Почему работать бухгалтером стало опасно
В начале года Ratel.kz побеседовал о ситуации с налоговым законодательством и практикой, а также о положении в бухгалтерской сфере с известным казахстанским экспертом Натальей ЯНЦЕН. Недавно появился неожиданный повод вернуться к этой теме: по данным онлайн-платформы HeadHunter, в Казахстане очень ощутимо, на 20%, снизилось количество финансистов и бухгалтеров, подающих заявки в поиске рабочих мест. Эти специальности стали лидерами по снижению количества резюме, при том, что спрос на них не упал. Что происходит с этой крайне важной для всей экономики сферой? У которой еще есть и серьезная социальная роль "кислородной подушки", уменьшавшей давление на рынок труда особенно в гендерном аспекте – общеизвестно, что у бухгалтерии "женское лицо". Мы вновь обратились за разъяснениями к Наталье Янцен.
- Наталья, то, что на рынке бухгалтерских услуг спрос есть, и большой, а предложение снизилось обвально, это не результат тех прогнозов, часто звучавших в предыдущие годы: что среди профессий, которые похоронит цифровизация, бухучет будет в числе первых?
- Дело не в этом, тогда было бы наоборот: росло бы количество бухгалтеров, ищущих работу…
- Так, может, те, кто собирался идти учиться на эту специальность, начитались этих прогнозов и просто поменяли свои планы, пошли на другие профессиональные направления?
- Вряд ли люди у нас принимают решения о своей специализации на основе таких глобальных и малоконкретных прогнозов, тогда уже давно не было бы такого количества учащихся на экономистов и юристов. Причина не столько в том, что в профессию не идут молодые, сколько в том, что из нее уходят те, кто там уже давно. Я буквально каждый день слышу от бухгалтеров, и не по одному разу: "Я уйду!". Работать бухгалтером стало крайне сложно, очень стрессово и чрезвычайно опасно. С начала этого года, когда мы эту тему обсуждали, ничего в лучшую сторону не изменилось. Законодательство настолько сложное и нестабильное, что даже консультанты не успевают отслеживать его изменения. Не говоря про простого бухгалтера, которому нужно, вообще-то, бухгалтерией заниматься, а не бесконечным изучением законодательства. Он и так загружен, ведь на бухгалтере и налоги, и трудовые отношения, и социальные платежи. А сейчас постоянно идут какие-то новации, пилотные проекты, где иные правила, чем в Налоговом кодексе. Работать стало очень сложно.
- А почему работать бухгалтером стало опасно? Это про что?
- Это разнообразные и немалые штрафы. Например, если бухгалтер вовремя не выпишет электронные счет-фактуры, ЭСФ, а такое может произойти по многим объективным причинам, так за каждый ЭСФ штраф в сфере малого бизнеса – 20 МРП. Это 69 тысяч тенге. Недавно я общалась с бухгалтером, работающей на аутсорсинге, у которой штрафов на несколько миллионов тенге. Как так получилось? Клиенты ее не поставили в известность, что пошла реализация товаров. Не было-не было, и вдруг пошли продажи. Директор фирмы увлекся этим и забыл про бухгалтера. И когда она уже получила документы для обработки и разноски в бухучете, прошли положенные законодательством 15 дней на выписку ЭСФ… Платите штраф! Такое же может быть, например, с сопроводительными накладными на товары, с другими историями. Конечно, это нарушения законодательства, сроки выписки документов не соблюдены, но это всё не те нарушения, за которые логично так жестко наказывать, так как ущерба-то для государства нет.
- Может, у наших бухгалтеров уровень профессионализма низкий, и налоговики их таким образом дисциплинируют и учат, чтоб работали лучше?
- Уровень компетенции, правда, очень упал за последние годы. Поспособствовало этому несколько факторов, в том числе распространение автоматизации. Это для многих, особенно новеньких, стало проблемой, вопреки ожиданиям: кто-то не может вникнуть в работу программ и пользоваться ими так, как задумано программистами, а кто-то, наоборот, начинает чрезмерно надеяться на "умный компьютер" и зачастую не понимает сути тех операций, которые проводит. Но это другая сторона вопроса, она не имеет отношения к налоговым органам. У них нет задачи и полномочий, возложенных государством, учить бухгалтеров работать. И даже если цели штрафов – профилактика нарушений и "повышение квалификации бухгалтеров", то стоимость "учебы" такая, что и делает профессию опасной.
А второе, почему работать бухгалтером сейчас опасно - это прессинг со стороны налоговых органов в виде бесконечных уведомлений, на которые надо юридически грамотно отвечать. И налоговые органы во многих ситуациях с уведомлениями оказываются не правы, но бухгалтеру это надо еще доказать. А это весьма сложно в силу неравности сторон. А еще нужно как-то объяснить своему работодателю-бизнесмену, который выдвигает претензии бухгалтеру, что ты не виноват... Участились и претензии со сторон налоговых органов о признании сделок недействительными, где бухгалтер заодно с руководителем может попасть еще и в разборки с уголовными претензиями.
В итоге бухгалтеры из-за того, что все время находятся в напряжении, боятся ошибиться, выбирают в своей работе не системный подход, а ситуативный. Многие даже предпочитают работать без официального оформления, лишь бы не рисковать ответственностью в условиях нынешней сложнейшей и нестабильной практики и законодательства.
Сейчас в работе бухгалтера нет ни одной сферы, где возможно себя чувствовать в профессиональном плане уверенно и спокойно. Например, бухгалтеров, которые работают по аутсорсингу, обязали фактически "стучать" на предпринимателей, если через них проходит подозрительный документ или платеж. Но по действующим критериям, под подозрительную можно подвести чуть ли не каждую сделку и большое количество самых обычных платежей контрагентам в сумме от 10 млн тенге. Это ужасная штука. Если бизнес хорошо работает, с серьезными оборотами, то бухгалтер должен бесконечно на работодателя "строчить"... Если же этого не делать, а потом, не дай Бог, у предпринимателя обнаружатся какие-то нарушения, бухгалтеру будет штраф. А там штрафы начинаются чуть ли не с миллиона. Большие штрафы также если не прошел переобучение, не сдал тестирование. Это работа в условиях постоянного стресса, и в таких условиях отток из профессии не прекратится.
Кстати, возможно, количество резюме на платформах поиска работы снизилось еще и потому, что многие пошли работать в сферу аутсорсинга. Предприниматели ведь тоже грузят бухгалтеров по полной: "Сделаешь нашу работу, сделай еще моему брату-свату!". И все за одну зарплату. И многие бухгалтеры, набив руку, уходят в аутсорсинг: заключают с предпринимателем контракт, где ясно прописаны объемы работ и оплата. А если что-то не так, то он встал и ушел.
- Такая схема для бизнеса чего больше несет, плюсов или рисков?
- Если бухгалтер профессиональный и честный, то плюсов. И наоборот. Но, честно скажем, если предприниматель сам ничего в этой сфере не понимает и не хочет сам ни во что вникать и учиться, для него всегда есть риски, хоть при найме бухгалтера, хоть при аутсорсинге.
Еще проблема: с прошлого года очень сильно повысились требования к профессиональному бухгалтеру, чтобы работать в публичных компаниях и в госсекторе, нужно пройти обучение, сдать экзамены. Раньше было три экзамена – МСФО, налоги и право, теперь дисциплин стало больше, и стоимость обучения, соответственно, выросла. Плюс за каждый экзамен, а их шесть, надо заплатить. Итого стоимость обучения получается от 300 000 тенге и выше.
- Но тебе возразят, что это способ повышения профессионального уровня, а это делать необходимо.
- Надо повышать уровень, кто спорит. Но при этом понимать, что в ряде регионов таких зарплат нет, даже у главбухов. Им то что делать? И количество обучающихся сразу заметно упало. Хотели, как лучше…
- Эта ситуация ощутимо давит на бизнес?
- Давайте посмотрим по зарплатам на примере Алматы. Навыки и знания хорошего главного бухгалтера стоят минимум 500-600 тысяч в месяц. И в частном бизнесе, и в госструктурах идет рост. Причем даже не только в коммерческом сегменте: знаю главбуха в обычной государственной школе с зарплатой в 500 тысяч. В крупных частных фирмах, зарплата миллион – полтора. Так вот, оцените глубину проблемы: и на такие зарплаты приходится еще поискать человека.
- А если бухгалтер решил совсем уйти из профессии, то в какие сферы сегодня он, или чаще - она, может податься?
- Кто куда. В управленческий учет, в продажи. Кто-то переучивается на программистов 1С, кто-то идет в налоговые консультанты. С хорошей бухгалтерской школой и навыками люди себя находят, они ведь приучены к большим нагрузкам.
- Возвращаясь к тому, чего уже коснулись – цифровизация. Может она так "шагнуть", что бухгалтеры исчезнут так же, как когда-то машинистки-наборщицы?
- Программа никогда полностью не вытеснит живого бухгалтера. Может быть, такое возможно в очень малом бизнесе, например, в придомовых магазинчиках, где используется несколько постоянных и простых операций. Это общее замечание. А что касается, собственно, наших реалий, то скажу на первый взгляд парадоксальную вещь: никакая цифровизация не будет успевать за той скоростью изменений законодательства и его необъяснимой сложностью и неопределенностью, что у нас стала нормой. И это не натяжка, не спекуляции, достаточно поговорить с бухгалтерами, чтобы убедиться.
Недавно я проводила семинар по всеобщему декларированию по двум формам отчетности для своей аудитории - бухгалтеров, то есть профессионалов. К которым, кстати, скоро будут идти казахстанцы длинной чередой с просьбами разъяснить, как же налоговые декларации заполнять. Так этот семинар, задуманный как двухдневный, растянулся на четыре дня! Насколько же надо было непонятно написать нормативные документы, что огромное количество вопросов у участников возникали буквально – буквально! - по каждой строке отчётности, по каждому абзацу норм Налогового кодекса в части декларирования. И ведь это профессионалы! А как заполнять формы будут обычные люди, особенно вторую форму 270.00, я представить не могу. Чем может помочь в этом случае программа, если даже самое простое из норм по декларированию неясно, например, какую указывать в декларации сумму зарплаты – начисленную или полученную работником после всех вычетов? По законодательной логике - нужно первый вариант. Но у нас ведь многие люди даже не знают, сколько им начисляется! У людей логика другая, зарплата – это то, что им перечислил работодатель на банковскую карту. А ведь уже в следующем году это коснется примерно пяти миллионов казахстанцев. И резко вырастет спрос на консультантов и на бухгалтеров, так как сдавать декларации будут все учредители и руководители компаний, индивидуальные предприниматели, у кого есть не только зарплаты, но имеются накопления, активы, доходы от предпринимательской деятельности… А что будет, когда введут всеобщее декларирование? Не представляю, как это все будет реализовываться и само по себе, и в условиях разбегающихся из специальности профессионалов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!