Казахстану необходим музей казахского ковра
У нас есть ковры с историей, есть история ковроткачества, а музея нет.
Эта мысль меня не отпускает уже неделю… Даже наоборот, все крутится и крутится, набирая обороты...
Но обо всем по порядку.
Недавно мы были в Шымкенте. Поехали специально. Есть у нас такой проект – исторический weekend, суть которого в том, чтобы на выходные отправиться в какой-либо город Казахстана, чтобы с ним знакомиться поближе и немедленно начать в него влюбляться. Так вот, на знакомство с Шымкентом у нас было аж целых три дня и День Независимости мы встретили у самого большого в стране флага.
В Шымкенте, кстати, много "самого-самого", и у нас были цели и задачи увидеть все своими глазами.
Предварительно, конечно, была разработана программа, найден транспорт. С городом и его окрестностями знакомил нас местный гид и историк Ислам КАЛАНОВ, и делал это профессионально, увлекательно, щедро демонстрируя нам исторические невероятности Шымкента и его окрестностей. А один день я оставила для "своих" шымкентских маршрутов. То есть я показывала своим спутникам тот Шымкент, который сама люблю. Люблю за душевность, теплоту, красоту, рукодельность, мастерство, мудрость… Немного я об этом писала вот тут.
Он теплый в любую погоду (даже в минус 2 со снегом, как было у нас) и бесконечно прекрасный – арт-галереи, музеи... Мои спутницы такого Шымкента не видели и даже не подозревали о его существовании. Как и я несколько лет назад. И тут нет ничего удивительного – многие шымкентцы об этих местах не знают, и уверены, что "в городе смотреть нечего". К сожалению.
И в этом нашем очень плотном графике мы единогласно оставили местечко для того, чтобы побывать во "дворе с коврами" Даны ЭРИК (БЕКТАЕВОЙ). Большинство из нашей компании путешественников подписаны на ее Инстаграм, читали ее публикации. И нам очень хотелось увидеть те самые знаменитые шымкентские ковровые заборы, которые случились благодаря энергии, фантазии, креативности и увлеченности Даны.
Для тех, кто (вдруг!) не знает, кто такая Дана Эрик: это шымкентская, точнее казахстанская коллекционер ковров. В ее коллекции 1500 экземпляров редких, а зачастую редчайших ковров. Покупала их на собственные деньги, собирала из разных регионов, находила по объявлениям и рекомендациям…
Её увлечение коврами давно вышло за рамки обычного коллекционирования. Она исследовательница ковров. Она их изучает. Она их пропагандирует. И надо сказать, явно преуспела в этом больше, чем все официально ответственные за продвижение казахского ковроткачества лица. Если они вообще есть.
Проект "Өсиет" (то есть "завещание, завет") нацелен на сохранение и популяризацию коврового искусства как духовного наследия казахов. Начать решила с малого, с собственного двора. И обратилась к своим подписчикам со следующим воззванием:
"Народ!...Мы нарисуем все самые редчайшие ковры казахской культуры, сохранившиеся в моей коллекции и, к сожалению, которые пока невозможно увидеть нигде. Проект недешевый. Одной мне сложно его осуществить, поэтому прошу от всех помощи и участия! Имена и инстаграмы всех участников мы поместим в одном из казахских ковров. Все участники получат своеобразное казахское бата через ковер, ведь в древности каждый ковер был молитвой того времени".
Люди откликнулись. И заборы двора превратились в ярчайший арт-объект. На самых обычных бетонных ограждениях теперь красуются ценные ковры, точнее – их изображения. Сейчас, уже побывав в этом месте, могу смело сказать: этот двор – очень впечатляющая достопримечательность города. Необычная, смелая. Привлекает внимание. И даже неровности бетонного покрытия тут кстати – ковры будто "живые", настоящие… Я бы внесла это место в списки обязательных туристических локаций при посещении города. Но это я, а местные туркомпании нам это место в своих маршрутах не предлагали.
Вот мы поехали любоваться этой красотой.
Мы бродили по двору потрясенные. Холод, снег, слякоть – вся эта зимняя серость, неожиданная упавшая на Шымкент, только подчеркивала красоту и самобытность работ. И двор – обычный, стандартный двор – стал произведением искусства.
Нам очень повезло, мы смогли встретиться и с самой Даной. А Дана, видимо увидев в нас людей неслучайных и ценящих прекрасное, уделила нашей компании часа два, а то и больше, за что мы ей очень благодарны...
Немного удивилась, что мы приехали изучать Шымкент аж из Алматы. Хотя – это ее слова! – именно алматинцы чаще всего и высказывают интерес к ее коллекции, поддерживают ее. Провела экскурсию по двору, рассказала про себя и про ковры.
Ее увлечение коврами началось с того, что ковры ей просто нравились. И она их покупала. И потому количество (ковров) перешло в качество (знаний): когда число экспонатов в коллекции перевалило за 500 (!!!), Дана стала их систематизировать, изучать, классифицировать.
Потом пришло понимание того, что это не просто ковры, это часть наследия предков. Что в старых казахских коврах как в зеркале отражается история народа, его верования и чаяния… Читала книги по искусству ковроткачества разных стран – Ближнего Востока, Кавказа, Средней… Изучала символизм рисунков. Сравнивала, искала общие черты и отличия.
"В Казахстане – увы – сейчас утерян сакральный смысл ковра. На ковер у нас смотрят, как на бытовую вещь, вещь прикладного характера. В других же странах, где есть традиции ковроткачества, созданы даже министерства ковра! Проводятся фестивали – для популяризации этого искусства, созданы музеи…".
В Туркменистане, Афганистане, Узбекистане, Азербайджане, Турции ковер является одним из символов, брендов страны. Тысячи туристов едут в эти страны специально для того, чтобы увидеть (а то и купить) местные ковры.
- Это действительно так. У меня дома три ковра ручной работы (ну как ковра – коврика, но не в размере счастье!) – турецкий, узбекский и армянский. И каждый имеет свою историю. Турецкому лет 20, наверное, и он был приобретен за 100 долларов много лет назад в моей первой поездке в Турцию. Сто долларов тогда была приличная сумма, а ковер был маленьким. Муж был против этой покупки категорически – "ну зачем нам такая дорогая, к тому ж не очень красивая вещь - ковер безворсовый, простой". Но я на покупке настояла. Дело было на ковровой семейной фабрике (три станка, три старушки-ткачихи), и я видела, как делают такие ковры, и магия создания рисунка меня просто заворожила…
Узбекский был привезен из Самарканда десять лет назад. Он уже тогда была старым – лет 60 ему точно было. Простой, кривоватый какой-то, без всякого лоска и изыска. Было ясно, что у него была сложная ковровая жизнь – по нему ходили, его нещадно выбивали, стирали… Старый узбек, такой же побитый жизнью, продавал его за копейки. Но купила я его не потому, что он дешевый, нет. А потому, что была в этом ковре какая-то магия, чувствовался характер. За перевоз мы доплатили больше, чем за него. Ковер тоже безворсовый с четким геометрическим, но уже другим – явно узбекским – орнаментом. И цветовая гамма иная – он невероятно яркий. И сразу понимаешь, что это частичка другой культуры…
А армянский и вовсе вязаный, и рисунок на нем едва угадывается. И там была другая история покупки. Он был приобретен не за невероятную красоту, а в качестве поддержки важного проекта. В одном из армянских городков мы попали на ковровую фабрику, которая была организована специально для женщин, попавших в тяжелые жизненные обстоятельства. Абсолютно женский проект. Организовали женщины и на всех этапах работают женщины – шерсть моют, красят, прядут, ткут… Разрабатывают узоры тоже женщины… И я сразу же хотела там купить ковер. Но традиционных ворсовых готовых не было. Можно было подождать - ковер соткали бы и выслали позже. Но мне ж надо было тут и сейчас. И я взяла ковер вязаный. Теперь он лежит у дивана и греет ножки всех, кто их туда поставит…
Поменять эти вещи на более изысканные, утонченные мне и в голову не придет. Потому что в этих вещах есть частица души тех, кто их делах, потому что они часть культуры и истории стран, где мы путешествовали… А вот казахского – настоящего, не бессмысленной современной подделки – у меня нет. И я даже не знаю, где его взять…
Сердцем и душой я понимаю Дану. Хотя нету у меня глубинных знаний по истории ковра и символике ковровых узоров. Ковры, я сейчас о коврах настоящих,- это особенные вещи, "говорящие", магические.
"Сейчас у меня есть ковры 19 века и начала 20 века. Есть ковры, которым более ста лет, есть 50-летние… Есть ковры арабского наследия на территории Казахстана – они попали на наши земли вместе с арабскими миссионерами еще в 7-8 веке. Этот вариант ковроткачества "прижился" на нашей земле и позже у нас стали использовать этот тип. Рисунки ковров, орнаменты менялись со временем... Причин было много, одна из них – появление ислама, он запрещал знаки и символы, и геометрические узоры на коврах зачастую вытеснялись цветочными рисунками".
Ковер можно читать как книгу. В рисунке, орнаменте старого ковра нет ничего случайного, уверена Дана. Это сейчас, в эпоху машинного ковроткачества, к рисунку одно требование – "быть красивым", чтоб удачно вписаться в интерьер. А у старинного ковра было много функций: ковер согревал жилище, создавал уют, а еще был оберегом, амулетом… Он хранил и до сих пор хранит в себе много тайн и историй. Древние символы и орнаменты, с душой и любовью вытканные руками ткача, как письмо к нам, ныне живущим. Но сейчас – увы – мало кто может прочесть эти таинственные письмена, увидеть в них жизнь, надежды, убеждения народа.
Дана много путешествовала, жила за границей, изучала историю и искусство, писала сказки. Она вообще человек уникальный – способна притягивать к себе прекрасное, уникальное. Своей красотой, знаниями, тонким пониманием мира. Это редкий, уникальный талант. Как бриллиант в куче булыжников. Но вот эта ее сущность, особенность, как мне кажется, и помогает ей в понимании ковров.
Она уверена, что очарование старого ковра заключается не только в тесной связи рисунка с традиционными преданиями и старинными легендами, но и в том, что это вещи с глубинным смыслом.
Ткач (а чаще всего это была женщина) над ковром трудился долго, продумывал рисунок так, чтобы он был не просто романтически прекрасен и загадочен, но и привлекал в жилище удачу и благополучие.
И - наоборот, защищал от дурного глаза и напасти.
Дана видит на коврах разные символы – мудрости, власти, благополучия, чистоты, любви… Показывает их нам, непосвященным. Но сложно, ох сложно принять, что все эти круги, линии, квадраты, ромбы – не просто фигуры, а фигуры со значением, сложно с непривычки разглядеть в них солярные знаки, пельметы, бутоны, трилистники, звезды, спирали – сакские символы бесконечности и другие невероятные вещи. Трудно принять, что в простых (казалось бы) ковровых рисунках заложена история, философия, религиозные взгляды целого народа, его традиции и представления о мире.
Хотя… Теоретически, да, многие из нас знают, что в дизайне ковров отражаются и климатические особенности, и устройство быта, и фольклорные мотивы, характерные для конкретной местности. Мы же люди грамотные, образованные, книжки читаем…
Но прочитать ковер могут единицы.
В шымкентском красочном дворе, слушая Дану, я вспомнила слова из моей любимой книги "Гравюры на скалах" (автор Алан МЕДОЕВ, геолог и археолог): "На сегодняшний день создалась странная картина, в которой мы больше знаем о первом тысячелетии до н.э. на территории Казахстана, чем о культуре казахов ХVI, ХVII, ХVIII и ХIХ веков, потому что этот сюжет в свое время попал в безраздельное владение этнографов, которые все свели в этом сюжете к плоской фиксации различных сторон быта и взаимоотношений в кочевой юрте и не заметили, что на кошмах, украшавших эти юрты, имеются орнаменты, прямой прототип которых ― культ Солнца, связанный с сакскими и скифскими племенами I тысячелетия до н.э.".
Конечно, сейчас тема национального орнамента в изобразительном искусстве Казахстана очень популярна. Художники и ремесленники, работающие в этностиле, орнаменты в своих работах используют щедро, иногда даже чрезмерно щедро. И мнение это не мое, об этом пишут и говорят многие специалисты.
И Дана считает, что сейчас наблюдается интерес к символике казахского орнамента, но зачастую он неглубокий, поверхностный даже со стороны мастеров…
Орнаменты сейчас всюду – в дизайне, в графике, на домах, отделочной плитке и заборах. На чашках и полотенцах. На ложках и плошках. И даже на урнах. Видели, да?
Не знаю, уместны ли орнаменты, имеющие сакральное значение, на таких бытовых предметах? И кому задать этот вопрос, я тоже не знаю.
Похоже, орнамент, имеющий тысячелетнюю историю, сейчас оторвался от своего изначального смысла.
То же самое произошло, мне кажется, и с коврами. Смыслы ковровых орнаментов почти утеряны.
Как и сами старинные ковры – было время, в 90-е, когда их вывозили из Казахстана тоннами зарубежные путешественники-бизнесмены.
Скупали за бесценок в дальних аулах и люди рады были продать "старье", не понимая, что именно они продают.
