Что не так с комплексным планом Минторговли Казахстана по сдерживанию цен

3762 просмотров
0
Галымжан АЙТКАЗИН
Четверг, 04 Фев 2021, 11:15

Минторговли следует сформировать более глубокое и системное понимание предлагаемых им же мер

Министерство торговли и интеграции предлагает ряд комплексных мер "для сдерживания цен". Перечислим их ниже (прямая цитата):

Читайте также
Почему в обменниках подорожал доллар

Во-первых, акиматам нужно незамедлительно принимать меры по введению предельных цен при их росте, обеспечить максимальное формирование стабилизационных фондов по импортозависимым и экспортно ориентированным товарам и товарам, производимым в нашей стране, обеспечить приоритетное финансирование форвардных контрактов в рамках "оборотной схемы" с увеличением его объемов до 50 млрд тенге.

Во-вторых, нарастить производство сельхозтоваров.

В-третьих, наряду с цифровизацией торговли запустить Национальную товаропроводящую систему. В целом будет построено 24 оптово-распределительных центра (ОРЦ), из которых в 2022 году будут запущены семь - в Нур-Султане, Шымкенте, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Павлодарской областях. Будет внедрена В2В-платформа и интегрирована с социальным кошельком.

В-четвертых, в рамках противодействия нелегальному торговому обороту на границе предлагается цифровизация системы технического регулирования, разработка нового Закона "Об оценке соответствия", создать приграничные испытательные лаборатории, расширить перечень товаров для маркировки (конец цитаты).

На наш взгляд, несмотря на то, что среди перечисленных мер есть и ряд вполне правильных и реализуемых решений, представленная форма изложения подобного "комплексного подхода" демонстрирует слабую методологическую и формализованную проработку данного вопроса ведомством.

Читайте также
Раздутый рынок недвижимости: что делать Казахстану

Во-первых, следует уточнить о каких ценах идет речь, ведь не все, кто читает ответ пресс-службы могут понять, о чем собственно разговор: если о ценах на товары или услуги, то на какие? Но скорее контекст о ценах на 19 видов социально значимых продовольственных товарах (СЗПТ), утвержденных постановлением правительства еще в 2010 году.

Во-вторых, сама формулировка о "сдерживании" роста цен в условиях, когда в Казахстане нет Госплана, как это было в СССР и других странах социалистического блока, противоречит главной концепции развития и роста экономики нашей страны, стремящейся быть рыночно ориентированной и конкурентоспособной. В данном случае было бы уместнее говорить об обеспечении стабильности цен на СЗПТ в соответствии режимом инфляционного таргетирования, реализуемого Нацбанком в рамках проводимой денежно-кредитной политики. Ведь подобное определение политики Минторговли, выражающего позицию всего правительства, можно было бы трактовать как совместную и общую с монетарным регулятором государственную антиинфляционную политику.

В-третьих, не уточняется о критериях роста цен и временном горизонте этого роста, который нужно "сдерживать". Теоретически цены на СЗПТ могут расти и на 0,5% за месяц, и на 50% за неделю. Поэтому мы считаем необходимо исходить из расчетов возможного вклада роста цен на СЗПТ в общую продовольственную инфляцию, на которую Минторговли и следует "реагировать".

Читайте также
В мире продолжает дорожать продовольствие

В-четвертых, очень пугает приоритет действий по "сдерживанию цен" Минторговли, согласно которому на первом месте находится требование к акиматам по незамедлительному принятию мер по введению предельных цен при их росте. То есть требуется попросту административно запретить поднимать цены. Но на каких критериях, на каком экономическом и законодательном основании это можно сделать по отношению к частным компаниям? Как же защита прав бизнеса и цель по доведению доли МСБ в ВВП Казахстана выше 30%? Таким способами точно этого не удастся сделать, потому что частный бизнес банально перестанет заниматься своим делом, в результате чего возникнет дефицит товаров и цены уже начнут расти с более высокими темпами.

В-пятых, особо стоит выделить тему стабилизационных фондов при региональных социально-предпринимательских корпорациях (СПК), эффективная деятельность которых могла бы стать самым действенным способом по обеспечению стабилизации цен на СЗПТ. Но опять же работа стабфондов остается крайне непрозрачной, децентрализованной и нерегулируемой на уровне правительства. Если Минторговли хочет добиться реального результата по стабилизации цен на СЗПТ, нужно начать именно с реформы системы стабфондов в Казахстане.

И в-шестых, мы считаем, что наиболее перспективными мерами среди перечисленных является расширение базы оптово-распределительных центров и стимулирование сельского хозяйства, что позволит снизить издержки производителей продуктов питания. Сюда же мы бы добавили предложения по расширению доступа местных производителей СЗПТ на крупные предприятия торговли через регуляторную и законодательную базу.

В целом, Минторговли следует сформировать более глубокое и системное понимание предлагаемых им же мер по "сдерживанию роста цен" и разработать полноценную политику по обеспечению стабильности цен на СЗПТ, но на исключительно рыночных принципах.

Источник: Telegram-канал @tengenomika.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером