Собираясь в Америку, приготовьтесь оставлять чаевые не менее 20% от счёта
На днях в кругу друзей в очередной раз зашёл разговор о существующем в Америке негласном, но почти обязательном правиле оставлять щедрые чаевые.
Судя по всему, (многочисленные публикации в Сети и комментарии тому свидетельство), момент этот продолжает вызывать у посетителей Америки массу вопросов, искреннее недоумение, а зачастую и бурное возмущение.
Что ж, в начале летнего сезона давайте постараемся прояснить для потенциальных туристов, планирующих посетить США, столь немаловажный аспект американской повседневной жизни.
Да, дорогие друзья, собираясь в Америку, приготовьтесь оставлять чаевые, желательно в размере не менее 20% от счёта. Причём практически от любого. Доставили вам пиццу, довезли на такси, подстригли в парикмахерской, почистили обувь, помыли машину, обслужили в ресторане. Всегда принято давать чаевые.
Безусловно, можно оставлять и 10-15%, но с американской точки зрения это будет не очень вежливо. Относиться же к подобному положению вещей следует как к данности, а точнее, как к давно устоявшейся традиции страны.
Ну, согласитесь, традиция казахов употреблять в пищу конину у многих гостей Казахстана тоже вызывает удивление. Но конина - это часть традиционного казахского быта, обсуждать который казахи ни с кем не намерены. Вот и у американцев в похожем статусе существует традиция щедрых чаевых. В основе этой традиции, кстати, заложены глубокий экономический смысл и прагматичная логика. Поясню.
Большинство американцев впитывают с малолетства понимание, что благополучие страны во многом зависит от частного предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса. По данным Управления по делам малого бизнеса США (SBA), подавляющее большинство предприятий в стране - это малые предприятия. По всей Америке насчитывается 33,2 миллиона предприятий малого бизнеса. За последние 25 лет малое предпринимательство создало 13 миллионов новых рабочих мест. Это около двух третей всех рабочих мест, добавленных в экономику.
Любой предприниматель вам скажет, что фонд оплаты труда (ФОТ) одна из основных статей расходов для его деятельности (по данным SBA, до 70% от всех издержек).
Из этого следует простая логическая цепочка: чем выше ФОТ, тем выше себестоимость; чем выше себестоимость, тем выше цены; чем выше цены, тем ниже конкурентоспособность; чем ниже конкурентоспособность, тем больше банкротств; чем больше банкротств, тем меньше рабочих мест; чем меньше рабочих мест, тем хуже всей экономике и всем работающим, поскольку повышаются налоги, как правило, но не растут зарплаты.
Эту сермяжную правду жизни американцы знают на зубок. Именно поэтому совершенно справедливо считается, что, снимая с предпринимателя-работодателя излишнюю нагрузку по формированию ФОТ, частично перекладывая за счёт чаевых оплату труда сотрудников предприятий малого бизнеса на потребителя, осуществляется масштабная и системная поддержка всей экономики страны.
Но это не все. Американцы в массе своей убеждены, что чем больше они оставляют чаевых, тем больше они способствуют росту собственных доходов. Каким образом? Всё просто.
Допустим, вы нефтяник (беру близкую для Казахстана позицию). Вы оставили официанту в ресторане лишние двадцать баксов. Молодой парнишка (которому возможно, чаевые помогают оплачивать образование) несказанно обрадован и, окрылённый лишними деньгами в кармане, приглашает свою девушку на свидание.
Отправляясь на свидание, он тратит десять баксов на букет цветов. Теперь уже счастлив цветочник. Он продал лишний букет, его продажи растут. А раз растут продажи, значит, цветочник чаще звонит с новыми заказами оптовому поставщику. В свою очередь, довольный оптовик начинает чаще доставлять цветы на розничную точку, в результате чего тратит больше бензина на своём фургончике. А раз тратит больше бензина, то чаще заправляется на АЗС. А чем больше АЗС продаёт бензина, тем выше спрос на нефть. А чем выше спрос на нефть, тем лучше живётся вам, нефтянику.
Приведённая схема, конечно, максимально упрощена, и воспринимать её стоит в качестве шутки. И тем не менее, как в капле воды отражается океан, так в подобной простоте можно разглядеть механизм экономического роста государства. Поэтому каждый раз, расплачиваясь в ресторане и отдавая сверху 20-30% чаевых, житель Америки знает, что эти деньги вернутся ему сторицей.
У англичан есть поговорка "easy come, easy go". Дескать, всё, что легко приходит, то легко и уходит (пришло махом, ушло прахом). Американцы же в отношении чаевых считают несколько иначе: easy go, easy come! Чем легче уходит, тем проще приходит.
Хороший принцип, на мой взгляд. И не только для Америки.
Фото: Смартпресс.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!