Исторические примеры женских сообществ конца XIX-начала XX века
Нам, жителям XXI века, век XIX кажется темным и патриархальным. Мы уверены, что у женщин того времени было только два пути – замуж или в монастырь. И что уж тут греха таить - в основном это так и было, права и обязанности большинства женщин ограничивались домашними делами и воспитанием детей. Но именно XIX век положил начало расширению границ женского влияния.
И сегодня, в Международный женский день, хочется говорить не о проблемах, а о достижениях, вспомнить исторические примеры того, как это было именно у нас, вспомнить женщин, которые даже в эпоху всеобщего самодурства показывали пример свободы и независимости.
Надо сказать, что XIX век вообще принес огромные изменения в социально-культурном положении, полиэтническом составе, демографической ситуации во всем мире. Именно этот период характеризуется и стремлением женщин всех сословий стать образованными, а не просто грамотными, участвовать в общественной жизни, принести пользу не только своей семье, но и всему обществу. Повсеместно тогда открывались просветительские общества для женщин, всевозможные кружки, дамские комитеты.
Настоящие наши героини – первые казахские учительницы, это они несли свет знаний, их имена сейчас навсегда вписаны в историю страны.
"Хусни-Жамал – дочь казахского султана. Окончила Казанскую земскую школу. Сначала училась дома у братьев. Возраст примерно 25 лет. Красивая и приятная в общении, такой девушки в Орде больше нет, она одна... По-русски говорит очень чисто. Выделяется исключительной сдержанностью. Сейчас она решила посвятить себя делу русской школы", - вот что писал инспектор министерства просвещения по Букеевской Орде ВОЗНЕСЕНСКИЙ в своем отчете в 1897 году о Хуснижамал НУРАЛЫХАНОВЕ – дочери Зулкырнайына Шокеулы НУРАЛЫХАНОВА (на снимке она в центре). Позже, когда Хуснижамал открыла первую школу для казахских девочек в Орде, Вознесенский отправлял ей учебные пособия и книги. Уже будучи замужем, она писала статьи для газеты, где давала советы молодым учительницам. Думаю, ей было очень непросто, и нам, нынешним, даже невозможно представить те сложности, с которыми пришлось ей столкнуться – непонимание чиновников, отсутствие учебников… Но прогресс уже было не остановить.
И так было во всем мире.
Города, уезды, волости казахского степного края не были исключением, о чем есть возможность прочитать в газетах того времени.
В 1904 году в газете "Туркестанские ведомости", к примеру, появилась статья "Женский профессиональный труд", в которой, в частности, были такие строки: "Время расставило на свои места и в корне изменило взгляды представителей высшего сословия по отношению к женщине, теперь женщины имеют возможность доказать свой вклад в развитие общества не только физическим, но и умственным трудом". Там же приводится такая статистика: в Туркестанском губернаторстве в 1904 году на разных должностях находились 50 женщин-учителей, 18 чиновниц почты и телеграфа, 80 секретарш различных администраций, 32 кассирши, две фельшерицы-акушерки, 18 женщин-сестер милосердия общества Красный крест.
Конечно, женщины трудились в других областях: были швеями, продавщицами, занимались сельским хозяйством. Это были наемные работницы, получающие зарплату.
Были среди наших продвинутых соотечественниц того времени и предпринимательницы. Купчиха ГАВРИЛОВА, к примеру, зарекомендовала себя вполне успешной, как бы сейчас сказали, бизнесвумен. В 1910 году от безвременно почившего супруга она унаследовала табачную фабрику (ту самую, которая до недавнего времени располагалась на месте торгового центра на нынешней Макатаева-Сейфуллина). У ГАВРИЛОВА, между прочим, были сыновья, но все свое имущество он оставил супруге, а не им. А она, 50-летняя энергичная особа, полученное не только сохранила, но и приумножила – фабрика и магазины исправно работали, приносили немалый доход. А позже она построила самую крупную вальцовую мельницу в городе. Мельница после революции была национализирована, конечно же. А в 1921 году была снесена селевым потоком, уничтожившим полгорода. На ее месте сейчас стоит станция канатной дороги рядом с Дворцом Республики.
А у татарского купца ГАБДУЛВАЛИЕВА, владельца большого торгового дома "Исхак Габдулвалиев и сыновья" в семейном бизнесе наряду с упомянутыми в названии фирмы сыновьями работали и дочери. И не просто работали, но и участвовали в благотворительных акциях, в том числе занимались организацией женского медресе. Школа для девочек действовала при татарской каменной мечети в доме самого купца Габдулвалиева.
На снимке: Габдулвалиевы.
"В ней в 6 классах учились 115 учениц – 93 татарки, 12 казашек, 7 уйгурок и 3 узбечки. Обучение девочек велось по книгам, изданным в Казани, и было платным: богатые горожане платили по 8 рублей в год, люди среднего достатка – по 4 рубля, дети из малообеспеченных семей обучались бесплатно. Преподавали в женской школе три учительницы. Старшей по статусу, но не по возрасту была 20-летняя Афифа ДЕВЛИКАМОВА, супруга муллы. Вторая – Мариам ЯКУБОВА, мещанка из Чистополя, была женой учителя мужской гимназии Шакира ЯКУБОВА. И третья – Ашраф Джамал БЕКЧУРОВА, 40-летняя вдова из верненских мещанок. Мариам Якубова окончила Уфимскую медресе, две другие учительницы получили домашнее образование. Каждая получала жалование в размере 240 рублей в год", - это из замечательной книги алматинки Альфии ХИСАМУТДИНОВОЙ "Значимые люди татарской диаспоры города Верного".
Таких примеров много – в нашем городе, да и во всем Семиречье стали появляться образованные женщины с активной жизненной и гражданской позицией, которую они всячески демонстрировали обществу, делая его лучше.
Как следствие этих процессов на казахской земле, которая в ту пору входила в состав Российской империи, начинает стремительно развиваться женская благотворительная деятельность.
Благотворительность, кстати, - это тоже одна из больших инициатив XIX века. Конечно, добрые люди были во все времена, и свои хорошие дела они делали и раньше, но как явление благотворительность стала ярко проявляться только в 70-80-е годы XIX века. И большую роль в развитии благотворительного движения сыграли именно женщины. Хотя женские права были явно в то время ограничены, законодательно им запрещалось голосовать и избираться, но их социально-правовой статус постепенно менялся. В 1900 году вышел специальный Указ министерства внутренних дел о приеме женщин на государственную службу. До этого в степном генерал-губернаторстве женщин в чиновницы не брали… Новый указ "сломал" систему: женщины, имеющие высшее и среднее образование могли служить в госаппарате в чине 8 классов. Конечно, дадено это все было не просто так, а после борьбы.
Надо отметить, что в то время численность мужчин в регионе Туркестанского и Степного генерал-губернаторства значительно преобладала над численностью женщин. К примеру, по данным переписи населения 1897 года, в городах в городах Верный, Жаркент, Капал, Лепсы, Пржевальск, Пишпек проживало 35 291 мужчин и 25 643 женщины.
На снимке: женское медресе.
Этнический состав губернаторства был очень пестрым – здесь проживали казахи, украинцы, русские, узбеки, татары, уйгуры, поляки, китайцы, евреи, мордва… Это были люди разных религиозных воззрений и разного социального статуса. Преобладали купцы, мещане и крестьяне, дворянство было представлено совсем скупо. И именно представительницы высшего сословия, жены и дочери высших военных и административных чинов региона, инициировали создание в 1870-х годах первых благотворительных обществ.
К примеру, в 1871 году председательницей Туркестанской благотворительной организации была супруга военного губернатора Туркестана Юлия фон КАУФМАН.
Эти организации поначалу занимались организацией мест для ночлега бездомными малоимущим, открывали что-то вроде студенческих общежитий для тех учеников, кто не имел опекуна или попечителя. Десятый номер 1879 года "Туркестанских ведомостей" сообщает о создании детского дома для сирот в Ташкенте (он тогда был центром Туркестанского края), в котором жили 28 девочек и 3 мальчика, а управляла этим домом Мариям БАХТИЯРОВА. Кто такая Мариям, выяснить пока не удалось, возможно, супруга влиятельного местного купца.
А в городе Верном (ныне Алматы) в 1884 году было создано Верненское благотворительное общество. Цель создания его была благородна: "оказание помощи неимущим, презрение и воспитание бедных детей, особенно сирот". Совет на своих заседаниях рассматривал разного рода просьбы относительно материальной помощи лицам, остро в ней нуждающимся: "В 1884 году на временные и постоянные вспомошествования бедствующим израсходовано 324 р. 36 копеек. Помощь оказана 23 лицам, 11 лицам выданы единовременные пособия".
Позже деятельность таких организаций расширилась - благотворительная помощь оказывалась "несостоятельным жителям" региона, пострадавшим от неурожая и стихийных бедствий, больным, заключенным (и бывшим заключенным). А также участникам многочисленных войн, которые бесконечно вела Россия, и их семьям.
В городе Верном "для облегчения участи страждущих" действовал целый ряд благотворительных обществ.
Верненский детский приют был организован в 1878 году, и по началу размещался в здании верненского уездного начальника, которое находилось в Большеалматинской станице. А в 1892 году переехал в красивый деревянный дом, созданный по проекту архитектора П. В. ГУРДЭ. Здание сохранилось, там сейчас музей города Алматы. А когда-то деньги на это здание собирали всем миром, а потом всем миром поддерживали жизнедеятельность приюта – он существовал "на пособия, отпускаемые из областных земских сумм и на средства некоторых городов, станиц и учреждений области; на проценты с капитала, образовавшиеся от сбережений прошлых лет; на стипендии от некоторых уездных попечительств; на прибыли от устройства лотерей и увеселений". Но основной источник финансирования – пожертвования частных лиц. Среди благотворителей было немало женщин разного социального статуса: в списках фигурирует некая вдова мещанина СМИРНОВА - она пожертвовала три рубля на содержание приюта, и наверняка эти три рубля для нее были немалой суммой. А Мелания КОЛПАКОВСКАЯ – жена первого военного губернатора Семиреченской области Герасима КОЛПАКОВСКОГО – с 1881 года и до самой своей смерти в 1895-м была почетной пожизненной попечительницей заведения.
Мелания Колпаковская вообще очень интересная для краеведов фигура, потрясающая женщина, которая была Герасиму Колпаковскому не только хорошей женой, но и верным другом, соратницей, помощницей во всех его делах.
Мелания Фоминична Колпаковская (1831-1894) - в девичестве Эмилия ЧЕМБЕРГ, старшая дочь богатого курляндского немца, лютеранина, малороссийского помещика Фомы (Томаса) ЧЕМБЕРГА. Чтобы выйти замуж за небогатого и, казалось бы, не очень перспективного в плане карьеры молодого офицера, она перешла в православие, изменила свое немецкое имя на русское созвучное "Мелания". И обвенчалась с любимым. А потом ездила с ним по гарнизонам, разделяя все тяготы командировочной неустроенной жизни. Была попечительницей образовательных и воспитательных учреждений, покровительствовала науке и искусстве в крае, жертвовала на храмы.
"В документе за 1862 год (ЦГА РК ф. 360, оп. 1, д. 7, л. 1 об.) говорится, что "священник ВЕКШИН Александр Яковлевич встретил семью на исповедание: Г.А. Колпаковский, 43, жена Мелания Фоминична, 31. Дети: Мария, 4, Александра, 1 год"). В семье Колпаковского появились сыновья Михаил (1864 г., укрепление Верное) и Григорий (1867 г., г. Семипалатинск). Крёстными были первопоселенцы укрепления Верное: отец – ПЯЧКОВСКИЙ Харитон Иванович, ст. лекарь Алма-Атинского воен. госпиталя; мать – МАКСИМОВА Анна Алексеевна, жена смотрителя провиантского магазина", - это из статьи алматинского краеведа Владимира ПРОСКУРИНА.
В конце XIX-начале XX веков в крае действовали много благотворительных организаций, в деятельности которых принимали активное участие женщины. Создавались эти организации по национальному, религиозному, социальному признаку, что понятно даже из их названий: Оренбургское общество вспоможения бедным (1862) – представительницы его на снимке, Верненское благотворительное общество (1884), Джаркентское благотворительное общество (1898), Павлодарское общество пособия бедным (1897), Мусульманское благотворительное общество в г. Семипалатинске (1898), Актюбинское мусульманское благотворительное общество, Римско-католическое благотворительное общество в г. Омске (1897), Попечительное общество Дом Трудолюбия в г. Семипалатинске (1897), Общество о нуждающихся переселенцах в Семиреченской области (1910), Мусульманское благотворительное общество в г. Ташкенте (1909), Семиреченское православное Братство.
И это далеко не полный список благотворительных организаций края. Женщины присутствовали во всех этих организациях – решая социальные проблемы целого региона.
Были и чисто женские организации, такие как Семипалатинское Дамское попечительное о бедных общество (1873), были и такие, где в попечители принимали мужчин.
Но наиболее активно женская благотворительная деятельность проявлялась в благотворительных организациях Красного креста, отделения которого были и в Туркестане. Отделение Красного Креста в Семиреченской области было организовано примерно в 1877-78 годах, чуть позже - вАулиеате, Туркестане, Верном, Перовске, Казалинске. А потом при отделениях Красного креста стали создаватьсяженские, точнее, Дамские комитеты.
Органом, связующим все Общества Красного Креста в мире, был Международный комитет Красного Креста, существовавший в Женеве с 1863 года. В его задачи было следить за выполнением решений Женевской конвенции в отношении установленного нейтралитета санитарного персонала и раненых.
Комитеты, созданные в городах, аулах и казачьих станицах, занимались в основном сбором продуктов, одежды, денег среди жителей региона для участников военных действий, ветеранов и инвалидов. А в неурожайные годы – это были 1882, 1891, 1892 годы, а так же при стихийных бедствиях комитеты Красного Креста оказывали посильную помощь и жителям пострадавших районов. Позже, уже в начале ХХ века, активное участие в этой работе принимали и монахини Иверско-Серафимовского монастыря города Верного. С их стороны это не было благотворительностью, а было служением, и пользы оно общему делу приносило немало – монахини были дамами образованными, имели навыки врачебного дела, были знакомы с бухгалтерией.
Еще один факт. 2 мая 1918 г. в городе Верном было зарегистрировано женское мусульманское общество "Азад". В нем состояли семь прогрессивных женщин-татарок. Это были жены и дочери известных верненцев. Дочь торгового депутата, купца 2-й гильдии Абдул Гани ГУЗАИРОВА Ашраф Джамал БЕКЧУРОВА, три дочери купца 1-й гильдии Исхака Габдулвалиева – Сагадат Бану Исхаковна ГАБИТОВА, Фатиха Исхаковна ТАЗЕТДИНОВА, Гульшах Исхаковна СУЛЕЙМАНОВА.
Членом общества "Азад" была Гарифа Лутфулловна ДАВЛЕТКАМОВА - мусульманская учительница, жена муллы ДАВЛЕТКАМОВА, Залиха Мухамеджановна МУСИНА, жена купца Газиза МУСИНА и Сарби Джамал РАХИМОВА, жена купца РАХИМОВА.
Общество ставило перед собой важные задачи: уравнять женщин в правах с мужчинами в политических и экономических вопросах, требовали заработанной платы наравне с мужчинами при условиях равной производительности труда, стремились к развитию культурно-просветительной и общественно-политической деятельности среди женщин, в планах были организация профессиональных союзов, бюро труда, открытие кассы взаимопомощи, кассы страхования, больницы.
Но жизнь распорядилась иначе. В город пришли революционные перемены, члены общества "Азад" вынуждены были покинуть родные края, спасаясь от арестов. И судьбы этих женщин сложились по-разному, не всегда благополучно.
Но это уже другая история…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!