Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Анти-Марко, анти-Поло!
Сюань Цзан (в русских источниках встречается в вариантах Сюань-Цзань, Сюань-цзан, Сюаньцзан, Сюаньцзань и пр.) – одна из легенд мировой географии Средневековья. Чем-то он напоминает другого великого странствователя - Марко Поло, оба они двигались по глубинам Азии, хотя и с противоположных сторон. И оба они равновелики по своему вкладу в исследование земли и влиянию на географию. Хотя во всём остальном – они абсолютные антиподы.
Марко Поло шёл с Запада, руководствовался интересами материального (был купцом) и оставил после себя достаточно случайные записки ("Книга Марко Поло о разнообразии мира, записанная пизанцем Рустикано"), лишь по стечению обстоятельств надиктованные сокамернику - Рустичано Пизанскому в генуэзской тюрьме. Сюань Цзан отправился путь с Востока, шёл за знаниями (был буддийским монахом) и свой труд - "Да Тан си юйцзы" ("Записки о Западных странах Великой Тан") - написал сам в знаменитом монастыре Хун-фу в Чанъане, в перерывах между переводами привезённых из Индии сутр.
Марко Поло путешествовал в XIII веке (с 1271 по 1295 годы), а Сюань Цзан пятью столетиями ранее – в VII-м (с 629-го по 645-й). И хотя Сюань Цзан прошёл свой путь прежде, Марко Поло странствовал дольше и видел больше. Но Марко Поло прошёл мимо территории современного Казахстана. А Сюань Цзан побывал-таки у нас!
Мимо Казахстана было не пройти?
Хотя "казахстанский участок" маршрута знаменитого китайского монаха-землепроходца составлял лишь незначительный эпизод его долгого странствования в Индию (куда он отправился для поклонения святыням, учёбы и приобретения священных буддийских текстов), для нас этот момент, отражённый в его "Записках…", представляет несомненный интерес.
"Казахстанский участок" путешествия Сюань Цзана – наиболее северная составляющая его маршрута. Что вполне объяснимо. Монах стремился в Индию, а самый верный сухопутный путь туда из Поднебесной пролегал в те века в обход высочайших гор Тибета и Гималаев, через современный Узбекистан и Афганистан. И юг Казахстана, где в ту эпоху было относительно спокойно.
Немаловажно, что этим путём за несколько столетий до Сюань Цзана, правда, во встречном направлении, двигалось к Поднебесной вместе с индийскими проповедниками само буддийское учение. Двигалось неспешно, так что за спинами миссионеров оставались многочисленные монастыри (вроде печально известного Бамиана, огромные статуи Будды в котором уже в наши дни были взорваны талибами). В этих обителях любой пилигрим всегда мог найти себе приют у своих единоверцев. Напомню, что в те доисламские века буддизм в Центральной Азии входил в число наиболее распространённых религиозных течений.
Сюань Цзан задерживался в монастырях по дороге надолго, иногда на месяцы. Медитировал, дискуссировал, проповедовал. А потом шёл далее.
"Прибыл в город Та-ло-се"
Китайский странник прошёл северным берегом Иссык-Куля, через Боомское ущелье, по берегу Чу, вдоль северного подножия Киргизского Алатау, через Талас, Испиджаб и направился на юг через Ташкент. По его "Запискам", правда, сложно определить точный маршрут "казахстанского участка", но некоторые пункты, которые он не минул, вполне конкретны и реальны.
"…Прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли в окружности. Купцы разных стран живут и торгуют здесь вперемежку". В другом, более научном переводе: "От Тысячи Родников шёл 140-150 ли. Прибыл в город Далосы. Город в окружности 8-9 ли. Здесь вперемежку живут торговцы из разных стран".
"8 или 9 ли", если перевести с китайского на метрический язык, дадут нам городское пространство, заключённое в стенах, длина которых составит 4-5 километров. А "Та-ло-се" ("Далосы") - Тараз, древнейший мегаполис на территории Казахстана.
Средневековый Тараз просуществовал около тысячелетия. А может, больше. Самые ранние письменные упоминания о нём появляются с VI века. Но археологи считают его возраст гораздо более солидным.
На снимке: Тараз. Самые древние сохранившиеся памятники связаны уже с исламом.
"Прибыл в город Байшуй"
Сложнее с другим городом, упомянутым Сюань Цзаном.
"…Он проехал двести ли на юго-запад и приехал в город Пе-Шуи или "Белые воды". Этот город имеет в окружности 6 или 7 ли. В отношении естественных богатств и климата эта местность в значительной степени превосходит Талас". ("Отсюда шёл на юго-запад около 200 ли. Прибыл в город Байшуй. Город в окружности 5-6 ли. Земли плодородны. Климат благоприятен, ещё более, чем в Далосы".)
По мнению ряда исследователей, речь здесь идёт ещё об одном из древнейших городов Юга Казахстана, Испиджабе-Сайраме. Определить его истинный возраст даже археологическими методами затруднительно - древнее городище находится ныне под улицами и кладбищами современного села, и ни о каких масштабных раскопках речи идти не может. До сих пор неизвестно даже, где находилась Цитадель раннего времени, утраченная ещё в домонгольские времена.
Правда, многие учёные сомневаются, что речь шла именно об Испиджабе. С этим не вяжется указанное Сюань Цзанем расстояние. Но оно и не мудрено, если учесть, что городская культура была тут полностью утрачена в Позднем Средневековье, и даже великий Тараз, прежде чем возродиться в XIX веке, несколько столетий лежал в руинах. А вот, что касается топонимики, то название Ак-су – Белые Воды, дожило в этих местах до наших дней. Правда, связано оно с другим населённым пунктом.
Любопытно, что название Сайрам также впервые промелькнуло в записках китайского монаха, правда, даосского - Чань-Чуня (приятеля Чингисхана) - в 1221 году. Ну, никуда без этих китайцев!? А вся штука в том, что они, в отличие от многих других местных путешественников, не только умели, но и не ленились описывать свои странствия.
На снимке: Сайрам. Современный кишлак на месте древнего Испиджаба.
"Тысячи Родников"
Ещё одно место, которое может быть причислено к Казахстану – "Тысячи Родников", упоминаемые Сюань Цзаном.
"Земли, занимаемые Тысячью Родников, свыше 200 ли в поперечнике, с южной стороны – Снежные горы, с трёх остальных сторон – равнинные земли. Почвы влажные, леса густые. В последний месяц весны цветы пестреют ковром. Родников и водоёмов – тысяча. Поэтому такое название".
Речь тут, скорее всего, идёт не о конкретном географическом объекте, а о любопытной гидрологической особенности Северного Тянь-Шаня, нависшего с юга над равниной Великой Степи (в данном случае, как предполагают исследователи, речь о Снежных горах – Сюэшань, в которых угадывают покрытый зимним снегом хребет Киргизского Алатау). Стекающие с гор водные потоки очень часто скрываются тут под рыхлыми "материалами", вынесенными с гор. А там, где эти "выносы" заканчиваются, вновь являются на поверхности в виде многочисленных родников.
Названия этих подземных вод – "карасу", именно к ним приурочена вторая цепь традиционных поселений, расположенных вдоль гор. С "карасу" связаны в Казахстане не только сёла современных земледельцев. Их всегда любили и ценили кочевники. О чём, кстати, упоминал и Сюань Цзан:
"Тудзюэский каган каждый год приезжает сюда, спасаясь от жары. Здесь есть стадо оленей, многие из них украшены колокольчиками и кольцами. Они привычны к людям и не слишком боязливы. Каган дорожит ими; он издал указ о своём покровительстве над стадом и запретил убивать оленей".
Единственная неувязка теории с Киргизском Алатау – отсутствие "густых лесов" - характерная нынешняя особенность этого горного хребта. В связи с этим может быть два объяснения. Либо речь о каком-то другом "Алатау" - Заилийском или Таласском. Либо климатические изменения и трансформация экологии до неузнаваемости изменили ландшафты за те полторы тысячелетия, что минули со времён Сюань Цзаня.
Что до оленей, то они, как известно, всегда сопутствовали буддизму, с той самой первой проповеди Просветлённого, которую он произнёс в Оленьем парке – Сарнатхе.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!