Досым Сатпаев: Готов ли Казахстан к информационной войне?

10887 просмотров
0
Досым САТПАЕВ
Вторник, 15 Ноя 2016, 09:00

Доминирование в Казахстане «ручных» и управляемых СМИ удобно только в войне компроматов. Но не в идеологической работе

На снимке: Досым Сатпаев. Фото: Андрей Лунин.

* Монополия на патриотизм

* День сурка

* Новые правила игры

* Информационная безопасность

Прошедший на минувшей неделе в Алматы IX медиакурултай был посвящен проблемам казахстанских СМИ и «новой информационной политике». Впрочем, если поскрести это «новое» - обязательно найдешь там ржавчину давно не решаемых проблем в отношениях государства и медийного сообщества.

Монополия на патриотизм

По оценке специалистов по антитеррору, средняя стоимость изготовления террористами одной бомбы или «пояса шахида» составляет около $100. Плюс-минус. А финансовый, психологический, человеческий ущерб от приведения в действие этой бомбы может превысить понесенные расходы в десятки тысяч раз. Поэтому терроризм и называют одной из форм иррегулярной войны, когда при минимуме расходов пытаются достичь максимального эффекта.

Если перенести эту аналогию на информационную среду, то одно или несколько сообщений в WhatsApp или пара постов в Facebook могут вызвать такой информационной взрыв и резонансную волну, с которой не справятся все казахстанские государственные СМИ, вместе взятые.

Читайте также
Дышите через раз: воздух кончается

Причин такой ситуации несколько.

Во-первых, как показывает мировая практика, современные государства постепенно теряют монополию на производство и распространение информации.

Во-вторых, в Казахстане до сих пор существует довольно высокий уровень недоверия населения к тому, что пишут и показывают государственные СМИ, даже несмотря на 45 миллиардов тенге, которые они, например, в прошлом году получили в виде госзаказа. То есть из нашего с вами кошелька. Довольно большая сумма денег, учитывая призывы «затягивать пояса». Причем нет оценки – общественной, а не чиновничьей - эффективности использования этих финансовых ресурсов. То есть до сих пор отсутствуют конкретные индикаторы эффективности информационной политики, которые должны быть признаны как чиновниками, так и обществом.

В противном случае будем постоянно ходить по кругу. Первые делают акцент на количественный рост СМИ. Вторые - на их качество. Как пошутила одна из участниц медиакурултая, часто на освещение той или иной госпрограммы денег тратится больше, чем на ее реализацию.

Как индустриально-инновационная программа, при всех красивых лозунгах и миллиардных расходах, не сдвинула страну с позиции сырьевого придатка мировой экономики – так и накачивание государственных СМИ гигантскими бюджетами не избавили Казахстан от статуса «информационной колонии», где правят бал медийные игроки других стран или слухократия.

В качестве индикатора неэффективности государственной информационной политики можно привести создание Министерства информации и коммуникаций РК - как реакцию на провальную работу чиновников в установлении обратной связи с обществом.

Читайте также
Досым Сатпаев: Казахстан как карточный домик

Сюда же можно добавить и ужесточение уголовного наказания за распространение слухов, которые обычно возникают по формуле: «вспыхнувший интерес к некоему событию + дефицит информации = слух». Но доминирование слухократии в Казахстане также есть признак провала информационной работы власти с населением. 

Кстати, во время медиакурултая возникла показательная дискуссия между представителями государственных и негосударственных СМИ. Первые заявляли: получая от государства деньги, они якобы думают больше о духовно-культурном развитии страны, чем негосударственные медиа, которых интересует один только бизнес. Как говорится, сытый голодного не разумеет.

Впрочем, ничего странного в этом нет. Многие чиновники давно и искренне считают себя «патриотами» страны лишь только потому, что получают зарплату из бюджета. Это своего рода номенклатурный «патриотизм» за чужой счет, ведь за потраченные бюджетные деньги с них никто не спросит. Но сам процесс их освоения приравнивается ими к «сакральному вкладу» в развитие страны. Судя по всему, эта же болезнь перекочевала и в государственные СМИ, где вдруг решили, что имеют «монополию на патриотизм». Вот только любая монополия рано или поздно приводит к стагнации, а потом к загниванию.

День сурка

На моей памяти было много разных министерств. И не меньшее количество министров. И целый вал различных указов, постановлений, приказов, законов и концепций, большинство которых в свое время подавалось как нечто «новое» или даже «инновационное». «Новая экономическая политика», «новая культурная политика», «новая информационная политика» и т. п. Но странность ситуации заключалась в том, что чем чаще наши чиновники предлагали что-то под соусом «новизны», тем больше в стране накапливалось нерешенных старых проблем. Ведь задача любого нового министра (как и новой метлы, которая хочет мести по-новому) - это предложить свою собственную программу «спасения» страны в той сфере, какую он курирует. Притом не всегда понятна мотивация: где это просто желание выслужиться перед начальством, где -результат деятельности лоббистских групп, которые под каждую такую программу закладываются свой интерес, а где - искреннее желание сделать страну лучше.

В результате номенклатурный «склероз» объединяется с «политической близорукостью». Когда чиновники, с одной стороны, быстро забывают уже принятые госпрограммы и не хотят нести ответственность за работу предшественников, а с другой - не имеют навыков прогнозировать хотя бы среднесрочные последствия от принятия новых решений.

Читайте также
Российский лис в информационном курятнике Казахстана

Например, на IX медиакурултае, как и на большинстве других аналогичных собраний, главным образом речь шла о том, как выстраивать отношения между государством и медийным сообществом. Какой-то День сурка. А пока мы топчемся на месте, другая часть мира делает мощный рывок в сторону конкурентоспособного информационного общества. Как и в сфере экономики: пока мы торчим на сырьевой игле, многие страны уже переживают четвертую, постиндустриальную революцию.  

