В Национальном музее РК в Астане открылась выставка «Взгляд в будущее: Актуальное наследие»
«Наше всё» - это далеко не всегда Абай. «Наше всё» - это эклектика.
В Национальном Музее РК, при поддержке нацкомпании «Астана Экспо-2017», проходит выставка, в которой участвует проект «Astral Nomad's / Звездные кочевники». Это медиа-архив, содержащий (главным образом, но не только) документы радикального алматинского искусства 1990 - 2000-х, который представила куратор Юлия СОРОКИНА. Увидеть это в главном государственном музее страны? Неожиданно, не говоря уже о том, как смело.
Хотя - как сказать, непреодолимой стены между современным искусством и государственными институтами никогда не было. Те же перфомансы Сергея МАСЛОВА, на которых он пил кровь почти двадцать лет назад, проходили на «Параде галерей» в Государственном музее искусств имени Кастеева.
Но вот в «новую эпоху» приглашение актуальных художников в государственный музей - почти впервые.
С этого, кстати, начала свою речь художник Елена ВОРОБЬЁВА:
- Мы не избалованы вниманием государственных институций. Мы, собственно, больше участвуем в других выставках, но за это приглашение - спасибо...
Кроме картин Елены Воробьевой, на выставке «Взгляд в будущее: Актуальное наследие» представлены работы Сакена НАРЫНОВА, Рашида НУРЕКЕЕВА, Юлии СОРОКИНОЙ и Сауле ДЮСЕНБИНОЙ.
Больше всего за представление о неком загадочном будущем отвечает, конечно, планетарная инсталляция Сакена Нарынова «Последний полет астероида», висящая над залом. Всё остальное, очевидно, – «Актуальное наследие».
Кто и как здесь коллаборационирует-сотрудничает и кто, как и кого использует - вопрос, конечно, открытый. Скорее всего, как всегда, все - всех.
Но когда ты видишь такой, не побоюсь этого слова, корпус живописных работ Елены Воробьевой, как-то забываешь про все эти противоречия. Когда еще вы сможете посмотреть столько Воробьевой в одном месте, да еще в Астане? Идите и смотрите. Живопись Елены Воробьевой - это сегодня уже та самая актуальная классика.
Политизированные коллажи Сауле Дюсенбиной. Сдержанные, до внутреннего «крика» работы Рашида Нурекеева. Всё это - очень разные высказывания, но это разговор с людьми и для людей - а не отчетно-бахвальное нечто, когда не говорят, а вещают. Немного жизни просочилось в музей, избежав неумолимого взгляда парящей золотой птицы под полтолком. Немного теплой жизни в холодной воде официальных залов.