Готовы ли морские ворота Казахстана к увеличению транзита

4923 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 14 Апр 2022, 11:15

Если бы не война между Россией и Украиной, инвестиции в развитие морской инфраструктуры на Каспийском море можно было бы признать избыточными

Война, развязанная ПУТИНЫМ против Украины, создала риски для транзита казахстанских экспортных и импортных грузов через территорию России. Одной из мер по снижению рисков является более активное использование транзитного потенциала наших каспийских портов.

Читайте также
Экономические связи Казахстана и России: торговля товарами

7 марта на заседании Оперативного штаба по антикризисным мерам министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. УСКЕНБАЕВ отметил, что имеется серьезный потенциал использования портов Актау и Курык, так как текущая загруженность составляет только 23% и имеется большой резерв.

15 марта на очередном заседании Оперативного штаба по антикризисным мерам было доложено о подписании совместного документа между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией о развитии тесного сотрудничества по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и созданию единой логистической компании. Турция уже высказала свое намерение присоединиться к документу.

29 марта на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. Ускенбаев сообщил, что в этом году объемы перевозок через порты Актау и Курык планируется довести до 10 млн тонн с учетом переориентации порядка 4 млн тонн экспортных грузов.

Наверное, есть смысл посмотреть на то, что из себя представляют морские ворота страны.

Рисунок 1.

Инвестиции в основной капитал морского транспорта

Прежде чем говорить о том, что из себя представляют казахстанские морские порты, будет полезно посмотреть на динамику инвестиций в основной капитал морского транспорта.

Рисунок 2.

Мы видим на рисунке 2, что инвестиции в морской транспорт, включающие в себя не только портовую инфраструктуру, но и морские суда, были очень неравномерными, что называется "то пусто, то густо". Также видно, что морской транспорт в своем роде пасынок в системе отечественного транспорта. В принципе, это неудивительно: транспортировка грузов в стране в основном обеспечивается автомобильными и железнодорожными перевозками. Морские перевозки в большей степени обеспечивали транспортные потоки со странами Каспийского моря: Ираном и Азербайджаном.

Развитие портовой инфраструктуры с 2015 по 2020 гг.

Рисунок 3.

На рисунке 3 мы видим, что за последние 6 лет произошел серьезный прирост длины портовых причалов за счет ввода в эксплуатацию порта Курык и Актауского северного морского терминала.

Но количество заходов судов в каспийские порты выросло несильно (смотрите рисунок 4).

Рисунок 4.

Распределение заходов судов по странам отображено на рисунке 5.

Основной морской партнер для Казахстана – Азербайджан.

Перевалка грузов тоже не выросла (смотрите рисунок 6).

Рисунок 6.

Снижение в 2020 г. связано с пандемией Covid-19.

Читайте также
Рейтинг Путина и война

Если бы не война между Россией и Украиной и угрозы транзиту казахстанских грузов через территории России, Украины и Беларуси, то инвестиции в развитие морской инфраструктуры на Каспийском море можно было бы признать избыточными. Но, как говорит народная мудрость, не было бы счастья, да несчастье помогло – возникла ситуация, когда избыточные мощности по перевалке могут быть загружены и потраченные инвестиции оправданы.

Но есть серьезные проблемы, о решениях которых пока никто не говорит.

Во-первых, обеспеченность кадрами. Найдется ли необходимое количество докеров для обслуживания увеличившегося объема работ по перевалке грузов? В принципе, в связи с экономическими проблемами в России их можно будет привлечь оттуда. Но этим надо начинать заниматься прямо сейчас, если есть серьезное намерение увеличить перевалку до 10 млн тонн, почти в два раза, как говорил министр К. Ускенбаев.

Во-вторых, обеспеченность судами. Количество судов на линиях до Азербайджана и Ирана должно вырасти тоже примерно в два раза. Поставить на линии суда с большим водоизмещением вряд ли получится из-за ограничений по габаритам судов, которые могут принимать и обслуживать порты.

Читайте также
Отношения Россия - Украина: что говорит социология

Точно не знаю, но сильно сомневаюсь, что есть такой резерв судов на Каспии. Можно ли будет арендовать суда российских речных пароходств – сейчас сказать сложно. Но по открытым доступным источникам не видно, что такая работа ведется.

Наконец, ничего неизвестно о готовности азербайджанских портов принять такое количество дополнительных грузов. Еще меньше известно о состоянии автомобильных и железных дорог в Закавказье, справятся ли они с выросшим грузопотоком.

В Закавказье до сих пор не погашен конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Он сейчас притушен, но может вспыхнуть с большой силой в любой момент.

Для того, чтобы Транскаспийский международный транспортный маршрут стал полноценной альтернативой транзиту через Россию, Казахстану, как наиболее заинтересованной стороне будет необходимо проявить выдающиеся организаторские, дипломатические и лидерские качества.

Это будет настоящей проверкой способностей членов нашего правительства и руководителей национальных компаний.

Фото: casp-geo.ru.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




автор цифрового контента
Осы Германияда немістер жол полициясына ұсталып қалса “неміспіз ғой, жібере салсаңызшы” деп айта ма екен?
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как замначальника ДУИС возвращал полученные от родственника заключённого 20 тысяч тенге
И почему категорически недопустимо с точки зрения морали бросать тень на всю структуру МВД
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Как будет газифицироваться Астана, когда исчезнет смог в Алматы и сколько должен стоить газ
В эксклюзивном интервью Ratel.kz генеральный директор АО "QazaqGaz Aimaq" Бауыржан Аскаров отвечает на эти и другие вопросы, волнующие казахстанцев
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Политика 47: повторить “манёвр Киссинджера”
Америка при первой каденции Трампа не влезла ни в одну новую войну
Эмираты зимой: что может удивить, разочаровать и порадовать
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
Как молодые казахстанцы, выпив лишнего, падали и умирали
Два приговора судов для обвиняемых, которые никого не хотели ни бить, ни, тем более, убивать, прозвучали на днях в судах Казахстана
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Актюбинский чиновник пострадал из-за президента и премьер-министра
Охрана главы государства потребовала нанести дорожную разметку, несмотря на то что она уже была на дороге
Как суды области Абай борются с нелегальной застройкой
С момента обретения статуса областного центра в Семее стало проблематично возводить многоэтажные строения без соответствующих документов
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
Праздновать Крещение на реке Есиль в Петропавловске не будут
Купели решили устроить на льду озера в сельском районе
Почему главный полицейский Жетысу генерал Кусаинов затаскал по судам пенсионеров-общественников
Оказывается, те осмелились написать на него жалобу
Покупатель разоблачил ОПГ чёрных риелторов, но они всё равно отказались вернуть ему задаток
И даже взяли с него расписку, что он не будет его взыскивать
Как бухгалтеры районного управления образования подвели своих начальников под приговор
Бухгалтеры платили зарплату мёртвым душам, но руководители якобы ничего об этом не знали
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.