Кстати, в этом году завершается реализация «Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года», принятой указом президента ровно пять лет назад, 14 ноября 2011-го. Она предназначалась для нейтрализации таких угроз, как:

«1) открытость и уязвимость национального информационного пространства от внешнего воздействия;

2) недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;

3) слабая защищенность и низкая конкурентоспособность национального информационного пространства;

4) несоответствие качества национального контента объективным потребностям казахстанского общества и мировому уровню…»

Целая пятилетка прошла, и концепция должна была уже показать хоть какие-то результаты. Но воз и ныне там. При этом никто из чиновников или профильных госструктур вообще не отчитался по итогам ее реализации, не провел мониторинг плюсов и минусов. Как всегда - приняли и забыли.

Зато закону о СМИ грозит сегодня целый пакет поправок. И многие из них весьма спорные, на что обратили внимание журналисты в ходе медиакурултая. Хотя они, на мой взгляд, и проглядели одного «троянского коня».

Читайте также
Досым Сатпаев: Возможен ли сетевой blackout в Казахстане?

Это пункт, который гласит: «Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законом порядке являются: признаки социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства». Здесь самыми аморфными дефинициями являются «социальное» и «сословное» превосходство. Явно видна ссылка на такую же спорную статью 174 часть 2 УК РК под названием «Преступление против мира и безопасности человечества. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

Но в Казахстане нет полной правовой определенности в отношении того, что именно представляет собой «социальная» или «сословная» рознь и что может являться разжиганием этой розни. То же самое можно сказать и по поводу признаков «социального» или «сословного» превосходства. Так при желании можно и простое использование терминов «латифундист» или «олигарх» подвести под признак «социального» или «сословного» превосходства.

Новые правила игры

Реальная, а не мифическая «новая информационная политика» в Казахстане должна строиться на следующих принципах.

Во-первых, по-настоящему конкурентоспособные казахстанские СМИ появятся лишь тогда, когда их перестанут бояться наши же чиновники.

Во-вторых, свобода СМИ должна ограничиваться только журналистским этическим кодексом, а не длиной информационного поводка в руках чиновников.

В-третьих, должна быть государственная поддержка в создании не отдельных конкурентоспособных СМИ, а конкурентоспособной среды для развития всех видов медиа (государственных и негосударственных), с акцентом на производство местного контента. В перспективе большинство государственных медийных структур надо выводить в конкурентное поле.

В-четвертых, необходимы четкие индикаторы эффективности государственной информационной политики, в первую очередь - в сфере распределения государственного информационного заказа.

Читайте также
Досым Сатпаев: Когда в Казахстане закончится эпоха «культур-мультур»?

В-пятых, что отличает более или менее открытое информационное поле от контролируемого информационного пространства? Количество и качество журналистских расследований. В Казахстане этот жанр практически отсутствует. И не потому, что нет хороших тем. А потому, что много табу. Плюс самоцензура редакторов и журналистов, при которой чиновникам даже нет смысла чрезмерно увеличивать цензуру государственную.      

В-шестых, следует делать акцент на развитие СМИ в регионах, многие из которых загнаны акиматами в угол. Но информационная безопасность Казахстана в значительной степени может быть укреплена именно за счет появления сильных региональных медиа.

…Любая информационная система является лишь частью системы политической, без комплексной реформы которой все перечисленные принципы так и останутся на бумаге. Ведь многие наши государственные СМИ фактически ничем не отличаются от провластных партий-зомби на политическом поле или квазигосударственных структур в экономике, которые вряд ли выживут в реальной конкурентной среде.

Информационная безопасность

В конечном счете, одна из главных задач информационной политики Казахстана заключается в повышении нашей информационной безопасности на фоне серьезных глобальных изменений, когда на первый план выходят гибридные войны, в основе которых часто лежит использование информационного оружия.

К сожалению, долгое время чиновники рассматривали обеспечение информбезопасности  Казахстана в первую очередь как обеспечение информационной безопасности политической элиты, а не государства в целом. Хотя в упомянутой концепции говорится: «В межгосударственных отношениях нарастает тенденция использования информационного давления как действенного механизма глобальной конкуренции. Использование различных средств информационной войны и информационной экспансии стали неотъемлемым инструментом решения крупных социальных, экономических и политических конфликтов». В концепции также отмечалось: «Серьезные угрозы несет в себе проблема неконкурентоспособности отечественного контента. Его качество остается недостаточным для полноценной конкуренции с иностранным информационным и развлекательным продуктом. В условиях открытости национального информационного пространства это приводит к его низкой популярности».

Читайте также
В Казахстане создано «Министерство инквизиции»

То есть, признавая такие риски, власти фактически ничего не сделали для их минимизации. В результате отсутствие конкурентоспособных СМИ выдавливает Казахстан на информационную периферию. Страна становится потребителем чужой информации, а вместе с ней и чужой идеологии. С общественным сознанием казахстанцев давно и продуктивно работают иностранные СМИ, а также разные альтернативные идеологические центры (в том числе радикальные). \

Сильные информационные игроки могут впихивать в головы наших граждан любые мифы и парадигмы. Следовательно, при грамотной работе зарубежных медийных структур, за короткий промежуток времени можно настроить население Казахстана против действующей власти. Ведь сейчас очень легко сформировать любой образ внутреннего или внешнего врага. А доминирование в Казахстане «ручных» и управляемых СМИ удобно только в войне компроматов. Но не в идеологической работе.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента