорю это, именно как результативный пиарщик. Месяц на "раскачку" темы - да, столько нужно было бы тем 4-5 суперпиарщикам в стране, и то нет 100% гарантии. За сутки - это просто невозможно, особенно учитывая, что у нас вообще более-менее активно в интернете появляются всего 1-2 миллиона из 5 официальных пользователей, а остальные только раз в месяц проверяют почту. У каждого мастерства, ремесла есть свои пределы. То, чего добился Нурлан Жумагулов – сотни тысяч людей поддержали его в разных соцсетях - это невозможно специально создать.
- Хорошо, когда же подключили к работе пиар-специалистов?
- Безусловно, они подключились позже со стороны защиты Жамалиева, с момента решения первого суда о продлении ареста на 2 месяца. Конечно, никому не известны их имена. Может быть, наняли иностранцев, судя по ряду ошибок от незнания нашего менталитета. Или это «отечественные производители", которые совершили и совершают профессиональные ошибки. Вполне возможно, что пиар-консультанты у Жамалиева меняются каждые несколько дней. Что касается стороны Алиби, то мы узнали, что Нурлан Жумагулов не только существует, но и имеет некоторые способности к пиару, разумеется, на начальной стадии. И конечно, всё, что произошло - всё настоящее, Нурлан Жумагулов не мучил своего сына ради корысти. Это полная чушь, и её могут повторять только люди без сердца.
- Вы считаете, что Жумагуловы продолжают действовать самостоятельно?
- Со стороны Жумагулова, я думаю, это только сам Нурлан – однозначно. У него способности есть. Но не более.
- Я думаю, с его стороны все действия очень продуманы. На следующий день после опубликования обращения объявили сбор денег на лечение Алиби, хотя точный диагноз мы так и не знаем, за исключением сообщения его отца об «отрезанном ухе, порванной щеке и прыжках на голове». Но теперь, судя по скудно выдаваемой информации, акцент делают больше на психологическую травму потерпевшего.
- Не знаю. Кстати, я тоже внес пожертвование для Алиби. У меня было интуитивное решение. Я посмотрел видео Нурлана и я поверил ему. Я не могу догадываться, сколько собрано денег. Подозреваю, что тысяч 100-200 тенге.
- 2 миллиона.
- Да вы что? Два миллиона? Думаю, что они перешлют эти деньги на благотворительность.
- То есть в этих действиях вы не усматриваете специальную стратегию, тем более что Жумагуловы – люди не малоимущие? Первичное лечение и услуги психолога стоят не так уж дорого.
- Этот ход скорее психологический. Финансового смысла он не имеет, тем более что семья оказалась из среднего класса – не бедная. Но с точки зрения психологии пиара, как раз браво, если можно в такой грустной ситуации так говорить. Получается, несколько тысяч человек они эмоционально вовлекли в это дело. Это грамотный ход.
- Ерлан, смотрите, в интернете разные страсти рассказывают. Взять, к примеру, нашумевшее дело о смертельном ДТП, в котором фигурировал сын крупного чиновника в Астане, сотни людей публикуют фото больных детей с призывом о помощи, алматинское дело Громцевой, опять же. Почему до сих пор ни одна история не вызвала такой реакции в соцсетях, как «дело Алиби»?
- Здесь важно понять, проанализировать общий фон. Безусловно, одна из причин - это то, что событие произошло в преддверии выборов. Это - раз. Во-вторых, произошла очень сильная политизация общества из-за пережитых интеграционных процессов прошлого года. К тому же, нехороших процессов было много в СНГ и так далее. Все это взбудоражило общество. Повысилась общая восприимчивость. Неслучайно в связи со смертью Батырхана Шукенова мы наблюдали совершенно невероятную, удивительную реакцию. Неужели и здесь скажут, что сработал пиар? Разве можно собрать тысячи людей в 7 часов вечера с алматинскими пробками? Это потрясающе. Любой человек, который хоть что-нибудь организовывал в своей жизни, он просто в шоке, потому что такое невозможно организовать. Позитивный резонанс в Казахстане был, например, с тем парнем МСБшником, который в своем хлебном магазине в Талдыкоргане написал: "Если у Вас нету денег - можете забрать хлеб бесплатно". Вы знаете, что за 3 часа этот пост получил 5 тысяч репостов? Т.е. его посмотрел почти весь Казахский фейсбук - это и был резонанс. И никаких пиарщиков – мы только мечтаем о такой запредельной эффективности по плану.
Что касается истории с Алиби, то это не просто проявление массовой психологии. Да, каждый день творятся похожие и даже пострашнее преступления, в т.ч. с участием людей богатых и влиятельных, но на эти события почти нет реакции. Но что так задело молодежь - а активнее всего были люди в Instagram, чисто молодежной сети - это не история любовного треугольника, не ужасы травм, а один только намек, просто запах повтора истории с Максатом Усеновым - "блатной" покушается на жизнь «простого», будучи уверенным в своей безнаказанности.
- Дело Громцевой тоже многим усеновщину напомнило.
- Вы правы. Если честно, здесь загадка: как и почему эти истории так «выстрелили». Это и есть загадка резонанса. Нужно изучать, в каком состоянии находится общество. Обычно срабатывает комплекс факторов. Раньше общество было спящим. Сейчас общество просыпается.
- Есть исследования?
- Если бы были качественные социологические исследования, мы бы знали точно, сколько процентов взрослого населения в курсе этой истории, сколько процентов заняли эту позицию или другую. Глядя на динамику цифр, могли бы говорить, кто эффективен, а кто не эффективен. А так идет некий хоккей. Мы смотрим куда угодно, но только не на табло. Не на счет.
- А как вам «явление миру» заместителя руководителя администрации президента? Раньше я не замечала за ним такой открытости. Обычно чиновники просто молчат, даже если за ними мчится стая журналистов, отворачиваются. Вот и вся реакция. А тут чиновник высокого ранга ни с того ни с сего вступает в переписку с журналистом Гульнар Бажкеновой и к тому же рассказывает не только об отношениях с Жамалиевым, но и об интимной стороне своей жизни, что просто невероятно.
- Не могу гадать, что это было. Моя холодная оценка – это было совершенно неправильно с точки зрения его карьеры. Ну, видимо, раз он так поступил, а он взрослый мужчина, значит, этому есть свои причины.
- Вы считаете, что на этот разговор его подтолкнули?
- Теряюсь в догадках. Это могло быть что угодно: прямое указание начальства, личная инициатива, иностранные пиарщики, местные пиарщики, псевдо-пиарщики - миллионы вариантов. Наверное, самый простой вариант – это его собственное решение, как это ни удивительно. Это типовое поведение казахстанской элиты, крайне безграмотной в пиаре. Для них это кризисная ситуация.
- Стратегия Жумагуловых более правильная с точки зрения пиара?
- Со стороны Жумагуловых сбор денег был очень правильным, по мнению моему и пары коллег, с кем я обсуждал кейс. Его первая задача была - максимально разогреть общество, чего он и добился. Вторая - не дать замолчать эту историю. Ошибка Жумагуловых, это сейчас я уточнил у его адвокатов, в том, что он сам закрыл все свои основные профили в соцсетях по их настоянию. Это дало возможность для кривотолков, впрочем, несущественных. Думаю, ему нужно публично объяснить народу, кто и почему закрыл эти профили в Facebook и Instagram. Или открыть их опять, но без возможности комментариев.
А со стороны Жамалиевых PR стратегия все время меняется, если вообще можно говорить о ней. Сначала они пытались представить Кайрата Жамалиева белым и пушистым, щедрым, добрым. Это утверждение не выдержало заявлений Генпрокуратуры, МВД и омбудсмена. Потом стали обвинять Жумагуловых – они, мол, и "шантажисты", и "коррупционеры", и "богачи", и "сами себя порезали". Увы, взрослые люди видели такие сказки много раз, начиная с бессмертного "Рафик не виноват", которого вспоминал в комментариях каждый третий. Будут и другие домыслы. Если что-то и советовать Жамалиеву - это публичное раскаяние.