К 2025 году на территории государств-членов Евразийского экономического союза должен заработать единый рынок газа
Как заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил МЯСНИКОВИЧ, работа над проектом Соглашения об общем рынке газа ЕвразЭС соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации завершена, и он представлен в ЕЭК. Теперь должно пройти его обсуждение во всех странах-членах сообщества.
"Совет комиссии просил ускорить внутригосударственное согласование проекта соглашения, так как этот вопрос будет вынесен на заседание Высшего Евразийского экономического совета. Ратифицировать соглашение планируется в следующем году", – сказал Мясникович.
Разработанное соглашение регламентирует принципы функционирования и регулирования общего рынка газа, порядок взаимодействия Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России при транспортировке и поставке газа из третьих государств и в третьи государства, принципы обеспечения доступа к газотранспортным системам, принципы ценообразования и формирования тарифной политики на общем рынке газа и другие вопросы сотрудничества в газовой отрасли.
Документ необходимо дополнить едиными правилами доступа к газотранспортным системам, которые пока российской стороной не представлены. И неудивительно – ведь это, пожалуй, самый сложный вопрос. В ЕвразЭС де-факто существуют две группы игроков на газовом поле: производители (Россия и Казахстан) и потребители (Беларусь, Армения, Кыргызстан). И интересы у них диаметрально противоположные.
Внутренние российские тарифы на прокачку газа сегодня, без сомнения - протекционистские и защищают собственных производителей. Беларусь и Армения, к примеру, могут покупать туркменский газ дешевле российского, однако тарифы "Газпрома" по его транзиту сведут на нет конкурентное ценовое преимущество среднеазиатского газа. Кыргызстан уже закупает некоторые объемы "голубого топлива" не у своих партнеров по ЕвразЭС, а в соседнем Узбекистане – так выгоднее.
С унификацией тарифов на транспортировку газа по территории России и равным доступом к российской газотранспортной системе для всех участников Евразийского союза Кремль лишится одного из важнейших рычагов влияния на своих партнеров. Вот почему главы государств не смогли решить этот вопрос на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2000 года и предпочли отложить его на следующий год. Итоги первого квартала показали, что удовлетворяющую всех развязку найти так и не удалось, и проблему дипломатично вывели за скобки, отправив на утверждение проект Соглашения без этой важной составляющей.
В качестве одного из компромиссных вариантов чиновники ЕЭК видят тарифное регулирование на общем рынке газа двусторонними соглашениями. Например, председатель Коллегии ЕЭК не исключает варианта, при котором Беларусь и Россия будут договариваться напрямую, а не ждать создания общего рынка. "И тот, и другой вопросы имеют свои преимущества и недостатки. Армения и Кыргызстан однозначно полагают, что вместе с Беларусью можно будет решать и их вопросы по тарифам на прокачку и ценам на газ. Но надо учитывать, что уровень интеграции, сотрудничества в рамках двусторонних отношений тоже имеет очень сильные позиции. И иногда на условиях взаимности можно не все вопросы решать для пятерки – что-то можно решать и на двусторонней основе", –дипломатично высказался Мясникович о перспективе заключения двустороннего сепаратного соглашения между двумя странами.
Единого тарифа на прокачку и доступа к газотранспортной системе ждет и Казахстан – ведь в таком случает он сможет продавать свой газ напрямую потребителям в Европе, а не отдавать его по совершенно иной цене совместному предприятию с "Газпромом".
Фото: ritmeurasia.org.