В чем долгосрочный негативный эффект пандемии для нашей страны
По мере того, как всеобщая вакцинация будет набирать обороты, пандемию получится в какой-то мере обуздать. Об этом можно судить по тому, как в Израиле и Великобритании, которые лидируют по доле населения, вакцинировавшийся от COVID-19, улучшается ситуация с пандемией. К слову, в этих странах, по некоторым данным, пандемию уже переквалифицировали в состояние эпидемии.
Рано или поздно Казахстан не станет исключением из подобного ряда стран, если, разумеется, получится в максимально возможные короткие сроки вакцинировать хотя бы половину взрослого населения, что в целом вполне достижимо. И, казалось бы, что на этом пандемия завершится, а ее негативные экономические последствия, как падение потребления, производства, доходов, инвестиций и занятости, останутся в прошлом.
Но на самом деле есть очень важная сфера деятельности, которая, как и другие, пострадала от пандемии, но с обузданием самого COVID-19 в этой сфере деятельности проблемы только останутся, будут нарастать, и когда они станут вполне очевидными, их уже не получится решить, соответственно экономика полностью испытает на себе их негативное проявление.
Речь идет об образовании. Так, пока власти страны и общество больше сфокусировано на решении насущных "постковидных" проблем малого и среднего бизнеса, безработицы, сферы услуг, что само по себе тоже очень важно, насильно и без каких-либо условий переведенное на "дистанционку" образование в школах и университетах оставляет желать лучшего. При этом, по прошествии пандемии те пробелы, ошибки и недочеты в знаниях школьников и студентов, которые были "получены" за время "дистанционки", сами по себе не "рассосутся". Вследствие этого только по прошествии времени станет ясно, что качество человеческого капитала а Казахстане в какой-то момент резко снизилось, а это значит прямое сокращение производительности труда и снижение качества экономического роста.
Так, мы полностью согласны с мнением казахстанского независимого исследователя и социолога Камилы КОВЯЗИНОЙ, которая считает, что предыдущий год не стоит засчитывать школьникам вообще, а материал следует пройти заново в последующие годы. "Представляете, что творилось, ведь никто не был готов. У многих учеников и учителей не было интернета, не было методик, преподаватели не знали, как организовать "дистанционку". Более того, многие не могли даже создать Zoom-конференцию", - объясняет она. Ковязина убеждена: считать учебный материал пройденным и не повторять его в последующем будет большой ошибкой.
Вместе с тем, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа МАРТО отмечает в своем блоге: "До вспышки COVID-19 шесть из десяти учащихся в Казахстане были функционально неграмотными – и это в стране с уровнем дохода выше среднего, где среднестатистический ребенок к окончанию школы обучается 13,7 года. Пандемия грозит привести к функциональной неграмотности еще более 100 тыс. учащихся".
Таким образом, мы хотим обратить внимание общественности, экспертов и государства к данной проблеме, которая словно бомба замедленного действия заложена в системе развития человеческого капитала нашей страны. А как известно, именно человеческий капитал является главным источником эндогенного экономического роста. При этом, данная проблема касается не только МОН, но и Минтруда, Миннацэкономики и других органов правительства и местных исполнительных органов, так или иначе связанных с социально-экономическим блоком.
Источник: Telegram-канал @tengenomika.
Иллюстративное фото из открытых источников.