13 апреля в Москве открывается саммит премьеров стран Евразийского экономического союза
Сначала политика, потом экономика
Интеграционное объединение - это не стиральный порошок. Ему нужна не реклама, а результативность и эффективность, в первую очередь - с точки зрения выгод для простых людей и бизнеса. Но Евразийский экономический союз (ЕАЭС) как раз напоминает некачественный стиральный порошок, от которого сейчас больше пены, чем конкурентных результатов.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС в январе-ноябре 2015 года составила более $14,6 млрд, что на 27,7% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Для сравнения, товарооборот Казахстана с Европейским союзом (ЕС) в прошлом году составил около $26,7 млрд, даже с учетом резкого снижения объема взаимной торговли.
Но в случае с ЕАЭС мы видим больше политических игр, чем экономических выгод для Казахстана, который некоторые члены союза уже даже обвиняют в действиях, которые якобы наносят ущерб этой интеграционной структуре. В частности, такой камень в наш огород закинула Армения, обвинив в том, что, отказавшись от участия в саммите премьеров стран-членов ЕАЭС в Ереване, Астана тем самым поддержала Азербайджан и, следовательно, «подорвала репутацию организации». Довольно странное обвинение, учитывая, что сам факт участия Казахстана в ЕАЭС отнюдь не отменяет наше суверенное право самим определять свои внешнеполитические приоритеты.
Кто подорвал репутацию союза
А репутация ЕАЭС подорвана уже давно, и не действиями Казахстана, а геополитическими играми России, которая часто ставила своих партнеров по интеграционному проекту перед фактом уже принятых решений, последствия которых, прямо или косвенно, били по экономическим и политическим интересам не только Казахстана, но и Белоруссии.
Хотя если внимательно присмотреться, то включение Армении и Кыргызстана в ряды участников ЕАЭС также имело больше политическую составляющую, чем экономическую. Тем самым Москва пыталась сколотить внутри интеграционной структуры собственную группу лояльных к себе государств, после того как у России возникли сомнения в безоговорочной лояльности Минска или Астаны. Ведь и Белоруссия, и Казахстан не только когда-то отказались поддержать российские антиукраинские санкции и торговые эмбарго.
Например, Александр ЛУКАШЕНКО после украинских событий начал усиленно восстанавливать отношения с Западом. В результате не так давно Белоруссию посетил глава внешнеполитического ведомства Польши Витольд ВАЩИКОВСКИЙ, что было первым визитом министра государства - члена ЕС в Минск, после того как Брюссель отменил санкции против Белоруссии в феврале этого года.
Казахстан же в декабре прошлого года не только подписал соглашения о расширенном партнерстве с Европейским союзом по 29 сферам взаимодействия, но и более активно стал взаимодействовать с Китаем в рамках проекта «Экономический пояс Шелковый путь», который по наивности многие российские аналитики и политики считают партнером ЕАЭС. Но это чисто китайский проект, преследующий в основном китайские интересы. Учрежденный, например, в ноябре 2015 года Турцией и Китаем совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России китайской стороной также подавался как альтернативный транспортный маршрут в рамках проекта «Экономический пояс Шелковый путь». Как говорится, ничего личного - просто бизнес.
Станут ли Армения и Кыргызстан «группой поддержки» Кремля?
Всё идет к тому, что внутри ЕАЭС, скорее всего, будет углубляться раскол между двумя группировками. Россия попытается использовать Армению и Кыргызстан в качестве ретранслятора некоторых своих идей, а также для продвижения своих интересов. Как, например, в создании единой валюты союза. В последнее время эта идея стала звучать не только из Москвы, но и из Бишкека.
Недавно вице-премьер Кыргызстана Аалы КАРАШЕВ заявил об острой необходимости введения единого платежного средства в ЕАЭС уже сейчас, а не после 2025 года. Другой вице-премьер соседней республики Олег ПАНКРАТОВ обвинил Казахстан в том, что тот блокирует вхождение Кыргызстана на российский рынок. А заместитель председателя Государственной налоговой службы Кыргызстана Октябрь АБДЫКАИМОВ озаботился наплывом контрабанды из Казахстана, после того как мы вошли во Всемирную торговую организацию.
Почему Москва продает оружие противнику своего союзника
Однако ни Армению, ни Кыргызстан нельзя считать в полной мере надежными союзниками России, учитывая, что у Еревана и Бишкека количество претензий к Москве также будет расти. Ведь за статус лидера союза нужно платить - политической поддержкой и крупными инвестициями. Армении и Кыргызстану необходимо и первое, и второе. Ни то, ни другое Москва не сможет предоставить в полном объеме.
Например, в начале апреля этого года председатель партии «Процветающая Армения» и глава ее парламентской фракции Наира ЗОГРАБЯН потребовала от России прекратить продажу наступательного вооружения Азербайджану. До этого аналогичное заявление сделало Министерством обороны Армении. Это была реакция на заявление вице-премьера России Дмитрия РОГОЗИНА о намерении Москвы продолжить продажу вооружений Баку в соответствии с ранее заключенными соглашениями. Кремль можно понять. Экспорт вооружения - один из немногих оставшихся источников доходов для российского бюджета. И если не продавать оружие Азербайджану, то он легко сможет найти альтернативных поставщиков в лице Турции или других членов НАТО.
