Инфляция как экономический стимул на примере бензина

3685 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Вторник, 28 Дек 2021, 09:00

После отмены государственного регулирования цен на бензин, их рост стимулирует производство

Прежде всего, следует пояснить, что не всякое значение роста цен является стимулом экономического роста. Высокая инфляция порождает социальное недовольство, которое де-стимулирует производительность труда. А сверхвысокая инфляция подрывает доверие к национальной валюте, и население начинает от нее избавляться. То и другое ведет к экономическому спаду, причем во втором случае к глубокому и продолжительному.

Читайте также
Грозит ли Казахстану вечный дефицит топлива

Но умеренные значения роста цен свидетельствуют о росте потребления и служат сигналом для роста производства товаров и услуг. И, конечно, было бы интересно разобраться с тем, как такой механизм работает у нас в стране.

Публицистическая заметка ни в коем случае не претендует на роль исследования. Просто в ней будут обозначены проблемы, которые нуждаются в серьезном анализе.

Посмотрим, для примера, на динамику цен на бензин и на динамику его производства.

Предполагается, что рост предложения (производства) должен вести к торможению роста цен. Если посмотреть на рисунок 1, на котором отображается связь между среднемесячными индексами цен и производства бензина, то мы увидим, что в период, когда государство регулировало цены (на рисунке 2010-2016), никакой закономерности не наблюдалось. Но как только государство отказалось от регулирования цен, то сразу же проявилась зависимость: чем быстрее растет производство, тем медленнее растут цены (на рисунке 2017-2021).

Рисунок 1.

Если мы посмотрим на рисунок 2, где отражается изменение корреляции между средними значениями цен на бензин и его производства, то мы увидим, что производство практически сразу реагирует на изменение цен. С лагом в 10 месяцев корреляция близка к 1.

Рисунок 2.

Итак, если говорить о хорошем, то после отмены государственного регулирования цен на бензин, их рост стимулирует производство. Рынок работает.

Но есть проблема, вызывающая беспокойство. Для того, чтобы иметь возможность нарастить производство в ответ на рост цен, требуются резервные мощности и доступное сырье.

Рисунок 3.

Читайте также
Несовременная экономика

С резервом мощностей, на первый взгляд, особых проблем нет. На рисунке 3 отображена динамика изменения производственных мощностей и уровня их загрузки. Если учесть, что три самых крупных НПЗ работают с загрузкой 90-95%, то можно сделать обоснованный вывод, что незагруженные мощности относятся к независимым частным НПЗ. И это та самая проблема, которая вызывает беспокойство. Дело в том, что, во-первых, они производят продукцию, прямогонные бензин и дизельное топливо, которые нельзя потреблять без предварительной подготовки. Во-вторых, их доступ к сырью весьма ограничен. Недропользователь предпочитает отпускать сырую нефть так называемым "давальцам", которые перерабатывают ее на крупных НПЗ. У таких "давальцев" понятные товарные и денежные потоки, что позволяет им делать предоплату за сырую нефть. Заходить на мини НПЗ с переработкой невыгодно – полученную продукцию надо еще где-то доводить до ума.

Таким образом, резерв мощностей примерно в 2-3 млн тонн по переработке нефти (точных данных нет) оказывается задействован совсем неэффективно: они не могут своевременно эффективно реагировать на соотношение спроса и предложения. Если вернуться к рисунку 2, то можно предположить, что рост корреляции между ценами на бензин и его производством идет как раз за счет мини-НПЗ. Если бы они имели доступ к сырью и выпускали бы уже готовую к потреблению продукцию, то реакция на изменение цен была бы быстрее. А пока за рыночную реакцию отвечает в основном КазМунайГаз.

Решить проблему качества выпускаемой продукции можно было бы за счет кооперации в части изомеризации прямогонного бензина (получение продукции с высоким октановым числом) и крекинга мазута, чтобы увеличить выход светлых фракций. Но такого рода кооперации препятствует доступная информация о мини-НПЗ: их дислокации, мощности, собственниках. Государство могло бы взять на себя роль координатора и способствовать развитию такого рода кооперации. Помимо своевременного рыночного реагирования на изменение цен, это способствовало бы выводу части бизнеса из тени, пополнению бюджета.

Фото: открытые источники

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента