От чего должно зависеть налоговое администрирование
Текущая налоговая реформа призвана в первую очередь увеличить поступление налогов за счёт налогового администрирования. Текущие изменения, в целом, направлены на то, чтобы сократить размер теневой экономики и увеличить налогооблагаемую базу.
Текущая налоговая система нашей страны является обвинительной и реактивной, что подразумевает администрирование за счет проведения налоговых проверок и наказаний. Рычаги, которые имеют налоговики, в целом позволяют им принимать субъективные решения, так как текущая судебная система у нас не идеальна и обычно налоговые споры трактуются в пользу государства. Поэтому это ставит налогоплательщиков в зависимость от налоговых органов. Это отдельная тема, которая требует более детального анализа, но в целом, это является нормальным инструментом, иначе налогов оплачивалось бы гораздо меньше. Тем не менее налоговое администрирование зависит не только от налоговых проверок и включает в себя другие аспекты, на которые необходимо обратить внимание:
- Простота и структура налогов. Чем проще и понятнее налог, тем сложнее уйти от его обязательств и тем легче его администрировать или собирать. Например, транспортный налог - это очень простой налог, который сейчас зачастую рассчитывается автоматически и собираемость очень высокая. НДС также относится к налогам, которые достаточно сложно обойти, если только нет налоговых льгот, как это у нас сейчас происходит. Сложными налогами являются КПН, НДПИ, так как каждый из них требует сложных расчетов и документальных подтверждений.
- Налоговое просвещение и образование. Очень важно начинать обучать налоговым азам со школьной скамьи, а также проводить различные образовательные мероприятия, направленные на понимание необходимости исполнения своих налоговых обязательств. Разъяснять важность налогов, для чего они нужны и что от этого зависит, какие могут быть последствия и так далее. Проактивное обучение в будущем сильно сокращает количество людей, которые будут пытаться уходить от уплаты налогов. Очень важно также делать прозрачный процесс куда налоги направляются, тем более, если эти налоги являются адресными, такие как социальные отчисления, пенсионные выплаты, взносы в ФМС и так далее.
- Сокращение налогового арбитража между различными категориями налогоплательщиков. У нас очень много налоговых льгот, которые мы предоставляем тем или иным отраслям, компаниям, территориям. Такие льготы создают стимулы для создания схем налоговой оптимизации. У нас таких арбитражей очень много и в новом налоговом кодексе их становится еще больше. Приведу несколько примеров, опираясь на предложенные новшества в новом кодексе. Например, сеть фитнес клубов зарегистрированы на одном юридическом лице, и они попадают под общий налоговый режим, платят все налоги. Рядом открывается сеть фитнес клубов, каждый из которых зарегистрирован на отдельном юридическом лице и каждый клуб становится на специальный налоговый режим со всеми льготами. Первая компания будет платить 12 % НДС (а у фитнес индустрии практически нет зачетного НДС и значит вся сумма будет платиться с оборота), 20% КПН и все налоги с ЗП, а вторая компания платит розничный налог 4%, все сотрудники зарегистрированы как ИП и каждый из них платит также минимальные налоги. В результате это создает стимул для первой компании также дробиться, так как иначе она просто проиграет конкуренцию и обанкротится, так как слишком разная величина налоговой нагрузки. Другой пример - Банковский холдинг, у которого Банк платит 25% с чистой прибыли, маркет плейс 20% с чистой прибыли, лизинговая компания 10% с чистой прибыли. Логично, что Банк будет максимизировать прибыль в лизинге и маркетплейсе и сокращать прибыль Банка, за счет того, что все расходы будет нести Банк, а дочерние компании без расходов и инвестиций будут генерировать прибыль. И такие кейсы расследовать и доказывать очень сложно: появляется поле для коррупции и субъективный фактор, при котором доказать преднамеренный уход от налогов будет крайне сложно.
- Автоматизация налоговых процессов. В этом направлении важно создавать системы и, надо отдать должное, наша страна продвинулась в этом вопросе очень далеко. Например, система ЭСФ является одной из лучших в мире, а когда перейдем на систему авансирования, то это даст большой стимул именно экспортным компаниям. Система управления рисками у нас также является передовой: она сокращает количество проверок. Но при этом, в автоматизации есть еще куда стремиться, особенно в анализе больших данных, ведь налоговые данные являются не только источником данных для сбора налогов, но являются и очень ценным ресурсом для оценки кредитоспособности, анализа экономической активности и предиктором экономических индикаторов страны. Процесс заполнения деклараций очень сложный, налоговые формы требуют больших знаний и много полей могут браться из баз данных и предрасчитываться, соответственно здесь однозначно есть куда расти. Поэтому в рамках нового Налогового кодекса собираемость налогов должна обеспечиваться не только за счет усиления мер налогового контроля и автоматизации, но и за счет внедрения института налогового образования и просвещения, налогового партнёрства, а самое главное, за счет исключения налоговой дискриминации по отраслям, территориям и налогоплательщикам. Развитие отраслей происходит не за счет налоговых льгот, а за счет равной конкурентной среды. Чем больше конкуренции, тем больше стимулов у компаний развиваться и делать лучшие конкурентоспособные продукты. К сожалению, от прописных экономических законов никуда не деться, даже если управлять экономикой вручную.
Фото: из открытых источников.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!