Ходжа Ахмед Ясави: что известно о жизни святого до его появления в Туркестане

14965 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 17 Дек 2022, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Расстояние, отделяющее нас от эпохи великого суфия и поэта (он жил в XII веке), сделавшего так много для того, чтобы Ислам пришёл в Степь, - весьма солидно. В дошедшем до нас, несомненно, соединились как черты реального Ахмеда Ясави (Яссави, Яссауи), так и легендарные фрагменты его жизни.

Попытаемся проследить первую половину его жизни, предшествовавшую его пришествию в Ясы-Туркестан.

Место рождения – Испиджаб

Читайте также
Потрясающая смерть Чингисхана! Надо ли искать его могилу в Казахстане

По большому счёту, Ахмед Ясави должен был быть Ахмедом Испиджаби. Фамильный топоним, как правило, прибавлялся к имени восточных мудрецов и поэтов именно исходя из места рождения. Аль-Фараби, например, почти всю жизнь провёл в далёких от Сырдарьи странах, но так и остался уроженцем Фараба.

Ходжа Ахмед Ясави тоже не сильно баловал вниманием родное селение. Большую часть своего активного бытия он провёл в Бухаре, а финал его биографии, завершившийся добровольным заточением в подземную келью – пришёлся на Ясы-Туркестан.

Но, пожалуй, самой загадочной и волшебной порой жизни Хазрета были всё же его юные годы. Проведённые в Испиджабе–Сайраме.

Семья. Родители

Признаки избранности мальчика проявились в раннем возрасте. Рождённый в "богобоязненной семье" (между прочим, ведущей свою родословную от самой Фатимы, дочери Пророка Мухаммеда) и воспитанный в лучших традициях мусульманской духовности, он рано соприкоснулся не только с исламской догматикой, но и с миром народной мистики. Мальчик сполна впитал стихию того поэтичного, противоречивого и странного мировоззрения, которое было характерным для жителей Средней Азии в ту беспокойную эпоху, когда происходило активное смешение, слияние и приспосабливание друг к другу различных по характеру и генезису верований и обычаев соседних народов.

Родители, Ибрагим Ата и Карашаш Ана, позже также были причислены к лику праведников. В Сайраме существует мавзолей над могилой отца, фатимида Ибрагима-Ибн-Махмуда-Ибн-Ифтихара, который считается одним из чтимых местных святых. Там же и уважаемый мазар, в котором покоится прах матери - почти в самом центре старого города, на краю древнего кладбища.

Читайте также
Где упокоены великие казахи

По преданию, Карашаш-ана была женщина "красивая, волевая и мудрая" и оказала большое влияние на сына в его детские годы. Женщина тут, на краю исламского мира, на границе степей, всегда занимала заметное место

Встреча с Хызром и чудеса детства

Разделить биографию и агиографию Хазрета невозможно. Тут всё упирается в вопрос веры. Утверждают, к примеру, что однажды юному Ахмеду являлся сам Хызр. Без участия которого редко обходятся жизнеописания туркестанских святых.

Хызр являет одну из самых таинственных фигур местной духовной вселенной. Некоторые считали его пиром – покровителем степей, а заодно трав, скота и путников. Другие связывали доброго старца с одним из тех избранных, кому Аллах при жизни даровал бессмертие, дабы бродил он меж людей по странам и царствам и сеял всюду божественные семена веры. Именно Хызр предсказал маленькому Ахмеду необычную и нестандартную жизнь.

Впрочем, многих односельчан гораздо больше возбуждали сугубо практичные способности самого юного Ахмеда. Так однажды, например, он махнул своим посохом (на который опирался с юных лет), и в огороде отца исчезли все сорняки. Много говорили и про источники, что появлялись тут и там в сухих местах благодаря ударам этого самого посоха…

Аманат Арслан-баба

Читайте также
Туркестан: завоёванный, отвоёванный, взятый приступом и прихваченный мимоходом. Сколько раз за свою биографию он переходил из рук в руки

А ещё "знающие люди" утверждали, что знаменитый шейх Арслан-баб (Арстан-баб) передал мальчику "аманат Пророка", полученный пятьсот лет назад от уходящего Мухаммеда.

Аманат – залог непрерывающийся традиции, символ веры. Но для непосвящённых это была простая косточка хурмы, которую святой Арслан-баб пять веков таскал за щекой. Таскал, пока не пришёл однажды в Испиджаб и не встретил мальчика, который без обиняков заявил: "Уважаемый! Отдайте мне моё!"

Считается, что через своего святого наставника богоизбранный отрок напрямую соединился с Пророком, почерпнув духовную силу из первоисточника. Потому-то и после смерти оба суфийских святых (Арслан-баб похоронен невдалеке от Туркестана на пути к Отрару) остались связанными невидимой нитью. Во всяком случае, мавзолей Хазрета "не желал" строиться ранее, чем будет закончен мазар учителя.

Благословенная Бухара. Юсуф Хамадани

В отличие от современных псевдосуфийских тренингов и всяческих ускоренных курсов повышения квалификации дервишей, в классические времена процесс духовного восхождения от ученика-мюрида до наставника-шейха и провидца-ишана - считался делом длительным и многотрудным и давался не каждому. Большинство суфиев так навсегда и оставались нищими дервишами, обречёнными на вечные странствия в поисках пропитания. И лишь единицам суждено было пройти весь Путь до конца, снизу – доверху. Одним из прошедших и стал Ахмед из Сайрама, отправившийся учиться в "Благословенную Бухару", центр среднеазиатской учёности.

Когда юный провинциал появился в Бухаре, он вполне мог затеряться в толпе таких же молодых людей, со всех сторон стекавшихся под "Купол Ислама на Востоке". Наверное, и вся его история сложилась бы совсем иначе, если бы он, с его жаждой служения Аллаху, попал в одно из многочисленных медресе ортодоксального магометанства. Но судьба вела его другим путём и не отвратила от встречи с шейхом Юсуфом Хамадани.

Читайте также
Непридуманные дервиши. Их гламурные последователи вряд ли ведают, какими они были на самом деле

В пёстром, богатом событиями, веяниями и течениями, обильном экстравагантными мыслителями, авантюрными персонажами и истинными подвижниками центре среднеазиатского Ислама шейх Юсуф Хамадани слыл весьма заметной фигурой. Глава влиятельной школы мистиков, хранитель "зикира" - тайной молитвы, по преданию, заповеданной Пророком своим ближайшим последователям, он за свою почти столетнюю жизнь успел 38 раз побывать в Мекке и воспитать 213 шейхов, которые растеклись из Бухары по всему миру. Одним из 213-ти и стал Ахмед из Сайрама.

От ишана до шейха

Мы мало что знаем о "бухарском" периоде жизни подвижника (по некоторым сведениям, он продолжался 40 лет). Все эти годы восхождения он терпеливо преодолевал путь от мюрида и дервиша – до ишана и шейха. И, в конце концов, после смерти Хамадани в 1140 году возглавил завещанное дервишеское братство – "ходжагон".

За это время он, конечно же, прошёл немало дорог (что подразумевала суть дервишеского подвижничества), возможно, успел поучиться мудрости в университетах Персии и Сирии, несомненно побывал в Мекке и приобрёл право называться Ходжой (впрочем, по другой версии, эта приставка выдаёт его принадлежность к клану ходжей). Но пока ещё не стал ни Хазретом, ни Ясави.

Из Бухары в Ясы

Истинное величие Ходжи Ахмеда - в его вечной неуспокоенности, неудовлетворённости собой. И очень характерно, что он бросает все блага своего положения в Бухаре и уходит в Ясы, небольшой городок на самой границе Великой Степи, расположенный невдалеке от могилы первого наставника - Арслан-баба. Чтобы здесь начать всё заново.

Ясы-Туркестан – стал городом Ходжи Ахмеда Ясави неслучайно – Хазрет прибыл сюда с миссией, и в силу этого никаких случайностей быть не могло. А миссия Ахмеда Ясави заключалась в исламизации тюрков-кочевников, вольных обитателей Великой Степи. И трудно было найти город более удобный для исполнения этой задачи, нежели Ясы, расположенный одновременно на самой границе кочевой и оседлой цивилизации, и в то же время – не очень далеко от среднеазиатских исламских центров.

Здесь-то и заканчивается путь исканий и начинается путь служения, новый этап жизни Ходжи Ахмета Ясави, который потребует специального исследования. Мы к этому наверняка ещё вернёмся.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов, источники XIX века.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
На какие уступки может пойти Киев: интервью с экспертом Максимом Крамаренко
Аналитик о скандале вокруг нового мирного плана, реакции Киева и вероятных сценариях для Украины
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента