Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Расстояние, отделяющее нас от эпохи великого суфия и поэта (он жил в XII веке), сделавшего так много для того, чтобы Ислам пришёл в Степь, - весьма солидно. В дошедшем до нас, несомненно, соединились как черты реального Ахмеда Ясави (Яссави, Яссауи), так и легендарные фрагменты его жизни.
Попытаемся проследить первую половину его жизни, предшествовавшую его пришествию в Ясы-Туркестан.
Место рождения – Испиджаб
По большому счёту, Ахмед Ясави должен был быть Ахмедом Испиджаби. Фамильный топоним, как правило, прибавлялся к имени восточных мудрецов и поэтов именно исходя из места рождения. Аль-Фараби, например, почти всю жизнь провёл в далёких от Сырдарьи странах, но так и остался уроженцем Фараба.
Ходжа Ахмед Ясави тоже не сильно баловал вниманием родное селение. Большую часть своего активного бытия он провёл в Бухаре, а финал его биографии, завершившийся добровольным заточением в подземную келью – пришёлся на Ясы-Туркестан.
Но, пожалуй, самой загадочной и волшебной порой жизни Хазрета были всё же его юные годы. Проведённые в Испиджабе–Сайраме.
Семья. Родители
Признаки избранности мальчика проявились в раннем возрасте. Рождённый в "богобоязненной семье" (между прочим, ведущей свою родословную от самой Фатимы, дочери Пророка Мухаммеда) и воспитанный в лучших традициях мусульманской духовности, он рано соприкоснулся не только с исламской догматикой, но и с миром народной мистики. Мальчик сполна впитал стихию того поэтичного, противоречивого и странного мировоззрения, которое было характерным для жителей Средней Азии в ту беспокойную эпоху, когда происходило активное смешение, слияние и приспосабливание друг к другу различных по характеру и генезису верований и обычаев соседних народов.
Родители, Ибрагим Ата и Карашаш Ана, позже также были причислены к лику праведников. В Сайраме существует мавзолей над могилой отца, фатимида Ибрагима-Ибн-Махмуда-Ибн-Ифтихара, который считается одним из чтимых местных святых. Там же и уважаемый мазар, в котором покоится прах матери - почти в самом центре старого города, на краю древнего кладбища.
По преданию, Карашаш-ана была женщина "красивая, волевая и мудрая" и оказала большое влияние на сына в его детские годы. Женщина тут, на краю исламского мира, на границе степей, всегда занимала заметное место
Встреча с Хызром и чудеса детства
Разделить биографию и агиографию Хазрета невозможно. Тут всё упирается в вопрос веры. Утверждают, к примеру, что однажды юному Ахмеду являлся сам Хызр. Без участия которого редко обходятся жизнеописания туркестанских святых.
Хызр являет одну из самых таинственных фигур местной духовной вселенной. Некоторые считали его пиром – покровителем степей, а заодно трав, скота и путников. Другие связывали доброго старца с одним из тех избранных, кому Аллах при жизни даровал бессмертие, дабы бродил он меж людей по странам и царствам и сеял всюду божественные семена веры. Именно Хызр предсказал маленькому Ахмеду необычную и нестандартную жизнь.
Впрочем, многих односельчан гораздо больше возбуждали сугубо практичные способности самого юного Ахмеда. Так однажды, например, он махнул своим посохом (на который опирался с юных лет), и в огороде отца исчезли все сорняки. Много говорили и про источники, что появлялись тут и там в сухих местах благодаря ударам этого самого посоха…
Аманат Арслан-баба
А ещё "знающие люди" утверждали, что знаменитый шейх Арслан-баб (Арстан-баб) передал мальчику "аманат Пророка", полученный пятьсот лет назад от уходящего Мухаммеда.
Аманат – залог непрерывающийся традиции, символ веры. Но для непосвящённых это была простая косточка хурмы, которую святой Арслан-баб пять веков таскал за щекой. Таскал, пока не пришёл однажды в Испиджаб и не встретил мальчика, который без обиняков заявил: "Уважаемый! Отдайте мне моё!"
Считается, что через своего святого наставника богоизбранный отрок напрямую соединился с Пророком, почерпнув духовную силу из первоисточника. Потому-то и после смерти оба суфийских святых (Арслан-баб похоронен невдалеке от Туркестана на пути к Отрару) остались связанными невидимой нитью. Во всяком случае, мавзолей Хазрета "не желал" строиться ранее, чем будет закончен мазар учителя.
Благословенная Бухара. Юсуф Хамадани
В отличие от современных псевдосуфийских тренингов и всяческих ускоренных курсов повышения квалификации дервишей, в классические времена процесс духовного восхождения от ученика-мюрида до наставника-шейха и провидца-ишана - считался делом длительным и многотрудным и давался не каждому. Большинство суфиев так навсегда и оставались нищими дервишами, обречёнными на вечные странствия в поисках пропитания. И лишь единицам суждено было пройти весь Путь до конца, снизу – доверху. Одним из прошедших и стал Ахмед из Сайрама, отправившийся учиться в "Благословенную Бухару", центр среднеазиатской учёности.
Когда юный провинциал появился в Бухаре, он вполне мог затеряться в толпе таких же молодых людей, со всех сторон стекавшихся под "Купол Ислама на Востоке". Наверное, и вся его история сложилась бы совсем иначе, если бы он, с его жаждой служения Аллаху, попал в одно из многочисленных медресе ортодоксального магометанства. Но судьба вела его другим путём и не отвратила от встречи с шейхом Юсуфом Хамадани.
В пёстром, богатом событиями, веяниями и течениями, обильном экстравагантными мыслителями, авантюрными персонажами и истинными подвижниками центре среднеазиатского Ислама шейх Юсуф Хамадани слыл весьма заметной фигурой. Глава влиятельной школы мистиков, хранитель "зикира" - тайной молитвы, по преданию, заповеданной Пророком своим ближайшим последователям, он за свою почти столетнюю жизнь успел 38 раз побывать в Мекке и воспитать 213 шейхов, которые растеклись из Бухары по всему миру. Одним из 213-ти и стал Ахмед из Сайрама.
От ишана до шейха
Мы мало что знаем о "бухарском" периоде жизни подвижника (по некоторым сведениям, он продолжался 40 лет). Все эти годы восхождения он терпеливо преодолевал путь от мюрида и дервиша – до ишана и шейха. И, в конце концов, после смерти Хамадани в 1140 году возглавил завещанное дервишеское братство – "ходжагон".
За это время он, конечно же, прошёл немало дорог (что подразумевала суть дервишеского подвижничества), возможно, успел поучиться мудрости в университетах Персии и Сирии, несомненно побывал в Мекке и приобрёл право называться Ходжой (впрочем, по другой версии, эта приставка выдаёт его принадлежность к клану ходжей). Но пока ещё не стал ни Хазретом, ни Ясави.
Из Бухары в Ясы
Истинное величие Ходжи Ахмеда - в его вечной неуспокоенности, неудовлетворённости собой. И очень характерно, что он бросает все блага своего положения в Бухаре и уходит в Ясы, небольшой городок на самой границе Великой Степи, расположенный невдалеке от могилы первого наставника - Арслан-баба. Чтобы здесь начать всё заново.
Ясы-Туркестан – стал городом Ходжи Ахмеда Ясави неслучайно – Хазрет прибыл сюда с миссией, и в силу этого никаких случайностей быть не могло. А миссия Ахмеда Ясави заключалась в исламизации тюрков-кочевников, вольных обитателей Великой Степи. И трудно было найти город более удобный для исполнения этой задачи, нежели Ясы, расположенный одновременно на самой границе кочевой и оседлой цивилизации, и в то же время – не очень далеко от среднеазиатских исламских центров.
Здесь-то и заканчивается путь исканий и начинается путь служения, новый этап жизни Ходжи Ахмета Ясави, который потребует специального исследования. Мы к этому наверняка ещё вернёмся.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов, источники XIX века.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!