Для Астаны опасно, если локальный конфликт перерастет в геополитические разборки Москвы и Анкары
Любые «замороженные» конфликты рано или поздно размораживаются и снова становятся горячими. В этом заключен сам внутренний механизм их существования по формуле: «конфликтная ситуация + инцидент = конфликт». Поэтому новые военные трения между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе вряд ли вызывают большое удивление, тем более что до нынешних полномасштабных военных действий вооруженные стычки там случались довольно регулярно.
Гораздо более тревожным фактором является то, что этот территориально-этнический конфликт, один из самых старых на постсоветском пространстве, проходит сейчас на несколько ином геополитическом фоне, чем в конце 80-х – начале 90-х годов.
На этот раз Армения в открытую обвинила Турцию в том, что та стоит за действиями Азербайджана. В частности, речь идет о турецком президенте Реджепе Тайипе ЭРДОГАНЕ, уже выразившем Баку свою поддержку в этом противостоянии.
Понятно, что, обвиняя Анкару, Ереван в первую очередь посылает сигнал Кремлю, который в ходе сирийского конфликта уже включил Турцию в список своих геополитических противников. И, судя по всему, спираль напряженных отношений между Анкарой и Москвой будет закручиваться еще сильнее. У России теперь есть основания полагать, что Турция, поддерживая одну из конфликтующих сторон, якобы затеяла свою геополитическую игру на постсоветском пространстве. А это уже создает более опасную ситуацию, так как Армения, в отличие от Азербайджана, входит в ОДКБ, где Россия играет первую скрипку, давно пытаясь превратить эту организацию в инструмент собственных геополитических игр. Раньше всех это понял Узбекистан, приостановивший участие в ОДКБ.
Кстати, в декабре прошлого года уже возникла скандальная ситуация, когда после заседания военного комитета ОДКБ в Москве от имени этой организации выступил начальник генштаба ВС Армении генерал-полковник Юрий ХАЧАТУРОВ. Он неожиданно заявил, что якобы все участники ОДКБ единогласно поддержали действия РФ в Сирии, а также осудили Турцию за сбитый российский истребитель. Это заявление вызвало негативную реакцию у Казахстана, Кыргызстана и Белоруссии, которые подчеркнули, что никого не уполномочивали делать подобные заявления от имени всех членов ОДКБ.
В нынешнем карабахском конфликте пресс-секретарь ОДКБ Владимир ЗАЙНЕТДИНОВ уже возложил ответственность за развязывание боевых действий только на Баку. И снова непонятно, было ли согласовано такое заявление со всеми участниками этой организации.
Более того, в последние годы, особенно после событий на Украине, генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА всё чаще делает политические заявления пророссийской направленности по разным международным проблемам, которые явно не увязываются с той же многовекторной политикой Казахстана. В частности, он говорил о том, что ЕС и НАТО выступают враждебно не только по отношению к России, но и к ОДКБ, забывая, что у некоторых членов этой организации существуют партнерские связи как с ЕС, так и с НАТО. По крайней мере, во время своего недавнего визита в Брюссель президент Казахстана четко заявил, что Европейский союз является для республики важным экономическим партнером. А в июне прошлого года председатель сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ во время встречи с делегацией Парламентской ассамблеи НАТО подчеркнул, что наша страна придает большое значение сотрудничеству с Северо-Атлантическим блоком как важным партнером в обеспечении региональной безопасности.
В конечном счете, для Астаны опасна ситуация, при которой некогда локальный конфликт в Нагорном Карабахе попытаются подать под соусом геополитических разборок Москвы и Анкары. Это заставит сделать наш дипломатический позвоночник еще более гибким. К тому же президент Казахстана в марте подтвердил, что страна продолжит многовекторную внешнюю политику и в этом году. Ведь Россия и Армения являются партнерами Казахстана по ОДКБ и ЕАЭС. В то же время Турция и Азербайджан вместе с нашей республикой участвуют в работе Совета сотрудничества тюркоязычных государств. А в ноябре прошлого года, когда российско-турецкая торговая война только разгоралась, Турция и КНР совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. Кроме того, Азербайджан стал важной транзитной зоной для поставок турецких товаров через Каспий в порт Актау. Баку и Астана занимают схожие позиции по поводу скорейшего определения правового статуса Каспийского моря.
В любом случае Казахстану, в отличие от 90-х годов, будет намного тяжелее предлагать свою кандидатуру на роль модератора в урегулировании карабахского конфликта.
В последний раз такая попытка была предпринята Астаной в 2010 году, когда Казахстан председательствовал в ОБСЕ. Но она ни к чему не привела. Позже, в ходе обсуждения членства Армении в ЕАЭС, президент Казахстана дал понять, что оно возможно только рамках границ, признанных международным сообществом. То есть без Нагорного Карабаха. Руководство нашей страны ссылалось тогда на просьбу Азербайджана. И, насколько можно понять, именно под давлением Казахстана вступление Армении в ЕАЭС прошло именно по этой схеме, что вызвало негативную реакцию в Ереване и одобрительную поддержку Баку.