Грозит ли Казахстану вечный дефицит топлива

9198 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 21 Окт 2021, 09:00

Почему в Казахстане не работают законы экономики

Есть в нашей жизни некие неизбывные ситуации, повторяющиеся из года в год на протяжении многих десятилетий. Например, дефицит топлива весной, когда начинается посевная кампания, и осенью, когда начинается уборочная страда. Так было и в советские времена, когда все товары, в том числе ГСМ, распределялись в административном порядке. Так происходит и сейчас, когда товары распределяются рынком. 

Читайте также
Каждый десятый казахстанец имеет доход менее 30 тысяч тенге в месяц

Такая инвариантность поведения топлива вне зависимости от экономического уклада не может не вызывать удивления. Впору предположить, что мы имеем дело с некой аномалией, присущей только нашей стране.

Есть распространенное в общественном пространстве мнение, что это происходит из-за того, что цены на топливо регулируются государством. То есть в нашу рыночную экономику имплантированы рудименты советского прошлого. До недавнего времени так и было (наши большие начальники любят советское прошлое), но, в конце концов, стало ясно, что от регулирования цен больше вреда, чем пользы, и в 2015 г. отменили регулирование цен на бензин, а в 2016 г. на дизельное топливо. Хотя закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" оставляет возможность введения регулирования цен на нефтепродукты в любой момент.

Рисунок 1.

Комментарий к рисунку. На рисунке видно, что цены на топливо были очень волатильные. Даже более волатильные, чем потребительские цены в целом. Если бы цены регулировались государством, то были бы прямые линии с одним или двумя всплесками в течение года. А то и вовсе без них.

Читайте также
В Казахстане инновационное развитие находится в глубоком застое

В принципе, предполагается, что, когда возникает дефицит какого-либо продукта, цены на него растут (так и произошло с дизельным топливом, смотрите на рисунке 1), что ведет к снижению спроса, а это должно ограничить дальнейший рост цен. С другой, рост цен должен стимулировать рост предложения, что, в конечном итоге, приведет к снижению цен. В какой-то момент должно наступить равновесие между спросом и предложением, а цены стабилизироваться. Но у нас в стране на рынке нефтепродуктов этот механизм не работает. Дело в том, что государство обязывает нефтедобывающие компании поставлять определенное количество нефти на внутренний рынок. Это ведет к тому, что цены на нефть на внутреннем рынке определяют так называемые "давальцы" - те, кто перерабатывает нефть на казахстанских НПЗ. Они считают цену нефти обратным счетом от розничной цены топлива. Это было бы вполне рыночным механизмом, если бы не одно "но": у нефтедобывающей компании нет возможности отказаться от поставок на внутренний рынок, иначе говоря, она вынуждена соглашаться даже на невыгодные ей цены. Страдают от этого малые и средние компании, а также Казмунайгаз.

Почему страдают, объяснил заместитель премьер-министра страны Р.В. СКЛЯР: "Необходимо отметить, что коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления более низких цен на перерабатываемое сырье. При этом разница от экспортной цены нефти составляла около 50 долл. США/тонна, сейчас она выросла до 80 – 130 долл. США/тонна нефти в зависимости от направления поставки нефти (…) Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ" (из ответа на депутатский запрос, с которым можно ознакомиться на сайте парламента Республики Казахстан).

Читайте также
Отставание в развитии подрывает привилегированный статус элит

Из ответа заместителя премьер-министра видно, что ставить на внутренний рынок нефть невыгодно. Одно из негативных последствий такого положения дел указано в самом ответе: инвестиционная привлекательность нефтегазодобывающей отрасли низкая. 

Но есть и другое негативное последствие: сдерживается рост нефтепереработки и предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке. Если расширять мощности по нефтепереработке за счет модернизации существующих или строительства новых, то обеспечить их сырьем можно будет только за счет административного принуждения, что приведет к полному исходу частного капитала из нефтегазодобывающей отрасли. В результате новые мощности останутся без сырья.

Казмунайгаз в одиночку новые объемы потянуть не сможет, крупные иностранные компании защищены стабильностью правовых режимов и соглашениями о разделе продукции. Кстати, именно поэтому есть очень большой скепсис к планам по строительству новых НПЗ.

Рисунок 2.

На рисунке 2 мы видим, что переработка нефти на основных нефтеперерабатывающих заводах приближается к своему максимуму. То есть, через несколько лет они будут работать на полную мощность, но уже не смогут удовлетворить выросшие потребности внутреннего рынка. Еще одна модернизация поставит национальную компанию в очень тяжелое финансовое положение, потому что она будет вынуждена в ущерб себе загружать новые мощности дешевым сырьем.

Ограничение предложения нефтепродуктов, порожденное регулированием поставок нефти на внутренний рынок, сдерживает развитие конкуренции в розничной торговле топливом. На рисунке 3 мы видим, что сеть АЗС не развивается, а количество станций, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, сокращается. А здоровая конкуренция – это самый эффективный механизм сдерживания роста цен.

Читайте также
Экономика: между произволом и торжеством закона

Отказ от регулирования поставок нефти на внутренний рынок приведет к росту цен на сырье, что, несомненно, скажется на розничных ценах на нефтепродукты. Причем скачок цен может быть очень даже шоковым. Но у государства есть достаточно инструментов, чтобы смягчить шок и сдержать рост цен. Но, с другой стороны, через несколько лет страна получит реальный прирост перерабатывающих мощностей, что позволит не только закрыть потребности внутреннего рынка, но и открыть экспорт, который сейчас ограничен.

Альтернатива – рост импорта и рост цен, которые, в конечном итоге, станут намного выше.

Фото: inbusiness.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




жазушы
Астананы Талғарға көшіріп, мемлекет атауын "Хуторстан" деп өзгертсек қайтет?
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Как начальник колонии продал автомобиль с перебитым VIN-кодом и попал на 8,6 млн тенге
Желание заработать на перепродаже авто привело к неприятным последствиям
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Добыча нефти в Казахстане опять показывает отрицательный рост
Бесплатные советы министрам энергетики и финансов
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
Египетская Азия в декабре: не только Шарм-эш-Шейх
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Про людей
…Которые живы, пока мы помним про них
В Казахстане хорошо плодятся только пчёлы
Почему коррупционеры из Минсельхоза два года не запускают информационную систему “Gosagro.kz”
Экологические страсти в нефтяной столице Казахстана
Почему слушания по модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода были признаны несостоявшимися
Суд прикрыл позор актюбинской полиции
Отсидевший четыре месяца в следственном изоляторе из-за полицейского беспредела не получит моральный вред из-за хитростей закона
В Семее женщина пришла пьяной на митинг и попала в суд
Там она раскаялась и смогла избежать административного ареста
Почему имущество электроэнергетической компании "Шет-Энерго" решили отсудить у владельца
В Шетском районе говорят, что устали от постоянных отключений электричества
Новые остановочные павильоны вызвали вопросы у населения Петропавловска
Отдел ЖКХ закупил их из одного источника путем прямого заключения договора
Как Ratel.kz пытался выяснить происхождение приказа, противодействующего работе чёрных копателей на реках Жетысу
Но в итоге разные компетентные органы отчитались о своей работе
ОПГ чёрных риелторов в Алматы: почему один эпизод рассматривали в суде в закрытом режиме
Трое подсудимых решили пойти на сотрудничество
Насильник забрался в дом к одинокой сельчанке и спрятался в шкафу
Женщина от нападения отбилась
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.