"Стабильность и понятность!" - о чём мечтает бухгалтер накануне выборов

1968 просмотров
0
Малик Мусин
Суббота, 25 Фев 2023, 16:00

Со стороны госорганов присутствует обвинительный подход к налогоплательщикам, будто они обязательно всегда хотят что-то скрыть

В предвыборную пору всегда неизбежно возникает тема реформирования налогового законодательства, и наши предстоящие выборы никак не исключение. Мотивов для этого немало: это не только стремление получить голоса предпринимательского сообщества, которому в кое то веки предоставляется шанс вынуть "шиш" из кармана в заочном общении с властью, но и очень непростая ситуация в экономике. В каких изменениях и почему нуждается действующий Налоговый кодекс и налоговые практики? Об этом Ратель беседует с известным казахстанским экспертом по налоговому праву Натальей ЯНЦЕН.

Читайте также
АО "НК "КазАвтоЖол" заключил незаконные договоры на 8 миллиардов тенге

- Наталья, история реформирования налоговой системы у нас ведь длинная-длинная, уже можно спецкурс для студентов профильных вузов писать именно об этом. Почему так? Сложно создать эффективное законодательство и какое-то время его не трогать?

- Начнем с того, что до 2002 года Налогового кодекса, как такового, в стране не было, были отдельные законы, регламентирующие каждый отдельный налог. Потом появился кодекс, который объединил их все, и включил в себя администрирование. Самый важный и позитивный опыт того времени: была настоящая работа, и все, кто хотел в ней принять участие, могли беспрепятственно это делать. Кодекс разрабатывался очень тщательно, учитывались мнения экспертов, бизнес-ассоциаций, была свободная возможность обсуждать вопросы с представителями комитета государственных доходов,  с депутатами. Эксперты буквально ходили из одного кабинета в другой, потом возвращались в первый, вместе с чиновником из другого отдела, вместе садились, работали над формулировками…

- Здесь можно усмотреть открытое лоббирование…

- Открытое – оно и есть открытое, когда все прозрачно и понятно, если есть какие-то неясные моменты, это потом можно отсекать на уровне рассмотрения в парламенте. А где в мире какой-то закон принимается без лоббирования? Важен не сам факт его наличия, а его характер.  

Но потом Кодекс начали буквально "латать", пошли всякие внесения изменений, и с тех пор это стало традицией. В 2008 приняли новый, который, по сути, был переписанным прежним, со всеми залатанными новациями. И вот, с 2018 года, появился третий. А в промежутках между появлениями новых кодексов продолжалось внесение изменения в действующие, и чем дальше, тем больше. Были года, когда такое случалось по десять раз, и кодексы становились все хуже и хуже в части определенности норм и соблюдения паритета интересов налогоплательщика и государства в пользу последнего.

Изменения нередко сформулированы непонятно, требуют разъяснений от государственных органов, что же имелось в виду при принятии той или иной нормы, и как это будет трактоваться органами государственных доходов. Кодекс стал буквально, как винегрет - накромсанным из массы добавлений, изменений, поправок. Работать с таким невероятно сложно, там многократно нарушен принцип определенности. В итоге бухгалтеры боятся ошибиться, что-то сделать не так, хотят, чтобы каждое действие было четко прописано в Кодексе, но невозможно каждую конкретную ситуацию зафиксировать в законе.  

- Как это отражается на практике при начислении налогов?

- От бухгалтеров массово посыпались обращения к налоговикам с просьбой о разъяснениях. Местные налоговые органы зачастую перестают работать с налогоплательщиками в этом смысле, потому что сами не могут дать разъяснения и ждут указаний, внутренних писем от Комитета Государственных Доходов (КГД). А это не дело, из текста должно быть четко понятно, кто платит, за что, сколько.

Очень много неопределенности по разным статьям. Это одна из основных проблем Налогового кодекса.

Читайте также
В ЗКО аудиторы выявили, что управление ЖКХ выплатило 75 млн тенге незаконных субсидий за воду

- Можете привести пример конкретных проблем, которые возникают у бизнеса из-за этого?

- Например, изменения этого года в части признания электронных актов выполненных работ, выписанных в государственной системе ИС ЭСФ первичными документами. Казалось бы, простейшая норма, но написана так, что непонятно, а что будет с теми актами выполненных работ, которые были выписаны через другие системы электронного документооборота? Они будут признаваться первичными документами в целях налогообложения или нет? И в разъяснениях прозвучало, что да, будут, и эта норма была издана, потому что акты из системы ИС ЭСФ по форме и содержанию отличаются от утвержденных министерством. Но вот как бухгалтеру без разъяснений КГД догадаться об этом? А что если через время забудется, для чего норма принималась, и начнут ее трактовать буквально, получится, что остальные акты – как бы не признаются Налоговым кодексом, и возникнет спорная ситуация.  

Все это создает крайне нервозную обстановку, бухгалтеры уже не знают, как все новые изменения читать, как трактовать. Как успевать это все воспринять, изучить, чтобы работать правильно? В итоге, конечно, это мешает развиваться бизнесу.

- А вездесущая цифровизация, которая давно вошла и в эту сферу, не компенсирует эти неопределенности?

- Так как она, порой, у нас реализуется, - нет, здесь тоже не все так просто. Есть нормы налогового права, которые в Кодексе прописаны определенным образом, а программы под них настроены иначе. И когда спрашиваешь у налоговых органов, как так, ведь в Кодексе прописана процедура, они в ответ – ну извините, у нас программа делает вот так! Получается, что техзадания, которые даются программистам, не соответствуют Кодексу. Например, снятие с учета по НДС. Согласно Кодексу, это целая процедура, а по факту ты просто в электронном виде заполняешь ликвидационную отчетность, без заявления, предусмотренного Кодексом, и тебя моментально снимают с учета по НДС.

- Хорошо же, никакой бюрократии, хождений по кабинетам!

- А контроль над правомерностью снятия с учета? Как без него можно быть уверенным, что не возникнут проблемы потом? И если человек ошибочно отправил ликвидационный отчет – то отменить уже нельзя, так как ликвидация произведена, и процедура добровольной отмены как со стороны КГД, так и со стороны налогоплательщика не предусмотрена.

- Итак, если реформировать Налоговый кодекс, то новый его вариант, прежде всего, должен быть защищен от бесконечных изменений и дополнений. Что затем?

- Второе, тесно увязанное с первым – он должен быть сформулирован совершенно четко и определенно. Это не значит, что он должен быть простым. Это важный юридический документ, написанный профессиональным языком. Но Кодекс должен быть понятным, по крайней мере, специалистам, и разработанным по канонам, существующим в налоговом праве. Не должно быть того, что есть, когда выходит новая норма, и в налоговый комитет течет очередной поток писем с просьбой о разъяснении.

- А что вы можете сказать по налоговым ставкам? Их нужно как-то менять?

- Сейчас в Кодексе огромное количество различных налоговых режимов. Это упрощенная декларация, режим фиксированного вычета, патент, розничный налог, режим мобильного приложения, электронной торговли, режимы для специальных экономических зон, некоммерческих организаций, организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере. По инвестиционным проектам действуют несколько режимов. Недавно появился пилотный проект по взиманию налогов с фрилансеров, оказывающих услуги через сайты. И в каждом режиме есть свои, специфические, требования и ограничения к применению. Повторюсь – это в условиях постоянных изменений норм Кодекса. Все это запутывает предпринимателей, они не могут сориентироваться, какой режим для них оптимален. А бухгалтер – каким объемом информации должен владеть, чтобы работать в таких условиях? Это задача даже не для бухгалтеров, а для налоговых консультантов. И даже тем приходится постоянно себя перепроверять, бесконечно обучаться новому и практиковаться.

Не нужен этот миллион режимов, если есть необходимость дать какому-то сегменту бизнеса льготу, это можно делать в рамках существующих режимов, расширяя  сферу их применения.

- Если дойдет дело до системной работы по изменению налогового законодательства, есть профессиональное сообщество экспертов, кто мог бы квалифицированно в этом принять участие?

Читайте также
Агентство по финансовому мониторингу откроет свой вуз

- Конечно, в Казахстане есть очень профессиональные налоговые юристы, налоговые консультанты. Но вопрос в том, насколько плотно они смогут участвовать в такой масштабной работе? Это ведь делается на общественных началах, а всем надо семьи кормить. Когда разрабатывался первый Налоговый кодекс, в 2001-2002 годах, различные ассоциации предпринимателей Казахстана финансировали такую работу экспертов. И они представляли не только общие для бизнеса вопросы, но и по разным направлениям бизнеса, имеющим свою специфику. Кто сейчас захочет и сможет это делать? Ведь работа нужна серьезная, не декларативно-косметическая. По мере возможности и сейчас экспертное сообщество принимает участие и пытается воздействовать на реформирование налогового законодательства. Вот рабочая группа по разработке нового Кодекса, которая создана при министерстве экономики, разработала таблицу, которую разослала в разные ассоциации, в том числе в Казахстанскую ассоциацию налоговых консультантов, чьим членом я являюсь. В ней предлагается внести те или иные изменения и поправки к действующим нормам Кодекса. Но это же опять его латание, а не принципиальное реформирование.

Говоря про нынешнюю ситуацию, особо надо сказать про администрирование налоговых отношений. Это очень больной вопрос. Со стороны госорганов присутствует обвинительный подход к налогоплательщикам, будто они обязательно всегда хотят что-то скрыть, и их надо "вывести на чистую воду". В общем, презумпция виновности. При этом у налоговых органов сегодня в руках огромные рычаги давления.

- Например? Ведь у нас вводятся время от времени и действуют моратории на налоговые проверки.

- Например, камеральный контроль. Это, фактически, минипроверка. И декларирование того, что проверок нет, это профанация. Например, компания получает уведомление о проведении камерального контроля, потому что налоговые органы усматривают правонарушение с высокой степенью риска, сомневаются, что по выписанной ЭСФ компания смогла фактически продать товар/оказать услугу. В таком случаи налогоплательщику придется раскрыть всю информацию и предоставить документы не только по этой сделке, но в целом подтвердить, что была возможность осуществить реализацию имеющимися ресурсами, это зачастую огромный объем документов.

А у него могут требовать предоставлять все новые и новые документы. Потому многие налогоплательщики боятся отстаивать свои позиции, а кто-то, не вникая, оплачивает доначисления, которые им предписали, только чтобы не закрывали банковские счета.

Вот еще пример, в котором слились многие вопросы, о которых я говорю. С 1 января этого года введен ряд новаций. Например, если пришло уведомление по камеральному контролю, считается что налогоплательщик его исполнил, если он, будучи не согласным с указанными правонарушениями, все же в установленный срок на уведомление ответил, приложив пояснения и подтверждающие документы. А если согласен, то просто пересдал отчетность, что приводит к доначислению налогов. То есть, повторюсь и подчеркну: уведомление со стороны налогоплательщика считается исполненным, если он либо выполнил то, что в нем написано, либо нет, но дал в срок пояснения. Но! Одновременно в законодательстве существует другая норма: для налоговых органов уведомление считается неисполненным, если налогоплательщик не выполнил его предписания. Без вариантов. Та самая презумпция виновности. И это в одной статье. И что делать налогоплательщику? Идти в суд?

Я все жду практику, как это будет реализовываться. По-хорошему должна быть процедура, которая бы обязывала налоговые органы изучить все пояснения налогоплательщика, и если правонарушение не подтверждается, признавать отдельным документом отсутствие нарушений в уведомлении. Однако такой процедуры не предусмотрено Кодексом.

При всем этом, уведомлений сейчас бизнес получает столько, что порой бухгалтеров не хватает на их отработку даже в крупных компаниях, у которых много разных операций, различные налоги. И это не обязательно говорит о том, что у них много нарушений, просто разные налоги считаются по-разному.

Читайте также
Как бизнесмены в ВКО государство вокруг пальца обвести хотели

Например, приходит уведомление, что оборот по НДС у компании такой, а доходы по КПН другие, больше или меньше. И надо доплатить налоги. И плательщик должен объяснять, что в доходы у него включена курсовая разница, а  оборот по НДС по ней, согласно Налоговому кодексу, не возникает, и естественно, оборот по НДС меньше. Это один из сотен примеров отличий. И бизнесмен должен это каждый раз доказывать, по каждому уведомлению. А "рулят" сейчас всем процессом программные алгоритмы системы управления рисками, которые настроены на типовые ситуации, просчитывать все нюансы отдельно они не могут. В этом ужасе сейчас живут бухгалтеры.

- Но как быть? Ведь государству жизненно необходимо гарантированное поступление налогов. Может быть, логика той налоговой практики, что есть сегодня, такова: "допустишь слабину, и вообще не будут платить!"

- Я не сомневаюсь, что абсолютное большинство предпринимательского сообщества не намерено прятаться от налогов, сегодня все прекрасно понимают, что такое рынок, что все в итоге зависят от потребительского спроса и успешности наполнения бюджета. Речь не о том, чтобы создать институциональные возможности для каких-то "вольностей" для бизнеса, да это и невозможно при нынешнем уровне налоговых органов. Речь о том, чтобы избавить бизнес от давления, о котором я говорю, когда нормальный налогоплательщик вынужден постоянно доказывать, что он не виноват. Он не должен, например, отвечать за своих недобросовестных контрагентов. Предприниматель не может проверять всех своих поставщиков. Это и неправильно, и во многих случаях невозможно, когда контрагентов много. Например, в период ковида компании строили госпитали. Стройка шла экстренно, в режиме "24 на 7", проверять у подрядчиков документы, наличие у них официальных сотрудников и т.д. в тех условиях было невозможно, и вот теперь регистрация отдельных субподрядных контрагентов признана недействительной и по уведомлению необходимо убрать расходы из вычетов и НДС из зачета. И доначисления ей, добросовестной компании, выставлены аховые, хотя фактически объекты построены.

- Это, наверное, не самый типичный пример, как и те условия, в которых компания делала тот проект.

- Подобных историй много, хоть и с менее драматическим "антуражем", но для предпринимателей они очень тяжелы.

Подводя итог: будущее налоговое законодательство и администрирование должны быть понятными, стабильными, последовательными и лишенными обвинительного уклона в отношении предпринимателей.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики
Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Сатыбалды - детям
В резиденциях племянника Назарбаева будут учиться будущие учителя и дети-инвалиды
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
Государство пробует вернуть часть усохших миллиардов экс-министра Школьника через сайт бесплатных объявлений
Завод по промышленному производству фотоэлектрических пластин выставили на продажу
Qarmet под героем труда Басиным
Кто на самом деле руководит многомиллиардным бизнесом
Нож в глазу ребёнка: полиция начала расследование
Состояние ребёнка остаётся тяжёлым
В Жетысу филиалу “Казводхоз” к Новому году презентовали грузовики и автокраны
А сотрудников обещают обучать в Китае
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Шымкентец получил срок за рекламу наркотиков
За 20 трафаретных надписей на стенах он получал от работодателей один грамм марихуаны
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.