Мы платим чиновникам заработную плату за то, что они предоставляют нам услуги
Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «Как в Казахстане политизировали… Налоговый кодекс».
* Про высшие ценности
* Какой ориентации парламент?
* Кто кого финансирует
Про высшие ценности
Создание и укрепление независимой страны с территорией 2,725 миллиона квадратных километров - бесспорно, повод для гордости, особенно у тех наших сограждан, кто относит себя к «государственникам».
Тех, кому государство как таковое важнее, чем то, какое это государство. Тех, кто ставит государственные интересы выше интересов отдельного человека, со всеми его правами и свободами.
Это не значит, что они отрицают наличие у граждан неотъемлемых прав и свобод. Они это признают, но считают, что в интересах развития и укрепления государства можно иногда пожертвовать правами отдельно взятого человека или группы.
И с этой точки зрения, я как раз стою на противоположной позиции. Для меня государство не некая абстрактная конструкция, ради которой всем нам надо жить и работать, а просто система органов, институтов, учреждений, людей, временно избранных или назначенных выполнять определённые функции, с главной целью - обеспечивать мои и других граждан и неграждан права и свободы на данной территории. В месте, где я родился и которое называю Родиной.
И эта моя позиция полностью соответствует пункту 1 статьи 1 нашей Конституции: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Чем лучше оно это делает, тем лучше я отношусь к государству. Чем хуже - тем меньше у меня желания с ним контактировать, ему доверять и на него полагаться.
Уточню при этом, что государство не обезличено. У него в каждый момент времени есть имена, много имён. Это конкретные люди - депутаты парламента и маслихатов, судьи, чиновники разных уровней исполнительной власти. Именно они отождествляются с государством.
Поэтому-то, когда наш гражданин обращается в международные инстанции по правам человека, в те же Комитет ООН по правам человека или Комитет ООН против пыток, его индивидуальная жалоба называется - «такой-то против Республики Казахстан». Он ведь жалуется не на государство как систему, а на конкретных людей, которые действуют от имени этой системы.
Какой ориентации парламент
Вот эта, если хотите, экзистенциальная дилемма продолжает нас преследовать ещё с советского прошлого: человек для государства или государство для человека?
Это столкновение концепции индивидуальных прав и свобод человека и концепции коллективного общественного интереса, который, как убеждены наши власти, и выражает государство.
Интернет-журнал Vласть осуществил интересный экспресс-анализ текста Декларации 25-летия независимости Казахстана, принятой парламентом в конце ноября. В тексте документа 25 раз упоминается слово «государство», 5 раз – «права» и 4 раза – «свобода».
Показательно, не правда ли? Это явно выраженная ценностная ориентация нашего парламента. Да и вообще отражение масштабов присутствия государства в нашей жизни. Оно же у нас везде, куда ни сунься.
Вообще в современном мире предполагается, что государство нужно для поддержания правил, помощи там, где это нужно, и обеспечения безопасности.
А я обязан платить налоги и соблюдать эти правила. Во всём остальном я разберусь сам, по собственному разумению. И аналогично - все другие граждане. Так, во всяком случае, функционируют развитые страны.
А у нас государство – везде. У тебя к нему нет вопросов или проблем, зато у него к тебе – валом. Чаще всего тебе от него ничего не надо, зато ему от тебя - практически всё время.
И отношения у нас с ним – точнее, с представляющими его субъектами - явно субординационные. Мы в его (или их) понимании – подведомственное население, подчинённые, а в ряде случаев - контингент.
Кто кого финансирует
Поразительно, но если мы все, как индивидуальные или корпоративные налогоплательщики, перестанем платить налоги, ему (или им) не на что будет жить. Проще говоря, мы им платим заработную плату - за то, что они предоставляют нам услуги.
Более того, работники больниц и школ, полиции или пожарной службы и даже (выскажу совершенно крамольную мысль) налоговой инспекции получают зарплату из бюджета, который формируется из наших налогов. Это не с государства, а с конкретных нас собирают средства и перераспределяют через государственную систему органов и учреждений, в том числе финансируя их самих.
Дамы и господа, граждане Казахстана, когда вы посещаете наши государственные учреждения, у вас складывается ощущение, что вы всё это финансируете?
У меня не складывается. У меня, наоборот, складывается противоположное ощущение: они думают, что это они нас обеспечивают. Они сидят в больших кабинетах с коврами и компьютерами и принимают нас как просителей, чьей судьбой они распоряжаются. Они разговаривают с нами важно и иногда снисходительно - как облечённые властью - и поэтому нам не ровня.
И замечу, всё это за наши собственные деньги.
Несколько лет назад, предполагая, что за мной осуществляется наружное наблюдение и прослушивание моего телефона, спросил у одного сотрудника правоохранительных органов: «Как вы полагаете: похож я на мазохиста? Вы же существуете на мои налоги и за мной же следите. Это что? Я сам плачу за то, чтобы за мной следили?» Ответа я, конечно, не получил, но вопрос остался…
Возвращаясь к Конституции, напомню, что она начинается словами: «Мы, народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой…».
Народ принял Конституцию и учредил государство, которое наделил определённой компетенцией и полномочиями. Которое он финансирует, предполагая , что оно действует в его интересах, точнее, в интересах каждого из граждан, обеспечивая и защищая их права и свободы.
Сначала – народ, граждане, потом – государство.
И не хочется быть в его тени.
Фото: liter.kz.