В сентябре исполнится полтора года с момента запуска государственной программы инфраструктурного развития (ГПИР) «Нұрлы жол»
* Реализация программы идет со скрипом
* С таким освоением роста не видать
* Плюсы и минусы антикризисных мер
Результаты ее реализации за первые 6 месяцев этого года правительственные чиновники считают вполне успешными. Однако, судя по официальным данным, ее вклад в экономический рост - по крайней мере, по итогам I полугодия - оказался минимальным.
Попробуем подвести промежуточные итоги реализации госпрограммы «Нұрлы жол» и всех стимулирующих мер в этом году, пишет экономический обозреватель КазТАГ Сергей ЗЕЛЕПУХИН.
Реализация программы идет со скрипом
Для начала напомним, что «Нұрлы жол» была разработана на 2015-2019 годы и осуществляется согласно пункту 4 общенационального плана по реализации послания президента народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее».
Программа стала ответом на новые вызовы в глобальной экономике. Они проявились в ухудшении ценовой конъюнктуры на рынках сырья, резком падении внешней торговли, замедлении экономического роста в Китае, медленном восстановлении экономик ЕС и в увеличении неопределенности в международной хозяйственной системе и на финансовых рынках.
Официальные итоги реализации госпрограммы за I полугодие подвел первый заместитель министра национальной экономики Марат КУСАИНОВ на заседании правительства 10 августа. В своем выступлении он отметил, что в 2016 году на реализацию «Нұрлы жол» из Нацфонда предусмотрено выделить 769,6 млрд тенге: 503,4 млрд в виде целевых трансфертов и 266,2 млрд - через облигационные займы национальных холдингов.
Как пояснил чиновник, по первому направлению при плане 214,4 млрд тенге уже освоено 208,1 млрд, или 97% от запланированного финансирования.
«Проведена работа с администраторами бюджетных программ и по состоянию на 8 августа текущего года доосвоено еще 22 млрд тенге. В результате на сегодня освоение по целевым трансфертам составило 236,4 млрд тенге, или 47% от годового плана», - добавил вице-министр.
Что касается облигационных займов, то, по словам чиновника, в связи со спецификой строительства жилья предусматривается только поэтапное освоение средств в течение двух лет.
«На сегодня холдинги из 266,2 млрд тенге перечислили операторам АО «КИК», АО «БРК», АО «Байтерек девелопмент», АО «Фонд недвижимости СК» и МИО 199,8 млрд тенге. Подписаны контракты с подрядчиками на 135,6 млрд тенге и уже освоено 23,2 млрд тенге», - пояснил М. Кусаинов.
В целом, по его словам, на 8 августа по ГПИР освоено 259,6 млрд тенге. То есть почти в три раза меньше запланированных к выделению из Нацфонда на «Нұрлы жол» средств в этом году. Поэтому не иначе, как идущую со скрипом, реализацию программы в первые семь месяцев 2016 года охарактеризовать сложно. И есть сомнения, что за оставшиеся 5 месяцев правительство способно полностью освоить оставшуюся сумму.
С таким освоением роста не видать
Столь не впечатляющие темпы вложения финансовых ресурсов по ГПИР в кризисных для экономики страны условиях вызывают беспокойство за перспективы экономического роста по итогам этого года. Следует напомнить, что, согласно официальной статистике, за первые 6 месяцев 2016-го рост ВВП Казахстана составил мизерные 0,1%. Это стало наихудшим результатом за I полугодие за последние 6 лет.
Примечательно, что не смогла обеспечить значительный рост этого показателя за январь-июнь реализация не только программы «Нұрлы жол», но и антикризисного плана правительства, в рамках которого планировалось в этом году выделить 817,5 млрд тенге. Интересно, что из этой суммы, согласно официальной информации, за I полугодие было освоено только 182,2 млрд, то есть почти в пять раз меньше запланированных средств. Причем после этого чиновники умудряются заявлять, что все «идет по графику».
Интересно, на что рассчитывают министры, когда делают заявления, подобные высказываниям главы министерства национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА: «Если освоение по программе «Нұрлы жол» и антикризисных средств будет полностью выполнено, то мы можем рассчитывать на более высокий рост в районе 1%»?
Но даже если представить, что все же правительству удастся каким-то чудесным образом освоить оставшиеся средства по ГПИР и антикризисному плану до конца года, то все равно есть большие сомнения в достижении роста ВВП в этом году на уровне 1%.
Плюсы и минусы антикризисных мер
А вызывает эти сомнения то, что, вопреки выделяемым на цели инфраструктурного развития и антикризисные меры большим суммам, которые в совокупности составляют 1 587,1 млрд тенге, или почти $4,7 млрд, они вряд ли способны не только обеспечить существенный рост ВВП, но и полностью компенсировать потери казахстанской экономики от невысоких мировых цен, в первую очередь на нефть.
Это становится очевидным, если посмотреть на динамику и структуру внешней торговли Казахстана за I полугодие этого и прошлого года. Если за первые 6 месяцев 2015-го казахстанский экспорт товаров и услуг достигал $28 млрд, то за аналогичный период 2016-го, согласно предварительной оценке Нацбанка, он обвалился до $20 млрд, сократившись на $8 млрд.
Условно говоря, для покрытия этих потерь правительству понадобится общую сумму на финансирование программы «Нұрлы жол» и антикризисного плана увеличить почти вдвое. Только в этом случае и в случае резкого взлета цен на нефть можно будет ожидать роста ВВП на уровне 1% в этом году, и то при условии, если эти средства будут эффективно использованы.
Однако следует признать, что без реализации ГПИР и антикризисных мер правительства существенный экономический спад в Казахстане в этом году был бы неизбежен. В то же время выделяемые суммы для реализации этих государственных инициатив в сложившихся сложных внутренних макроэкономических и внешних условиях недостаточны для достижения значительного экономического роста в стране. И в этом их явный минус.
Но в то же время они играют роль подушки безопасности и способны предотвратить снижение объемов ВВП при условии сохранения нефтяных цен до конца года в диапазоне $40-50 за баррель нефти марки Brent. И в этом их несомненный плюс.