Готовы ли морские ворота Казахстана к увеличению транзита

5032 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 14 Апр 2022, 11:15

Если бы не война между Россией и Украиной, инвестиции в развитие морской инфраструктуры на Каспийском море можно было бы признать избыточными

Война, развязанная ПУТИНЫМ против Украины, создала риски для транзита казахстанских экспортных и импортных грузов через территорию России. Одной из мер по снижению рисков является более активное использование транзитного потенциала наших каспийских портов.

Читайте также
Экономические связи Казахстана и России: торговля товарами

7 марта на заседании Оперативного штаба по антикризисным мерам министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. УСКЕНБАЕВ отметил, что имеется серьезный потенциал использования портов Актау и Курык, так как текущая загруженность составляет только 23% и имеется большой резерв.

15 марта на очередном заседании Оперативного штаба по антикризисным мерам было доложено о подписании совместного документа между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией о развитии тесного сотрудничества по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и созданию единой логистической компании. Турция уже высказала свое намерение присоединиться к документу.

29 марта на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. Ускенбаев сообщил, что в этом году объемы перевозок через порты Актау и Курык планируется довести до 10 млн тонн с учетом переориентации порядка 4 млн тонн экспортных грузов.

Наверное, есть смысл посмотреть на то, что из себя представляют морские ворота страны.

Рисунок 1.

Инвестиции в основной капитал морского транспорта

Прежде чем говорить о том, что из себя представляют казахстанские морские порты, будет полезно посмотреть на динамику инвестиций в основной капитал морского транспорта.

Рисунок 2.

Мы видим на рисунке 2, что инвестиции в морской транспорт, включающие в себя не только портовую инфраструктуру, но и морские суда, были очень неравномерными, что называется "то пусто, то густо". Также видно, что морской транспорт в своем роде пасынок в системе отечественного транспорта. В принципе, это неудивительно: транспортировка грузов в стране в основном обеспечивается автомобильными и железнодорожными перевозками. Морские перевозки в большей степени обеспечивали транспортные потоки со странами Каспийского моря: Ираном и Азербайджаном.

Развитие портовой инфраструктуры с 2015 по 2020 гг.

Рисунок 3.

На рисунке 3 мы видим, что за последние 6 лет произошел серьезный прирост длины портовых причалов за счет ввода в эксплуатацию порта Курык и Актауского северного морского терминала.

Но количество заходов судов в каспийские порты выросло несильно (смотрите рисунок 4).

Рисунок 4.

Распределение заходов судов по странам отображено на рисунке 5.

Основной морской партнер для Казахстана – Азербайджан.

Перевалка грузов тоже не выросла (смотрите рисунок 6).

Рисунок 6.

Снижение в 2020 г. связано с пандемией Covid-19.

Читайте также
Рейтинг Путина и война

Если бы не война между Россией и Украиной и угрозы транзиту казахстанских грузов через территории России, Украины и Беларуси, то инвестиции в развитие морской инфраструктуры на Каспийском море можно было бы признать избыточными. Но, как говорит народная мудрость, не было бы счастья, да несчастье помогло – возникла ситуация, когда избыточные мощности по перевалке могут быть загружены и потраченные инвестиции оправданы.

Но есть серьезные проблемы, о решениях которых пока никто не говорит.

Во-первых, обеспеченность кадрами. Найдется ли необходимое количество докеров для обслуживания увеличившегося объема работ по перевалке грузов? В принципе, в связи с экономическими проблемами в России их можно будет привлечь оттуда. Но этим надо начинать заниматься прямо сейчас, если есть серьезное намерение увеличить перевалку до 10 млн тонн, почти в два раза, как говорил министр К. Ускенбаев.

Во-вторых, обеспеченность судами. Количество судов на линиях до Азербайджана и Ирана должно вырасти тоже примерно в два раза. Поставить на линии суда с большим водоизмещением вряд ли получится из-за ограничений по габаритам судов, которые могут принимать и обслуживать порты.

Читайте также
Отношения Россия - Украина: что говорит социология

Точно не знаю, но сильно сомневаюсь, что есть такой резерв судов на Каспии. Можно ли будет арендовать суда российских речных пароходств – сейчас сказать сложно. Но по открытым доступным источникам не видно, что такая работа ведется.

Наконец, ничего неизвестно о готовности азербайджанских портов принять такое количество дополнительных грузов. Еще меньше известно о состоянии автомобильных и железных дорог в Закавказье, справятся ли они с выросшим грузопотоком.

В Закавказье до сих пор не погашен конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Он сейчас притушен, но может вспыхнуть с большой силой в любой момент.

Для того, чтобы Транскаспийский международный транспортный маршрут стал полноценной альтернативой транзиту через Россию, Казахстану, как наиболее заинтересованной стороне будет необходимо проявить выдающиеся организаторские, дипломатические и лидерские качества.

Это будет настоящей проверкой способностей членов нашего правительства и руководителей национальных компаний.

Фото: casp-geo.ru.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Почему в Караганде засекретили строительство двух административных зданий
А платежи подрядчику из бюджета казначейство спрятало за банковской тайной
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Казахстанская нефть не смогла заменить в Германии российскую
PCK Raffinerie просит отменить антироссийские санкции
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
Вера в Джеки и любовницы Кеннеди
Что побудило Жаклин Кеннеди отчаянно бороться за увековечивание и возвеличивание памяти о своём гулящем супруге?
Тургень и его обитатели: о чём жители других сёл могут только мечтать
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Казахстанскую "экстремистку" пригласили выступить известные мировые модельеры
Владельцы крупнейших компаний глобальной индустрии моды впервые пригласили на свою закрытую конференцию BOF спикера из СНГ
Иностранным туристам канатки неинтересны
В концептуальный подход развития туризма под Алматы заложен ошибочный базовый посыл
Как актюбинские таксисты перекрыли кислород автобусной компании
Чтобы и дальше возить пассажиров по высоким ценам, они использовали полицию
Сотни миллионов тенге на строительство фонтанов в Усть-Каменогорске были выделены незаконно
Неравнодушный житель Восточного Казахстана продолжает расследовать деятельность властей в бытность акимом Даниала Ахметова
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
За взятку на фоне паводка лишились свободы два чиновника из СКО
Вместе с госслужащими в колонию отправился и взяткодатель
В двух областях масштабно отметили 100 юбилей композитора Нургисы Тлендиева
Мероприятия будут проходить под эгидой ЮНЕСКО
Рестораны на Панфилова, 114 окончательно отрезали от воды и электричества
В буквальном смысле этого слова
Проститутка с сутенёром задержали двух 20-летних вымогателей
Молодые люди сделали фальшивые удостоверения и представлялись сотрудниками полиции
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.