Прямо на наших глазах качество жизни в городе снижается
Экономическая модель Алматы очень проста – это город, в котором тратят деньги, заработанные по всей стране. На рисунке 1 показан удельный вес южной столицы в торговле и операциях с недвижимостью в целом по стране.
Рисунок 1
Помимо торговли и операций с недвижимостью, Алматы лидирует в услугах по проживанию и питанию, образовании, здравоохранении, предоставлении прочих видов услуг. В сфере искусства, развлечения и отдыха на первом месте то Алматы, то Нур-Султан. Все это работает на экономическую модель города.
Лидерство в других видах деятельности, таких как транспорт и складирование, информация и связь, финансовая и страховая деятельность, профессиональная, научная и техническая деятельность, обеспечивается как историческими особенностями развития Алматы, так и сложившейся экономической моделью. Алматы дает возможность не просто потратить деньги, но и получить от этого удовольствие, максимально удовлетворить свои потребности. Без этого модель не работает.
Надо сказать, что это очень удачная экономическая модель, обеспечивающая городу более высокие темпы экономического роста, чем в целом по всей стране. Если с 2006 г. по 2019 г. среднегодовые темпы роста ВВП Казахстана составляли 4,8%, то ВРП г. Алматы в этот же период росло в среднем на 7% в год.
Рисунок 2
Однако, чтобы поддерживать эту модель и обеспечивать приемлемые темпы экономического роста, Алматы надо решить очень важную проблему – снова стать городом, удобным для жизни. Прямо на наших глазах качество жизни в городе снижается.
Первая задача – чистый воздух. На рисунке 3 представлено сравнение Алматы с другими городами по уровню загрязненности воздуха.
Рисунок 3. Алматы и другие города по загрязненности воздуха. Заимствовано с сайта "Стратегия развития "Алматы–2050".
Решение этой задачи важно не только с точки зрения здоровья жителей города и охраны окружающей среды. Наш жизненный опыт говорит нам, что это не самые важные факторы для лиц, принимающих решения (ЛПР).
Решение этой задачи важно и с точки зрения развития экономики города, пополнения его бюджета, а значит и возможности изымать из него в республиканский бюджет. Потому что, если воздух в Алматы испортится до такой степени, что жить в нем станет невозможно, то и тратить деньги в нем никто не захочет, что приведет довольно быстро к тому, что экономика города захиреет.
С одной стороны, эта проблема находится в центре внимания ЛПР. Более того, принимаются соответствующие программы, разрабатываются планы по предотвращению роста загрязненности алматинского воздуха. С другой стороны, выглянув в окно, особенно зимой, никаких улучшений мы не видим.
Судя по всему, связь между экономикой города и состоянием окружающей среды, от ЛПР ускользает.
Вторая задача – это перепланировка города. Нынешняя городская планировка была заложена, если правильно помню, еще в семидесятые годы прошлого века. Ее несколько раз модернизировали, но она принципиально устарела и не соответствует современным реалиям. Существующая планировка понижает уровень жизненного комфорта, а значит понижает эффективность экономической модели.
И снова будет несправедливо сказать, что эта проблема не находится в поле зрения ЛПР. Вот выдержка из "Стратегии развития "Алматы-2050": "Пространственное развитие города имеет ряд недостатков, связанных с недостаточно эффективными планировочными решениями и слабым регулированием в градостроительной политике. Город оказался не готов к стремительному приросту населения, вызванному как присоединением территорий в последнем десятилетии, так и миграционным притоком".
Но на деле мы не видим даже попытки решения этой задачи, а видим продолжающуюся застройку в рамках существующей планировки, что только ухудшает качество городской среды.
Алматы необходимо радикальное перепланирование, наподобие того, что реализовал барон Осман в Париже в позапрошлом веке.
Третья задача – развитие Алматинской городской агломерации и специальный формат взаимоотношений с Алматинской областью.
Алматинская городская агломерация сложилась еще в советские времена. И она стихийно развивается и расширяется. Суть этого развития и расширения заключается в том, что жители из все большего числа областных населенных пунктов каждый день едут на работу в Алматы. Это создает очень большую нагрузку на городскую транспортную инфраструктуру и способствует росту загрязненности воздуха.
Рисунок 4. Маятниковая миграция в Алматы. Заимствовано с сайта "Стратегия развития "Алматы–2050".
Решается эта задача не путем ограничений въезда в Алматы из области, что абсурдно и бесчеловечно, и что никто не пытается сделать, а путем выноса значительной части рабочих мест из Алматы в область.
Такой подход заодно облегчит решение задачи перепланирования самого города.
Но если реализовывать это решение, городской бюджет потеряет довольно существенную часть своих доходов. И это является главным препятствием для реализации такого подхода. Значит, надо создавать специальный формат межбюджетных отношений между Алматы и областью, который позволил бы так отрегулировать бюджетные потоки, чтобы никто не пострадал. Но для нашей бюрократии это очень сложная задача.
Развитие города, его экономики возможно только при развитии местного самоуправления. Пока жители города не вовлечены в решение городских проблем, они так и будут накапливаться и усложняться.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Лилия Маньшина.