Если нужна розетка – перейдите границу

4427 просмотров
0
Евгений ЖОВТИС
Воскресенье, 21 Мая 2017, 12:00

По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики

На снимке: международный терминал аэропорта Шереметьево.

Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Как в Казахстане принуждают к покаянию».

Читайте также
Игры престола чучхе

Ненавязчивый сервис

Если кто помнит, в Советском Союзе сервиса не было. То есть услуги, конечно, были, но они не назывались таким красивым словом - «сервис».

Возможно, поэтому были гостиничные номера с раздолбанной мебелью и сантехникой мрачного вида. Столовые с застиранными скатертями и сполоснутой в холодной воде посудой.

Но, конечно, весь этот «весёленький» антураж был бы не таким травматичным для психического здоровья, если бы к нему не прилагался персонал.

Я до сих пор помню дежурных на этажах гостиниц, каждая из которых мне казалась агентом 007 высшей квалификации. Помню работниц пищевого фронта, продавцов и кассиров в магазинах. Для большинства из них я был не клиентом, а бесправным помыкаемым существом, которое они всё время шпыняли и объясняли правила жизни в подведомственном им пространстве. От крика «Следующий!» или «Куда пошёл?» собственная ничтожность становилась физически осязаемой.

В то время, сравнивая это с миром капитала, где «человек человеку – волк», я успокаивал себя тем, что тамошний «сервис» – это эксплуатация человека человеком, чему в нашей стране места нет и быть не может.

Как-то в начале 80-х годов один из руководителей Института горного дела Академии наук Казахской ССР, где я тогда работал, съездил в Японию для налаживания контактов с тамошними руководителями горной промышленности. И он мне рассказал, как делегацию из СССР привезли в крупную фирму, которая занималась выпуском горнорудного оборудования. В ходе встречи с руководством фирмы пошёл сильный дождь. Директор фирмы извинился, взял телефонную трубку и куда-то позвонил.

Через некоторое время на территорию фирмы стали заезжать автобусы. Кто-то из делегации спросил: «Что?» Директор объяснил, что он заказал их у автобусной компании, чтобы развезти рабочих по домам. Потому что, если они будут сами добираться в такой дождь, часть из них простудится и заболеет, что создаст ему экономические проблемы. Поэтому лучше сегодня он немного потратится, чем завтра много потеряет. «У нас это называется «погоня за прибылью»; у вас, кажется, «забота о человеке», - сыронизировал японец.

Сейчас я думаю, что мотивация, пусть и разная, конечно, важна, но и в том, и в другом случае просто хочется нормального отношения и сервиса.

Читайте также
Один день Рамазана Тохтаровича

Куда воткнуть штепсель?

К чему я это всё вспомнил? Потому что уже в середине 2000-х годов, через 15 лет после перехода к рыночной экономике и экономическим стимулам пролётом, я оказался в аэропорту Санкт-Петербурга - Пулково. Поскольку летел транзитом из Алматы и у меня было несколько часов, я решил использовать их с пользой и поработать на компьютере.

Началось с того, что небольшой транзитный зал был начисто лишен электрических розеток! То есть просто некуда вставить штепсель. На мой недоумённый вопрос сотрудница аэропорта сказала, что, если мне нужна розетка, нужно пройти границу, выйти в Россию и перейти в другой терминал. Дискуссию о том, что вообще-то наличие розеток - это часть нормального сервиса в аэропорту, она пресекла на корню и, не оставив мне выбора, удалилась.

Нечего делать, я пошел через границу на территорию России (хорошо, хоть визы не надо), потому что розетки были только там. Надо заметить, прилетел я около пяти утра, поэтому аэропорт был практически пуст. Ночных рейсов в то время там не было. Я нашел в терминале на территории России розетку, подключил компьютер и стал работать.

Читайте также
Удар в ухо как способ борьбы с пытками

Круглосуточное кафе работает с 10 утра

Где-то к семи утра проголодался (по нашему времени это уже было 10 часов) и решил найти пропитание. Единственным полуоткрытым заведением было кафе с надписью на двери «Круглосуточно». За столиком сидели три человека, видимо, персонал. Увидев меня, входящего в дверь с голодными глазами, они хором закричали: «Закрыто!»

- Как закрыто? Написано же – «круглосуточно»! – совместил я речь со зрением.

- Мало ли что написано. Откроется в 10.

Дверь закрылась - и всё. Только в восемь открылся какой-то киоск, где я смог купить булочку с водой. Горячую пищу попробовал только в 10.30.

Пламенная речь в женском туалете

Заведённый историей с розетками и едой, к полудню я стал перемещаться ближе к залу посадки. Прошу пардона, понадобилось в туалет. Я увидел на стене над дверью табличку с изображением лиц обоих полов. Во многих странах в аэропортах это одна дверь, за которой потом две другие, по которым расходятся разнополые пассажиры.

Я открыл дверь и стал искать вторую, предназначенную для моего пола, когда осознал, что это одно помещение – дамская комната. Оказалось, табличка над дверью была неправильно прибита и смещена, и рядом есть ещё дверь, которая и ведёт в мужское отделение. Причём без всяких опознавательных знаков. К счастью, я не успел встретить ни одной женщины. Я закрыл «неправильную» дверь и собрался открыть «правильную», но на мою беду в это время мимо шла уборщица.

- А что это вы делаете в женском туалете? - возмущённым тоном спросила она.

За короткий промежуток времени она услышала от меня всё, что я думаю об отсутствии розеток в транзитном зале, о неработающем до 10 утра круглосуточном кафе, о неправильно прибитой табличке и вообще о том, что в первом десятилетии XXI века слово «сервис» известно уже пятилетнему ребёнку.

Через час я улетел с осадком в душе и чувством вины, что мне под горячую руку попалась бедная техничка, а не начальник этого аэропорта.

Читайте также
Письменное обращение в чёрную дыру

Сотрудники международного терминала не говорят по-английски

Спустя десять лет, в начале этой недели, я снова летел транзитом, но теперь через Москву. Прилетев в Шереметьево рейсом "Аэрофлота" и пройдя несколько сот метров, причём без всяких там прибамбасов в виде бегущих дорожек, я добрался до транзитного зала в терминале, сохранившемся ещё с советских времен. Над единственной сотрудницей за стойкой на стене висели четыре табло. Второе было вырвано с корнями. То есть на первом табло можно было узнать состояние рейса и номер выхода на посадку на ближайший час, на третьем - то же самое через два часа, а в промежутке ничего узнать было невозможно. Потому как соответствующего табло нет.

Я сел напротив первого табло, чтобы дождаться, когда на нём появится и мой рейс, которого на третьем табло уже не было, и стал работать на компьютере. В это время в зале появились две девушки-иностранки и сотрудник аэропорта в желтой жилетке. Подойдя к стойке, сотрудник сообщил сидящей за ней женщине, что эти иностранки что-то говорят, а он ничего не понимает. То есть в международном терминале, где полным полно иностранцев, сотрудник аэропорта шпрехает только по-русски.

Все дальнейшие события происходили напротив меня, в пределах моей видимости и слышимости, а потом – даже и с моим участием.

Говорящая по-английски сотрудница за стойкой выяснила, что это две израильтянки, которые летят из Тель-Авива через Москву в китайский Гуанчжоу. У одной из них плохо с желудком, возможно, что-то не то съела в аэропорту Бен Гурион, и поэтому они не смогли сесть на рейс в Гуанчжоу. Сотрудница выяснила у них, что они не хотят лететь обратно в Тель-Авив, а продолжат путь, но им нужно помочь с гостиницей (следующий рейс только завтра) и главное – с медицинской помощью.

Больная израильтянка прилегла на кресло, а сотрудница аэропорта позвала медицинскую бригаду. Пришел врач среднего возраста и молодая медсестра с медицинским сундучком. Незнание английского было обозначено ими сразу.

- Что болит? - спросил врач.

- What are you asking? (Что вы спрашиваете?) - отреагировала здоровая израильтянка. Врач стал сопровождать слова жестами, предлагая указать на больную часть тела.

Весь этот сюрреализм длился минут 10, пока сотрудница за стойкой не сжалилась и не попыталась переводить. Правда, почти сразу заявив, что её не слушают, она с возмущённым видом вернулась за стойку.

Читайте также
Гипс – наше бесплатное всё!

В аэропорту нельзя высказывать собственное мнение

Отсутствие вербального контакта между врачом и пациентом меня слегка напрягло, и я поспешил на помощь. В ходе диалога между сторонами с мои переводом, что больная израильтянка отказывается от госпитализации, не хочет, чтобы ей ставили укол, и просит каких-нибудь таблеток, надеясь отлежаться в гостинице.

- Вы тогда должны подписать заявление об отказе в госпитализации, и мы уйдём, - заявил врач.

Здоровая израильтянка составила заявление на английском, дала подписать его больной и вознамерилась зафиксировать его на камеру мобильного телефона.

- Аэропорт - режимное учреждение, - заявил врач, - и здесь фотографировать запрещено.

- Тогда сделайте мне копию заявления, - настаивала израильтянка.

- Мы копий не делаем, - сообщил врач.

- Но есть же международные правила: когда составляются документы, они должны быть в копии для каждой из сторон, тем более если сторона эту копию просит, - вмешался я в разговор.

- У нас здесь нет международных правил, - завершил дискуссию врач.

Я посоветовал больной израильтянке всё-таки поехать в больницу. Снова появившаяся из-за стойки сотрудница немедленно сообщила, что мне нельзя ничего никому советовать.

- Почему? – изумился я.

- Потому что за всё несет ответственность аэропорт, - последовал ответ.

- Да Бога ради, несите любую ответственность, я просто высказал своё мнение.

- Вы здесь не можете высказывать своё мнение, - безапелляционно заявила она.

У меня было такое ощущение, будто я побывал в каком-то Зазеркалье.

Странный сервис, граничащий с отсутствием здравого смысла, оставил тяжёлое впечатление. Тем более что находился я в воздушной гавани Евразийского союза.

Как казахстанец могу заверить, что услуги в наших аэропортах, гостиницах, кафе и ресторанах на порядок ближе к понятию «сервис».

И вот я думаю: может, мы погорячились, вступая в Евразийский союз?

Может, надо было сначала об общих параметрах сервиса договориться...

Фото: Megatrip.ru.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




президент Казахстана
- Моя принципиальная позиция заключается в том, что критика власти является неотъемлемой частью гражданского общества, и Казахстан здесь не исключение.
Болат Назарбаев оказал неоценимую услугу Касым-Жомарту Токаеву
Сам того не желая, брат бывшего президента подсказал главе государства способ расправы со Старым Казахстаном
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Как в расследовании на Атырауском НПЗ не выйти на самого себя
Авария на Атыруском нефтеперерабатывающем заводе неминуемо приведёт к дефициту бензина и дизтоплива весной
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Как страховые компании зарабатывают на занижении страховых выплат
Пострадавшие в ДТП автовладельцы теряют сотни тысяч тенге из-за поправок в закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств"
Реформатор, о котором у нас редко вспоминают
О сэре Чарльзе, втором графе династии Греев
Немцы раскачивают не лодку, но тему
Die Welt пишет, что Киев ждёт крайне пессимистичный сценарий развития событий
Шесть лучших советских санаториев Казахстана: что с ними теперь
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Алма-Ата и Алматы. Алматинское Замуралье
Как нарисованная жизнь меняет жизнь настоящую
Зачем прокурор Павлодара посылал к акиму области маникюрщицу
В Павлодаре "лидеры общественного мнения" заявляют о связях с КНБ и предлагают правовую помощь, выпрашивая деньги на оплату своих штрафов
Болат Назарбаев проиграл битву за алматинскую оптовку
Апелляционная коллегия признала доводы брата первого президента неубедительными
Перевозчиков Семея оштрафовали на 23 миллиона за нарушения графика
А бастовавшим водителям грозят административными санкциями
Футбольный клуб "Актобе" оказался в долгах перед игроками
Несмотря на многомиллионные долги, руководство клуба сохраняет отчаянный оптимизм
Ратель. Лучшее за 2022 год. Лиля Калаус
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Почему опасно покупать квартиры в Алматы и Астане
Воды нет и не будет в ближайшее время
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.