Минторговли следует сформировать более глубокое и системное понимание предлагаемых им же мер
Министерство торговли и интеграции предлагает ряд комплексных мер "для сдерживания цен". Перечислим их ниже (прямая цитата):
Во-первых, акиматам нужно незамедлительно принимать меры по введению предельных цен при их росте, обеспечить максимальное формирование стабилизационных фондов по импортозависимым и экспортно ориентированным товарам и товарам, производимым в нашей стране, обеспечить приоритетное финансирование форвардных контрактов в рамках "оборотной схемы" с увеличением его объемов до 50 млрд тенге.
Во-вторых, нарастить производство сельхозтоваров.
В-третьих, наряду с цифровизацией торговли запустить Национальную товаропроводящую систему. В целом будет построено 24 оптово-распределительных центра (ОРЦ), из которых в 2022 году будут запущены семь - в Нур-Султане, Шымкенте, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Павлодарской областях. Будет внедрена В2В-платформа и интегрирована с социальным кошельком.
В-четвертых, в рамках противодействия нелегальному торговому обороту на границе предлагается цифровизация системы технического регулирования, разработка нового Закона "Об оценке соответствия", создать приграничные испытательные лаборатории, расширить перечень товаров для маркировки (конец цитаты).
На наш взгляд, несмотря на то, что среди перечисленных мер есть и ряд вполне правильных и реализуемых решений, представленная форма изложения подобного "комплексного подхода" демонстрирует слабую методологическую и формализованную проработку данного вопроса ведомством.
Во-первых, следует уточнить о каких ценах идет речь, ведь не все, кто читает ответ пресс-службы могут понять, о чем собственно разговор: если о ценах на товары или услуги, то на какие? Но скорее контекст о ценах на 19 видов социально значимых продовольственных товарах (СЗПТ), утвержденных постановлением правительства еще в 2010 году.
Во-вторых, сама формулировка о "сдерживании" роста цен в условиях, когда в Казахстане нет Госплана, как это было в СССР и других странах социалистического блока, противоречит главной концепции развития и роста экономики нашей страны, стремящейся быть рыночно ориентированной и конкурентоспособной. В данном случае было бы уместнее говорить об обеспечении стабильности цен на СЗПТ в соответствии режимом инфляционного таргетирования, реализуемого Нацбанком в рамках проводимой денежно-кредитной политики. Ведь подобное определение политики Минторговли, выражающего позицию всего правительства, можно было бы трактовать как совместную и общую с монетарным регулятором государственную антиинфляционную политику.
В-третьих, не уточняется о критериях роста цен и временном горизонте этого роста, который нужно "сдерживать". Теоретически цены на СЗПТ могут расти и на 0,5% за месяц, и на 50% за неделю. Поэтому мы считаем необходимо исходить из расчетов возможного вклада роста цен на СЗПТ в общую продовольственную инфляцию, на которую Минторговли и следует "реагировать".
В-четвертых, очень пугает приоритет действий по "сдерживанию цен" Минторговли, согласно которому на первом месте находится требование к акиматам по незамедлительному принятию мер по введению предельных цен при их росте. То есть требуется попросту административно запретить поднимать цены. Но на каких критериях, на каком экономическом и законодательном основании это можно сделать по отношению к частным компаниям? Как же защита прав бизнеса и цель по доведению доли МСБ в ВВП Казахстана выше 30%? Таким способами точно этого не удастся сделать, потому что частный бизнес банально перестанет заниматься своим делом, в результате чего возникнет дефицит товаров и цены уже начнут расти с более высокими темпами.
В-пятых, особо стоит выделить тему стабилизационных фондов при региональных социально-предпринимательских корпорациях (СПК), эффективная деятельность которых могла бы стать самым действенным способом по обеспечению стабилизации цен на СЗПТ. Но опять же работа стабфондов остается крайне непрозрачной, децентрализованной и нерегулируемой на уровне правительства. Если Минторговли хочет добиться реального результата по стабилизации цен на СЗПТ, нужно начать именно с реформы системы стабфондов в Казахстане.
И в-шестых, мы считаем, что наиболее перспективными мерами среди перечисленных является расширение базы оптово-распределительных центров и стимулирование сельского хозяйства, что позволит снизить издержки производителей продуктов питания. Сюда же мы бы добавили предложения по расширению доступа местных производителей СЗПТ на крупные предприятия торговли через регуляторную и законодательную базу.
В целом, Минторговли следует сформировать более глубокое и системное понимание предлагаемых им же мер по "сдерживанию роста цен" и разработать полноценную политику по обеспечению стабильности цен на СЗПТ, но на исключительно рыночных принципах.
Источник: Telegram-канал @tengenomika.