Что получил Бишкек от ЕАЭС
В свою очередь, внутри Кыргызстана уже подсчитывают убытки от вступления этой страны в ЕАЭС. Падение курса рубля и тенге нанесли серьезный удар по текстильной отрасли Кыргызстана, которая создавала много рабочих мест: ее продукция подскочила в цене, в том числе и потому, что со вступлением республики в ЕАЭС подорожало сырье. По данным Минэкономики КР, за 2015 год в Кыргызстане объемы швейного производства снизились почти на 40%. Дополнительной проблемой стало то, что на киргизский рынок стала поступать более дешевая продукция из России, Белоруссии и Казахстана.
Кроме этого, из-за финансово-экономических проблем Россия, скорее всего, будет сокращать инвестиции в киргизскую экономику. В частности, речь идет о выходе РФ из проекта строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1. Реализовать этот проект должна была компания «Русгидро», которая уже успела вложить в него около $37 млн. Но строительство практически остановилось в начале 2015 года, и не только из-за нерешенного вопроса о выделении земли под энергетические объекты, но также по политическим причинам. В Кыргызстане стали подозревать Россию в том, что, отказавшись от финансирования ГЭС, она решила подыграть Узбекистану, который изначально относился к проектам строительства новых ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане довольно нервно. Да и в последнее время Москва явно пытается восстановить отношения с Ташкентом, что было хорошо продемонстрировано во время списания 95% узбекского долга России в начале апреля этого года.
Дуэт Казахстан - Белоруссия
Тем временем образовался дуэт в лице Белоруссии и Казахстан. Действительно, в последнее время между Минском и Астаной усилилось двустороннее взаимодействие по экономическим и политическим вопросам. Еще в прошлом году премьер-министр Белоруссии Андрей КОБЯКОВ заявил, что все сложнее становится работать на российском рынке, так как «непростая экономическая ситуация заставляет Россию защищать свой рынок, своих производителей, несмотря на стартовавшее экономическое интеграционное объединение - Евразийский экономический союз». В этой связи он призвал к переориентированию белорусского экспорта с российского рынка на другие перспективные направления, в том числе в Казахстан. В марте 2016 года Белоруссия и Казахстан договорились разработать новую «Дорожную карту» развития торгово-экономического сотрудничества на 2017-2018 годы, а также активизировать подготовку к подписанию пяти двусторонних межгосударственных соглашений. В апреле этого года первый заместитель министра экономики Белоруссии Александр ЗАБОРОВСКИЙ заявил, что две страны рассмотрят возможность реализации совместного проекта в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП).
В то же самое время Лукашенко скептически относится к идее создания единой валюты ЕАЭС в ускоренном темпе. Да и вообще возникает ощущение, что Минск и Астана разочаровались в этой мифической идее - с учетом тех геополитических конфликтов и негативных экономических явлений, которые произошли за последнее время на постсоветском пространстве. Нельзя не вспомнить и заявления Александра Лукашенко о том, что он не исключает выхода Белоруссии из ЕАЭС в случае нарушения экономических договоренностей со стороны других членов союза.
Нетарифные барьеры
Камень был брошен явно в огород Москвы, которая сначала подозревала Белоруссию и Казахстан в том, что они реэкспортируют подсанкционные товары на российский рынок, а затем ввела ограничения не только на поставки товаров из самой Белоруссии, но также на их транзит через свою территорию, в том числе в Казахстан.
Кстати, еще до войны с реэкспортом нетарифные барьеры активно применялись в рамках ТС и ЕАЭС. Об этом говорит доклад «Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС» Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. Он подготовлен на основе опроса 530 российских, казахстанских и белорусских предприятий-экспортеров. В ходе исследования нетарифные барьеры разбивались на две группы. К первой были отнесены санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и меры количественного контроля. Ко второй - меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию (ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии).
Неудивительно, что Казахстан даже собирался обратиться в суд Евразийского экономического союза из-за того, что российские таможенники чинят препятствия работе казахстанских грузоперевозчиков и взимают незаконные выплаты, а также затрудняют перевоз товаров через российскую границу.
Конечно, идеализировать отношения между Белоруссией и Казахстаном не стоит. Это было видно хотя бы по нервной реакции Лукашенко на вхождение Казахстана в ВТО. Но, как отмечают некоторые эксперты, «с момента создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, а затем и Евразийского экономического союза была определенная координация действий между Минском и Астаной для того, чтобы не допустить политизации евразийской интеграции со стороны Москвы».
А Россию, в свою очередь, сильно беспокоит судьба ЕАЭС после ухода из политики Назарбаева или Лукашенко, учитывая то, что внутренняя и внешняя политика Казахстана и Белоруссии чрезвычайно персонифицированы.