ОБСЕ практически бессильна хоть как-то влиять на грубейшие нарушения прав человека её членами, в том числе Казахстаном
Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «Зачем государству подталкивать «серую зону» к радикализации?»
А поговорить?
В сентябре в Варшаве прошло очередное ежегодное совещание по человеческому измерению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это весьма интересное мероприятие, организуемое Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
На нём 57 стран – членов ОБСЕ (в том числе Казахстан) обсуждают вопросы выполнения своих международных обязательств по так называемой «третьей корзине» Хельсинкских соглашений.
Напомню, более 40 лет назад был подписан Хельсинкский акт, который положил начало этой организации. Хотя сначала это была вообще не организация, а совещание. Так оно и называлось - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Европейские страны западного мира плюс США и Канада и социалистический блок во главе с Советским Союзом создали площадку для обсуждения вопросов экономического сотрудничества и безопасности. Ну, и при настоятельных пожеланиях «наших западных партнёров» (как их называет г-н ПУТИН) прицепили третью корзину обязательств - «человеческое измерение». То есть развитие демократии, верховенство права и права человека.
Понятно было, что никаких обязательств в области развития демократии и политических прав и свобод СССР выполнять не собирался. Но поговорить-то можно? Вот и разговаривали, почти безрезультатно, в рамках этого самого СБСЕ.
Западные страны поднимали вопрос о соблюдении прав человека, а СССР с другими социалистическими странами его аккуратно клали на место.
Как СБСЕ стало ОБСЕ
Распад СССР и декларирование его бывшими составляющими своих планов строить демократию и уважать права человека оживило СБСЕ-ОБСЕ. Был принят ряд документов, усиливающих и уточняющих обязательства стран-членов в области человеческого измерения. В начале 90-х члены СБСЕ даже согласились, что права человека экстерриториальны, то есть не являются внутренним делом отдельных государств, а предметом озабоченности всех, всегда и везде.
Это был важный прорыв. То есть суверенитет суверенитетом, но по вопросам прав человека даешь взаимную подотчётность и ответственность.
В Документе Московского совещания СБСЕ 1991 года это даже сформулировали так, что хочется всё время перечитывать: «Государства-участники подчеркивают, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они категорически и окончательно заявляют, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
Они заявляют о своей решимости выполнять все свои обязательства в области человеческого измерения и решать мирными средствами, индивидуально или совместно, любые связанные с ними вопросы на основе взаимного уважения и сотрудничества. В этом контексте они признают, что активное участие отдельных лиц, групп, организаций и учреждений исключительно важно для обеспечения постоянного продвижения в этом направлении».
А в 1994 году СБСЕ превратилось в ОБСЕ - так сказать, институциализировалось.
Направо пойдёшь, налево пойдёшь
Много воды утекло с тех пор. Направо пойдёшь – страны Европейского Союза, США, Канада, где худо-бедно демократия не пустой звук и наличие политических прав и гражданских свобод видно невооружённым глазом.
Налево пойдёшь - Туркменистан с Узбекистаном, наши соседи по Центральной Азии, где эти самые права с подзорной трубой искать надо. Никакой тебе оппозиции, никаких независимых СМИ, никакой свободы слова или собраний. Политические оппоненты, независимые журналисты, правозащитники и гражданские активисты - либо по тюрьмам и ссылкам, либо в эмиграции.
Международная правозащитная общественность уже больше десяти лет пытается выяснить судьбу почти 60 человек, осуждённых в Туркменистане к длительным срокам лишения свободы, в том числе пожизненному, за так называемую попытку государственного переворота. Среди них - бывшие министры иностранных дел, высокопоставленные чиновники, бизнесмены, даже бывший глава делегации Туркменистана в этой самой ОБСЕ. А их с того времени никто не видел - ни родственники, ни адвокаты. Даже Международный Комитет Красного Креста не пускают. Известно от одного беженца, бывшего охранника тюрьмы, где они содержатся, что, как минимум, пятнадцати из них уже нет в живых - и всё.
Или Андижанские события в Узбекистане 2005 года, где, по разным оценкам, в результате расстрела правительственными войсками погибли несколько сот человек, собравшихся на площади с требованиями справедливости. Эти события привели к потоку беженцев в соседний Кыргызстан и даже дальше, в страны Европы. Европейский Союз даже вводил санкции против Узбекистана за отказ обеспечить независимое расследование этих событий с участием международных экспертов. Правда, потом тихо-тихо эти санкции улетучились, и жизнь идёт своим чередом.
И вот такие разные 57 государств сидят за одним столом и обсуждают развитие демократии и соблюдение прав человека. Причём в этом самом ежегодном совещании по человеческому измерению участвуют и представители неправительственных организаций, которые, естественно, поднимают неудобные вопросы.
Две новости – плохая и хорошая
Я участвую в этом уже несколько лет, пытаясь заострять внимание на вопросах, связанных с правами человека в нашей стране и выполнением властями международных обязательств Казахстана в рамках ОБСЕ. Говорю и о законодательстве в области фундаментальных политических прав и гражданских свобод, всё более не соответствующем международным стандартам и обязательствам, и о преследованиях конкретных организаций и людей, и о тревожных тенденциях, причём во всём регионе ОБСЕ.
И понимаю со всей очевидностью, что, несмотря на все подписанные документы и взятые обязательства, многие государства, особенно с постсоветского пространства, совершенно не горят желанием их выполнять.
А ОБСЕ как организация консенсусного типа, то есть принимающая решения только при согласии всех её участников, практически бессильна как-то влиять на грубейшие нарушения прав человека её членами.
Вспоминаю бессмертную фразу из романа ИЛЬФА и ПЕТРОВА «Двенадцать стульев»: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон».
А по вопросу прав человека какое уж тут согласие, если некоторые стороны оказывают отчаянное сопротивление иногда даже обсуждению этого вопроса.
Украинский конфликт, в который вовлечена Россия, ещё больше усугубил эту ситуацию, и ОБСЕ с большой скоростью стала возвращаться в состояние СБСЕ. От организации обратно к совещанию.
И приходится только искать во всём хоть какой-то позитив.
Как сказала одна высокопоставленная сотрудница ОБСЕ, у меня для вас две новости – плохая и хорошая.
Плохая новость – что при сложившейся международной политической обстановке в обозримом будущем трудно ожидать, что в рамках ОБСЕ будут приняты какие-то прорывные документы в области демократии и прав человека.
А хорошая - что действующие документы тоже пересмотреть не удастся, потому что и для этого нужен консенсус.
То есть обязательства продолжают сохраняться.
Этим и успокоимся.
Иллюстрация: csrjournal.com.