Но времена были тяжелые. Сейчас-то совсем другое дело. Казалось бы…
Еще Дана нам потом показала коллекцию сундуков (ту часть, которая хранится в доме) и других сокровищ – баскуры, ленты, крепёжные элементы, детали юрты, есть даже старое деревянное колесо, обитое железом.
Все это аккуратно сложено стопочками, перевязано, упаковано. Лежит в чистых помещениях.
Однако сфотографировать их там невозможно, а уж разглядеть тем более. Хорошо, что орнаменты с некоторых сундуков тоже перенесены на заборы и потому доступны для обозрения хотя бы вот в таком виде.
Но – согласитесь - хранить всю эту невероятную красоту надо не в подвалах и гаражах. А в приспособленных для этого зданиях, специально оборудованных. С нормальным температурным режимом, с подходящей влажностью. И с хорошими замками, что тоже важно в наше непростое время.
Дана это все понимает. Нужен музей казахского ковра, уверена - нужен! Она общалась с чиновниками и из акимата, и из туристических визит центров, но пока безуспешно. То места нет, то денег нет, то еще чего-то нет.
А ковры ж не вечны. К сожалению. И скоро сохранять будет нечего при таком подходе. А потомкам будем фоточки артефактов показывать.
… Я видела, как хранят ковры в музее ковров турецкого города Конья. Небольшое помещение, всего две комнаты общей площадью квадратов 150. Максимум. Но благодаря правильной организации оно вмещает почти сто старинных ковров. Ковры размещены на специальных вертикальных стойках, их можно "листать", выдвигая один за другим.
Конечно, в помещении созданы все условия для хранения этих ценных экспонатов: соблюдается температурно-влажностный режим, нет яркого света…
Желающих посетить музей предостаточно. Но толпою пройти в комнаты нельзя – коврам нужен покой. Нас было пять человек, для нашей алматинской компании эти залы открыли специально – учли наш неподдельный интерес и то расстояние, которое мы преодолели, чтобы встретиться с коврами. Сначала пять часов на самолете Алматы - Анкара, потом из Анкары до Коньи: в 6.20 сели на электричку, в 8.20 были там. Но длинный путь с лихвой окупился впечатлениями и восхищениями, там полученными.
Очень хотелось бы так же восхищаться и нашими старинными коврами. И восхищать туристов тоже бы хотелось. А ведь можем, и есть чем!
Но пока негде.
Возможно, в историко-краеведческом музее Шымкента ковры выставлены, но мы в музей не попали. Просто не смогли. В наших лучших музейных традициях музей на праздники не работал, все три дня. И узнали мы об этом, только когда доехали и увидели бумажку на закрытой двери.
Сто раз об этом говорено, в том числе и на самом высоком туристическом уровне: в субботы-воскресенья и праздники музеи должны работать, ибо именно в такие дни работающие и учащиеся казахстанцы имеют шанс в них попасть. Но пока разговоры остаются только разговорами. Поговорить мы любим, да…
Но даже если и есть в местном музее старые ковры, о чем нам пока неизвестно, то это же единичные экземпляры, которые вряд ли могут полноценно проиллюстрировать богатую историю ковроткачества региона и всей страны.
Нужен полноценный Музей казахского ковра. Нужен!
А музей – это же не просто выставка красивых вещей, это научное учреждение. Ковер надо изучать как историческое и культурное наследие. И сохранять его, наследие, надо.
А тут готовая коллекция, собранная с любовью и пониманием.
Такой музей – это огромный бонус к туристической привлекательности региона.
И город Шымкент он украсил бы несомненно. И стал бы точкой притяжения туристов как отечественных, так и зарубежных. В Шымкент бы ехали специально для того, чтобы увидеть музей. Пока же сюда едут, чтобы вкусно поесть.
Да, знаю из своей экскурсионной деятельности, что многие туристы в Шымкент заезжают проездом, он мало им интересен в плане посещения туристических объектов. Я с такими туристами не согласна и всячески стараюсь разбить стереотип "Шымкент – город вкусный": по мне он не только вкусный, но и очень, очень интересный. Но мало кто будет выискивать скрытые достоинства. А музей станет достоинством явным. Уникальной достопримечательностью.
Но это все – я про туристическую привлекательность и прочий блеск, хоть и экономически выгодный – мелочи. Самое главное же сохранить историю и культуру. Чтобы потом не было мучительно стыдно перед будущими поколениями казахстанцев.
Но это я так думаю.
А как думают шымкентские чиновники, я не знаю.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!