Как мы ездили в Кызылорду и что мы там увидели
Очень интересно узнавать, какой Казахстан большой. Какой разный. Где мы только не побывали за эти два года, а именно столько у нас действует проект исторический уикенд. Когда едем в один из городов (сел, районов) страны просто для знакомства.
Караганда и Семей, Тараз и Мерке, Шымкент и Жаркент, Конаев и Талдыкорган, Лепсинск и Чижин…
И вот добрались до Кызылорды.
Надо отметить, что я туда давно была нацелена – люблю этот город. Хотя любовь пришла не сразу, нет. Постепенно я влюблялась в него, погружаясь в его историю, узнавая его людей, разглядывая дома.
Саму себя процитирую, ибо писала когда-то:
"У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление", - сказала Коко Шанель. А я добавлю: это у нас не будет, а Кызылорде удалось…"
Да, удалось. Была там несколько раз – и по дороге в Байконур, и специально в Кызылорду ездила по разным журналистским делам. И воспоминания о городе самые светлые, самые тёплые.
Хотя город тёплый не всегда, бывает тут и сильный мороз. Впрочем, жуткая жара тоже бывает. И эти контрасты могут спугнуть робких путешественников.
Но не нас, нет. Где нас только не носило.
В Лепсинске, к примеру, куда отправились в октябре прошлого года, жили в гостевых домах – а это зачастую просто дома местных жителей с удобствами на улице. И в домах этих было либо очень жарко – у печи нет краника, чтоб отрегулировать подачу тепла, либо откровенно холодно, и мы утеплялись как могли. Кто-то спал в одежде, а кто-то (я) поверх одеяла накидывала ещё и матрац.
В Мерке же жили в гостиничке, в которой останавливаются водители-дальнобойщики. А там своя "романтика", специфичная весьма. Номера прокурены насквозь, кровати продавлены до пола, а из прекрасного вида из окна дают только кусочек соседней крыши.
А по пути в Каракол ночёвка была в палатках. И в Алтын Емеле, куда отправились смотреть петроглифы, тоже ночевали в палатках.
В Караганде – в сдвоенных номерах (это когда удобства на два номера сразу), и в номерах без кондиционера (но с комарами!) в Семее…
И все это нас не сломило (ха-ха) – мы ехали за историей, и понимали, что не везде её можно получить через проживание в пятизвездочном отеле.
И вот, как только выдались три выходных дня, а получилось это на праздники, мы купили билеты в Кызылорду и начали готовиться.
Точнее, готовиться начала я, ибо команда наша в этой поездке положилась на меня полностью – это же я про прелести Кызылорды своим спутникам все уши прожужжала. Рассказывала, какой это замечательный город, сколько там всего интересного и к посещению он просто обязателен.
И вот тут-то я и хлебнула забот по полной программе.
Ибо замечательный город (на фото витрина местного бутика) оказался совсем не готовым к приезду туристов.
Вот таких как мы – въедливых, пытливых, жадных до исторических деталей. Городских гидов нет, совсем нет. Туристы здесь обычно только проездом – они едут на Байконур. И их совсем не интересуют достопримечательности маленького города. Программ экскурсионных по городу как следствие, тоже нет.
С отелями непонятно – на букинге их совсем ничего, и отзывы путешественников скорее отрицательные, чем положительные. Выбора нет. Зато цены почти как в Алматы.
Но… Что там гласит пословица? Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
В Кызылорде у меня только один друг, зато какой – сто приятелей легко заменит. Мира ЖАКИБАЕВА – журналист местной газеты, человек эрудированный, грамотный, к тому же много пишущий о своём городе и его истории.
Я позвонила Мире и предложила стать нашим гидом в этом путешествии. Поначалу она отказывалась. Мол, опыта нет, страшновато вот так стартовать – сразу с большой группой.
- Но ты столько всего знаешь, столько копалась в истории Кызылорды, - убеждала я. К тому же я рядом буду, и тоже немного знаю историю города и людей, которые были причастны к возведению некоторых его объектов. Поддержу. Хотя бы за локоток. Не переживай.
К тому же группа путешественников собралась очень понимающая, не будет искать промахов у гида-новичка, сосредоточится на его несомненных плюсах – знании истории края.
И Мира сдалась. Маршрут по городу составляли вместе. Я рассказывала, что мне в Кызылорде нравится, и что я бы хотела показать друзьям-путешественникам. А Мира предлагала свои локации, те, которые я не знала, или забыла или не оценила. Идеи – даже самые бредовые – обсуждали и частично претворяли в жизнь.
И вот мы прилетели.
До города добирались на нескольких такси. И это оказалось значительно дешевле – просто нолик убирай! – чем нанимать микроавтобус. Конечно, это несколько нарушило концепцию наших душевных туров, в которых общение очень важно, но наши внутренние плюшкины были убедительны: лучше потратим сэкономленные на автобусе деньги на что-то полезное.
Бросили сумки в отеле и отправились на экскурсию.
Мы с Мирой сразу планировали, что она будет пешеходной. И отель выбирали исходя в первую очередь из месторасположения – он в историческом центре.
Направились первым делом к вокзалу. Именно здание вокзала и вся привокзальная территория и влюбила меня в Кызылорду несколько лет назад.
Весь этот район города застраивался вместе со строительством железной дороги Оренбург-Ташкент. Её строили в 1901-1905 годах, и дома – ровесники этой самой железной дороги, здесь жили специалисты, обслуживающие и дорогу, и вокзал… Эти здания и сейчас жилые.
Шли и восхищались архитектурой 19 века – надёжно, крепко, прочно строили, действительно на века. До наших дней дома достояли, и всех нас переживут при бережном уходе. Знакомый архитектор сказал, что это так называемый кирпичный стиль. Это такое рационалистическое течение в архитектуре историзма, популярного во второй половине 19 века. Что характерно для этого стиля? В первую очередь – минимум декоративных элементов и оштукатуренных поверхностей.
Кирпич – очень надежный материал. И подходит для кызылординского климата с его перепадами температур и влажности.
А еще кирпич стоил недорого и не требовал особенного ухода — именно эти факторы позволили кирпичному стилю занять прочное место в истории промышленной архитектуры.
Кирпичный стиль с применением железобетонных конструкций использовался для промышленных сооружений и получил активное распространение на волне капитализма, индустриализации и урбанизации.
А ещё такие здания красивы. Конечно, это не модерн. И не барокко, и не ампир. Тут нет их изысканности, внимания к деталям, символам и аллегориям, нет повышенной эмоциональности, пышности витиеватых, изогнутых линий и обилия декора.
Тут красота другая, простая и практичная.
Была когда-то…
20-й век внёс свои коррективы в архитектурные планы. Сейчас дома доделаны, переделаны, достроены современными материалами, и выглядят поэтому слегка нелепо. Но это и есть современная жизнь Кызылорды, реальная, не придуманная, и мы ехали её смотреть. Потому смотрели и радовались.
Мы шли большой компанией, а кызылординцы с любопытством оглядывались, пытаясь угадать, кто мы такие и откуда прибыли. Понятно, что туристы. Но пестрота многонационального состава группы сбивала с толку. Некоторые останавливались, заговаривали, и узнав, что мы приехали из Алматы и не на какую-нибудь там конференцию, а специально, чтобы увидеть город, сначала удивлялись, а потом радовались: "Такого у нас ещё не было!".
А вот теперь есть!
Мы заходили во дворы и закуточки, выискивая в них приметы времени, а потом и вовсе вскарабкались на железнодорожный мост, чтобы с него полюбоваться на вокзальную территорию. И устроили там фотоссесию.
Проходящий мимо нас дяденька – железнодорожник, вроде никакого интереса к нам не проявляющий, тем не менее буркнул: "1905 года вокзал!".
Вокзал и привокзальная территория, пожалуй, самое оживлённое место в городе. Жизнь тут бурлит! И люди, люди…
И вокзал был, пожалуй, самым эффектным зданием во всём городе. И я все уши прожужжала, рассказывая всем, кто готов был меня слушать, про его великолепие. И собственно, вся наша группа путешественников в первую очередь жаждала увидеть именно вокзал.
Вот таким здание было – одно фото мое, я сфотографировала здание вокзала в 2021 году, второе – архивное, начало 20-го века.
Когда-то я, поражённая его изяществом и красотой, описывала его так: "Модерновое строение необыкновенной красоты. Вазоны и прочие украшения навевают мысли о черноморском отдыхе, Ялте и Гаграх. Кажется, что сразу за железнодорожными путями бьются волны о перрон…"
Увы. Два года назад до него дотянулись ручки "улучшателей" и реставраторов. Я чуть не заплакала, увидев эту "реставрацию". Здание отделали какой-то нелепой дешевой плиткой какого-то мышиного цвета – и оно потеряло своё изящество и лоск.
Здание в разные времена было разного цвета. Было белым, было желтым, красноватым. И всегда оно было прекрасным. А теперь нет. Потому что дешевая китайская плитка не может соперничать с настоящим кирпичом, которому почти 150 лет, и который с годами выглядит только благороднее.
Мира рассказала, что этот красный кирпич – "николаевский", для стройки везли из Оренбурга, для прочности добавляя в него рублёный конский волос…
А что добавили в эту современную малосимпатичную и совершенно ненадежную плитку, я даже боюсь предполагать.
Минутка критики
А еще я заметила, что исчезли вазоны, которые так поразили меня когда-то своим романтическим видом. Кому они мешали и куда исчезли? Хороший вопрос. Очень надеюсь, что их просто кто-то перевёз к себе на дачу. Потому что если разрушили – то это варварство чистой воды, которое невозможно оправдать даже плохим вкусом участников "реставрации".
Кстати, здание вокзала внесено в реестр памятников истории и архитектуры региона и должно охраняться государством.
А реставрация, если что, это, цитирую документы: "комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника истории и культуры путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных".
Как-то не вяжется описание процесса с полученным результатом. Печально. Город лишился привлекательного для туристов объекта. Ибо сейчас вокзал выглядит не как историческое здание в стиле модерн, а как плохо сделанная современная коробка.
С большой тревогой увидела, что здание музея "Акмешит" на привокзальной площади всё в "лесах" – тоже реставрируется. Была в этом музее – замечательная экспозиция, рассказывающая об истории города в тот период, когда он назывался Акмешит, а потом Перовск. И небольшой домик музея – тоже памятник архитектуры, отличающийся богатым декором главного фасада.
Надеюсь, к нему реставраторы отнесутся бережнее, чем к вокзалу.
И вообще надеюсь, что городские власти задумаются о туристической привлекательности города. А привлечь путешественников он может только своей уникальностью. Сейчас Кызылорда всё еще такая – уникальный город с большой исторической составляющей.
Но если все дома сделать одинаковыми, то смотреть на них вряд ли кто-то поедет… И тогда уж точно будет не до развития городского туризма.
Про настоящее
Зато мы зашли в железнодорожное депо. А там все настоящее, реальное.
Даже старый паровоз, который нас встретил в депо, и который сейчас памятник… Он был на постамент поставлен в 2005 году во время празднования столетия Кызылординского локомотивного депо.
Депо строилось вместе с вокзалом и большинство построек депо датируется 1904-1905 годами – его веерное здание на 16 стоил, поворотный круг, котельная… И всё работает с той поры. Поначалу в перовском паровозном депо было 159 рабочих и служащих, многие из них были потомственными железнодорожниками и сюда приехали из Тамбова, Самары, Саратова и Воронежа. Да, не хватало тогда своих специалистов, приглашали специалистов из других регионов. А паровозный парк тогда состоял из 10 паровозов, работавших на нефти. В 30-х годах депо расширили, в депо пришли современные мощные паровозы, построенные в Швеции, Германии, на российских заводах. Это всё мне рассказали в самом депо в прошлую мою поездку сюда. Ну а я рассказала своим спутникам. И показала, что могла, а могла показать не всё – всё-таки это важное для города предприятие, стратегическое, можно сказать, и просто так тут разгуливать нельзя.
Во время нашей экскурсии мы побывали в мечети Айтбая (1878?) и в церкви. Это самые старые постройки в Кызылорде.
Мечеть носит имя Айтбая Балтабаева – купца из Бухары, на деньги которого она была построена. Точнее, он был главным жертвователем – на мечеть собирали деньги всем городом и обошлась она в 40 000 рублей. В 2000-х мечеть отреставрировали. После реставрации из старинного в здании остались нетронутыми только одна стена…
Свято-казанский храм – ровесник мечети, тоже 1878 года. Позже, в 1890-95 годах церковь была перестроена. На фасаде здания, кстати, две мемориальные доски с двумя разными датами постройки храма. Здание в неовизантийском стиле. И тоже из жжённого кирпича, который везли аж из Казалинска. Из исторических деталей – в церкви сохранился уникальный пол из чугунных плит. Я такие видела только в двух казахстанских городах – в Кызылорде и Петропавловске. А ведь это настоящее чудо строительной мысли. Они очень прочные, красивые, долговечные.
Чугун – уникальный материал, он не поддаётся внешним разрушающим воздействиям. Ну а его пластичность при высоких температурах позволяет изготавливать не просто прочные плиты, а плиты красивые, с рисунком.
И своим узорчатым видом такие плиты украшали публичные помещения внутри. Бывали случаи, когда строение разрушал огонь, а полы оставались невредимыми и над ними в дальнейшем возводили новое помещение.
Правда, без объяснений современный человек и не поймет, что у него под ногами уникальные образцы строительного материала позапрошлого века. Когда-то мне рассказал об этих плитах священник храма, я в эту поездку рассказала своим спутникам, они расскажут своим друзьям, они – своим, так вот и получится круговорот прекрасного, ценного, но незаметного на первый взгляд…
И кто будет в Кызылорде – зайдите в храм, полюбуйтесь на полы. Впрочем, там на многое можно полюбоваться, многим восхититься – здание сохранило свой исторический облик и является памятником истории и культуры.
Удивительный для меня факт – и храм, и мечеть имеют общие легенды о подземных ходах, которые вроде бы были под ними. Все об этом рассказывают, и никто их не показывает, эх…
А ещё в советское время оба эти религиозные здания были музеями, да. Здесь располагались филиалы областного краеведческого музея.
В 1982 году музей переехал в более удобное помещение, сейчас он занимает большое двухэтажное здание. Фото старое, из сети, ибо там мне было вообще не до фото.
В музее роскошная (без преувеличений) экспозиция, рассказывающая о быте, культуре и искусстве жителей этих мест в разные периоды истории: древние века, 18-й век, советский период и наше время.
Выставлено здесь около 5000 самых различных экспонатов, и ещё столько же находится в запасных помещениях, здесь можно увидеть большое количество предметов, найденных во время археологических раскопок и научных исследований.
В том числе здесь находятся и находки со дна Арала – с городища Арал-Асар, которое было обнаружено археологами в 2001 году. Алма МУКАНОВА, сотрудник музея, рассказывала нам об археологических находках с высохшего дна ушедшего моря – а это мельничные жернова, керамические сосуды и их обломки, фрагменты железных и бронзовых изделий, серебряные монеты, середины 14 столетия, а мы уже планировали новое путешествие в этот удивительный регион.
Про душевное
Путешествие будет скучным и мертвым, если ходить только распланированными маршрутами вдоль зданий, пусть и исторических. Путешествия по моему глубокому убеждению – это не только архитектура и история. Но и люди. Даже в первую очередь люди, местные жители. Не только разглядываешь здания. Нет. Мы едем знакомиться с городом, с его людьми и с его настоящей жизнью. Надо пробовать, делать, общаться. Так и в Кызылорде.
В целях экономии времени обед у нас был совмещён с ужином, а ужин с мастер-классом. Да. Мы ещё и на мастер-класс успели – готовили кимчи по самому правильному корейскому рецепту, которым с нами поделилась активистка областного общественного объединения "Ассоциация корейцев Казахстана" Елена КОГАЙ. Мы старательно записывали, снимали на видео и тут же не очень правильно повторяли за Еленой технологические этапы приготовления кимчи. В процессе пропитались насквозь запахами перца, специй, соли и так разогнали у себя аппетит, что заказали потом в этом же кафе целую гору еды. Еда была вкуснейшей, цены – замечательными, а кимчи – невероятным. И как вы понимаете, это было не то кимчи, в который мы вложили свои кулинарные таланты, а заранее приготовленное опытными мастерами.
Кстати.
Давно заметила, что все роскошные рестораны в разных уголках страны похожи друг на друга. И интерьерами, и сумасшедшим ценником.
А настоящий дух города, его характер, его вкус можно ощутить в тех заведениях, куда люди местные ходят не по праздникам, а каждый день. Вот мы в таком и были. Ощутили и оценили. Спасибо!
Банный день, точнее вечер
А еще мы были в бане. Да-да, в бане. В общественной. Как у нас это получилось? Самым естественным образом.
На экскурсии Мира привела нас к бане. Баня непростая, а настоящий исторический памятник и охраняется государством. По документам, которые есть у нынешнего хозяина здания, построена она в 1925 году, но по факту гораздо раньше.
Местные краеведы говорят, что центральная городская баня появилась в Перовске (прежнее название Кызылорды) в 1906-1907 годах, и находилась она как раз в этом здании. Такое несоответствие документов с реальными датами строительства, кстати, часто встречается на стыке эпох: советская власть, когда пришла в регион, выдавала на экспроприированные здания новые документы. И вносила туда не дату строительства дома, а дату переоформления.
Невероятно, но факт – под зданием во время ремонта недавно были обнаружены какие-то арки. Пока это все еще не исследовано, не раскопано до конца… Мы их очертания видели в окнах цокольного этажа. Мира говорит, что есть версия о том, что это вполне могут быть те самые подземные, что идут в мечеть – она тут неподалеку.
Правда, я не очень в это верю. Ну зачем соединять подземными ходами мечеть с баней?
Нелогично.
Возможно, был хороший цокольный этаж, где тоже находились банные помещения. Надеюсь, это всё выяснят, интересно же.
А еще Мира сказала, что внутри баню не перестраивали – моечные отделения устроены так же, как и сто лет назад. И мы купились. Небольшой компанией пытливых исследователей истории отправились вечером после всех экскурсий и ужинов не в отель, а в баню.
Конечно, шли мы туда не мыться (вымыться можно и в душе в отеле), а смотреть, как выглядит историческое здание внутри.
Поначалу думали пойти в общее отделение – ну чтоб исследование историческое было максимально объективным, но банщица предложила отдельный ВИП-кабинет. И мы отправились туда, предварительно, конечно, внимательно оглядев все другие помещения женской половины бани.
Ну что вам скажу. Наша банная экспедиция удалась.
Баня была чистой. Парная замечательной – жаркой, мы там прогрелись насквозь. И очень недорого нам всё удовольствие вышло – два часа ВИПа на четверых с арендой полотенец, сланцев и простыней нам обошлось в пять тысяч тенге с небольшим.
И выглядит там всё так, что сразу понимаешь – этой бане действительно сто лет.
Без сна и отдыха
Спать в этой поездке почти не удавалось, такой плотный график экскурсий подготовила для нас Мира. Ножками обошли весь исторический центр.
Один день выделили для поездки в Коркыт Ата. Ехали на Mercedes Sprinter, очень хороший водитель, машина чистая, стоимость космическая. В Алматы подобная поездка обошлась бы примерно в полтора раза дешевле. И понимаю почему – в Алматы есть конкуренция, много маршрутов, но и водителей тоже много. А в Кызылорде там нам сразу объяснили – есть проверенные водители, которые приедут вовремя, будут ехать аккуратно, и салон будет опрятным. А есть и другие, которые могут вообще не приехать, если подвёрнется заказ выгоднее. Так что нам повезло. И дорога отличная, домчались быстро. В комплексе есть небольшой музей, очень хороший, кстати. Есть интересные артефакты, фотографии.
Людей много, но как правило они проходят музей за пять минут, мы же застряли на полчаса. Достали вопросами гида, мы же дотошные, нам всё надо знать. А она и рада была нашей такой активности, мне кажется. С удовольствием отвечала на вопросы. Ну и мы ей рассказывали что-то интересное из наших поездок.
Потом сфотографировались все вместе, и это фото сразу же вывели на большой экран. А нам на прощание подарили подарок – чай и конфеты. Теперь на лекциях будем пить чай и вспоминать поездку.
А о самом комплексе напишу отдельно, коротко не получится… Ну и о многом другом рассказывать ещё буду, ибо не вместились сюда все впечатления от поездки.
После комплекса побывали в арт-студии местного дизайнера Айман АБДИЕВОЙ – она выпускает одежду в национальном стиле, говорит, что в последнее время такие бомберы, камзолы, платья пользуются спросом у кызылординцев. Удивительно, но эта стройная юная барышня – мама четверых детей, успевает творить, создавать прекрасные модели. И еще вот таким бизнесом руководит – здесь на постоянной работе пять человек. А два года назад даже была признана победителем в конкурсе "Лучший товар Казахстана-2022".
Уже почти в темноте добрались до парка им. Батырхана ШУКЕНОВА – алматинцам очень хотелось увидеть памятник любимому исполнителю. Парковые дорожки освещены едва-едва, но мы то из Алматы, привыкли к темноте на улицах. А памятник подсветили сами – телефонными фонариками. Батырхан родом из Кызылорды, а его музыкальная карьера начиналась в Дворце школьников, который, кстати, находится рядом с парком.
Так же в темноте увидели памятник бойцам, погибшим в бою с солдатами атамана Дутова в 1919-м году. Он недалеко от церкви, а напротив – стоит здание школы, датированное 1878-м годом. На нём мемориальная доска, что здесь учился политический деятель Мустафа ШОКАЙ. Сейчас в здании супермаркет и выглядит оно не самым лучшим образом, увы…
А ранним утром, ещё до завтрака, решили добежать до филармонии, заглянуть в парк железнодорожников – его ажурные арки чудо как хороши!..
И, главное, увидеть водонапорную башню. Про неё я тоже все уши прожужжала своим спутникам. По мне, водонапорная башня – одно из главных чудес Кызылорды. Башня построена в начале 20-го века – 1905 год, она до сих пор работает и выполняет свои функции. Строили её для пожаротушения, заправки паровозов водой и снабжении водой привокзальной территории – то есть для сугубо практических целей. Но она при этом невероятно красива!
В день отъезда мы успели побывать и на рисоперерабатывающем заводе ТОО "Тан ЛТД". Очень хотелось увидеть, как же собственно выглядит такой завод – регион же рисовый, мы все об этом знаем. И нам это удалось: спасибо руководству завода, встретили, всё показали – от хранения до упаковки. Было чему удивиться и поразиться – размах, объём производства, ассортимент впечатляют.
Ну и риса по мешочку пятикилограммовому привезли домой. Тяжелый сувенир, зато вкусный. И каждый плов, каждая каша из него напоминает мне – ох, не всё ты увидела в Кызылорде, ох не всё!
Так что вернусь. И уже строю планы.
Фото: Евгения Морозова, открытые источники.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!