Единый рынок газа: кто выиграет, кто проиграет

4521 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 11 Мая 2021, 15:15

К 2025 году на территории государств-членов Евразийского экономического союза должен заработать единый рынок газа

Как заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил МЯСНИКОВИЧ, работа над проектом Соглашения об общем рынке газа ЕвразЭС соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации завершена, и он представлен в ЕЭК. Теперь должно пройти его обсуждение во всех странах-членах сообщества.

Читайте также
Почему неизбежен рост цен на бензин

"Совет комиссии просил ускорить внутригосударственное согласование проекта соглашения, так как этот вопрос будет вынесен на заседание Высшего Евразийского экономического совета. Ратифицировать соглашение планируется в следующем году", – сказал Мясникович.

Разработанное соглашение регламентирует принципы функционирования и регулирования общего рынка газа, порядок взаимодействия Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России при транспортировке и поставке газа из третьих государств и в третьи государства, принципы обеспечения доступа к газотранспортным системам, принципы ценообразования и формирования тарифной политики на общем рынке газа и другие вопросы сотрудничества в газовой отрасли.

Документ необходимо дополнить едиными правилами доступа к газотранспортным системам, которые пока российской стороной не представлены. И неудивительно – ведь это, пожалуй, самый сложный вопрос. В ЕвразЭС де-факто существуют две группы игроков на газовом поле: производители (Россия и Казахстан) и потребители (Беларусь, Армения, Кыргызстан). И интересы у них диаметрально противоположные.

Внутренние российские тарифы на прокачку газа сегодня, без сомнения - протекционистские и защищают собственных производителей. Беларусь и Армения, к примеру, могут покупать туркменский газ дешевле российского, однако тарифы "Газпрома" по его транзиту сведут на нет конкурентное ценовое преимущество среднеазиатского газа. Кыргызстан уже закупает некоторые объемы "голубого топлива" не у своих партнеров по ЕвразЭС, а в соседнем Узбекистане – так выгоднее.

Читайте также
BP ушла с казахстанского шельфа

С унификацией тарифов на транспортировку газа по территории России и равным доступом к российской газотранспортной системе для всех участников Евразийского союза Кремль лишится одного из важнейших рычагов влияния на своих партнеров. Вот почему главы государств не смогли решить этот вопрос на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2000 года и предпочли отложить его на следующий год. Итоги первого квартала показали, что удовлетворяющую всех развязку найти так и не удалось, и проблему дипломатично вывели за скобки, отправив на утверждение проект Соглашения без этой важной составляющей.

В качестве одного из компромиссных вариантов чиновники ЕЭК видят тарифное регулирование на общем рынке газа двусторонними соглашениями. Например, председатель Коллегии ЕЭК не исключает варианта, при котором Беларусь и Россия будут договариваться напрямую, а не ждать создания общего рынка. "И тот, и другой вопросы имеют свои преимущества и недостатки. Армения и Кыргызстан однозначно полагают, что вместе с Беларусью можно будет решать и их вопросы по тарифам на прокачку и ценам на газ. Но надо учитывать, что уровень интеграции, сотрудничества в рамках двусторонних отношений тоже имеет очень сильные позиции. И иногда на условиях взаимности можно не все вопросы решать для пятерки что-то можно решать и на двусторонней основе", –дипломатично высказался Мясникович о перспективе заключения двустороннего сепаратного соглашения между двумя странами.

Единого тарифа на прокачку и доступа к газотранспортной системе ждет и Казахстан – ведь в таком случает он сможет продавать свой газ напрямую потребителям в Европе, а не отдавать его по совершенно иной цене совместному предприятию с "Газпромом".

Фото: ritmeurasia.org.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента