Чем женщина отличается от человека

2251 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Воскресенье, 20 Авг 2017, 18:30

Почему современный театр не может позволить себе существовать вне времени

На снимке: сцена из спектакля "Горе от ума" в постановке Гульназ Балпеисовой.

Читайте также
Почему казахские девушки мечтают стать токалками

У меня в закладках браузера вот уже четвертый год лежит колонка режиссера Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА на «Снобе», озаглавленная «Современный театр похож на Фейсбук».

Я ее временами перечитываю и все еще не могу определиться, за он был или против того, чтобы театр был похож на Фейсбук. Впрочем, согласно взглядам Серебренникова, эта колонка уже не имеет никакого смысла, потому как новостная лента непрерывна, не вечна и имеет особенность устаревать и забываться. И уже не так глобальна тенденция к упрощению, о которой писал автор, а напротив, как высказался под этим текстом продюсер Александр ПОПОВ, настало время и для трактовок, и для интерпретаций.

Оба мнения роднит вот что: театр не может существовать без подтекста времени. И это именно то, о чем я в первую очередь сама говорю молодым режиссерам и актерам, когда они просят оценить их первые шаги.

Причем тут авиабилеты

Ближайший пример: выпускной перформанс актерской студии при арт-убежище «Бункер».

Это – первые числа августа, самый пик обсуждений рекламы со стюардессами, у которых «пилотки под пилотками» (заметьте, в подтверждение тезисов из первых абзацев: скандал уже почти сошел на нет, хотя и пары недели не прошло).

Перформанс называется «We men» - тут и игра слов, и два силуэта в юбках на афише. Я заранее обрадовалась конъюнктуре. Вообще в моем мире у слова «конъюнктура» нет негативного оттенка, особенно когда идет речь о драматургии. Мы такие закормленные «вечными» ценностями, что любая актуализация – как дар.

Так вот, «We men». Восемь студийцев, восемь монологов. И все они, в той или иной степени – об угнетении женщин мужчинами. Точнее даже не так: они пропагандируют угнетение женщин мужчинами. Вот, к примеру, Артур АСЛАНЯН начинает монолог: «Я бью женщин!». Или Юлия АЛИТКИНА, как анекдот, рассказывает, как погано ей живется с мужем-алкашом, но она терпит. И при этом зал хохочет, аж покатывается.

«Вишенкой» стал выход Никиты БУРСАКОВА, который зачитал отрывок из книги «Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека» Александра НИКОНОВА. И то, что скандалисту Никонову могли простить в 2005-м, студийцу Бурсакову в 2017-м простить уже невозможно – благо, аудитория перформанса в «Бункере» всего-то человек тридцать, и там только один голос из зала крикнул: «Почему вы смеетесь? Разве это смешно?».

В своей книге, если кому-то читать не захочется (и я его понимаю) Никонов, к примеру, предлагает радетелей и радетельниц за равноправие полов «взять за уши – да мордой об колено».

После перформанса я спросила студийцев, уверены ли они, что именно такое содержание они хотят транслировать публике. Все неуверенно, но закивали, но показалось, что вопроса не поняли. Экстремизм и осадок остались.

Читайте также
Куда потратить миллиард?

Один за всех

Разрыв между реальностью и тем, что происходит на сцене, сильнее всего в государственных театрах, для которых в плане административного, творческого и хозяйственного устройств практически ничего не поменялось за последние …цать лет.

В той же реплике, о которой я писала в начале, Александр Попов отмечает, что в России в девяностые годы театр выпал из социального контекста, и связь между театром и зрителем нарушилась. Ненадолго, меньше, чем на десять лет, но этот период стал катастрофическим, последствия приходится разгребать до сих пор, когда она уже снова наладилась.

У нас в большинстве театров разрыв затянулся, во многих – продолжается до сих пор. Что такое контекст времени, огромный пласт режиссеров все еще не понимает, выбирая к постановке материал в лучшем случае тридцатилетней давности, в худшем – штампуя «классические» буржуазные костюмные драмы (комедии).

А вот, к примеру, заезжий молодой постановщик Гульназ БАЛПЕИСОВА (на снимке) поставила в театре ЛЕРМОНТОВА «Горе от ума».

По всем канонам – спектакль традиционный. Но та сцена, где ЧАЦКИЙ в исполнении Романа ЖУКОВА читает монолог «А судьи кто?» по количеству обращений к контексту времени и места опережает все спектакли в репертуаре лермонтовского вместе взятые.

В этом смысле Балпеисова сама как Чацкий, она, впрочем, об этом и говорить не стесняется. Жаль, ГРИБОЕДОВ не рассказывает, как там ФАМУСОВЫ жили после отъезда Чацкого. Вдруг уже была бы полезная модель поведения.

Чтобы что?

Еще более странно, когда молодые театралы не стремятся к актуализации, хотя это делают их педагоги и старшие коллеги – те, кому не стыдно подражать и у кого стоит учиться.

Актер и режиссер Кубанычбек АДЫЛОВ (на снимке), который в новом сезоне представит собственную новую театральную команду, готовит спектакль под названием «Говно» по пьесе «Геркулес и Авгиевы конюшни» Фридриха ДЮРРЕНМАТТА.

Читайте также
Когда театр начинается с пеленок

И хотя тексту уже за шестьдесят, история о нищем герое, прозябающем в бюрократическом дерьме (в прямом смысле этого слова), прямо как будто подсмотрена в соседнем дворе.

Спектакль Адылова обещает быть политичным и смелым, а особенно интересен он оттого, что ставится на казахском языке.

Вместе с тем, юные коллеги Кубанычбека Адылова по Немецкому театру, студенты худрука театра Наташи ДУБС, активно участвующие в постановках, основали собственную театральную лабораторию. Она теперь называется OPEN Theater, и у команды в прошлом сезоне были две камерные премьеры.

Молодые артисты поставили пьесу «Называй меня Питер» немецкого драматурга Яна ФРИДРИХА о мальчике, который решил стать Питером Пеном, и известную всем «Дорогую Елену Сергеевну» Людмилы РАЗУМОВСКОЙ о школьниках 80-х годов.

Эти истории не про них, двадцати-двадцатипятилетних алматинцев. И не про их зрителей. В них нет никаких знакомых проблем и характеров, которые им можно ассоциировать с собой и собственным опытом. И на вопрос: «Вы это ставили, чтобы что?» – они ответить не могут. Ставили, чтобы поставить.

Современный театр – это в первую очередь дискуссия и диалог. Не иметь гражданской позиции и не выражать ее творчески для тех, кто делает современный театр, все равно, что зарегистрироваться в Фейсбуке, чтобы постить там котиков, открыточки и результаты тестов «Кем я был в прошлой жизни». Вроде бы не преступление, нет. Но кому вы в этом случае будете интересны?

Как говорят у нас в интернетах, сейчас бы в 2к17 не обращать внимание на то, что происходит.

Фото: Василиса Суханова, Сергей Пятаков (sputniknews.kz), diapazon.kz, yvision.kz, Марина Константинова и Василиса Суханова (time.kz), страница VK Арт-убежища BUNKER.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





include('yandexban.pd_1')
Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Власти Казахстана не способны противостоять иностранной агрессии в информационном пространстве
Ежедневная аудитория четырёх "зазеркаленных" сайтов, без боя сданная властями Казахстана интервенту, превышает миллион посетителей в сутки
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Насколько безопасно будет детям в образовательном центре Prometheus School
Почему эксперты и владелец школы отказываются предоставлять жизненно важную информацию о здании
Рассказы про экономику
Часть 1. Вступительная заметка
Почему в СССР все мечтали про отпуск летом и где чаще загорали алмаатинцы
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Об ожиданиях и реальности в медицине. Часть 1
Итак, вопрос N1. ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК
Чего не знают о Евросоюзе казахские национал-патриоты
Это трансформация сотен миллионов индивидуальностей в коллективную и единообразную массу, прошитую клишированными стандартами миропонимания
Алматы и алматинцы. Чёрный день календаря
Нужен памятник не мёртвым, нужен он живым. То есть нам с вами
Павлодарский депутат остался без крыши
Почему депутат павлодарского облмаслихата не восстанавливает крышу построенной им школы, слетевшую через 2,5 года после торжественного открытия
Дорога в Польшу ведёт в Каражал: как отдельно взятый суд представляет интересы частного ТОО. Часть 4
Что нужно сделать, чтобы обратить все особенности судебной системы Казахстана себе во благо
Акима Актюбинской области сегодня приняли в пионеры
На шею ему повязали галстук из Семипалатинска
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Мальчиш-плохиш и паспорт для хороших русских
Как доказать, что ты не индоктринированный верблюд
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"