Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Последний раз я бывал в Чарынском каньоне в начале 2000-х. И вот недавно сподобился заехать вновь. С чем связан такой перерыв? С переменами. Как во мне, так и в Чарыне. Я, грешным делом, люблю общаться с Природой один на один, как заповедано. Вот этого-то "мой Чарын", так зачаровавший меня ещё в самую первую встречу и с тех пор горячо мною любимый и всегда желанный, увы, дать более не способен.
Когда уникальные природные объекты попадают в поле зрения индустриального туризма, то очень скоро выхолащиваются до рекламного лоска и становятся банальным аттракционами. Нынешние поколения отдыхающих и не представляют, что совсем недавно здесь вовсе не было людей с их суетной жаждой успеть всё посмотреть, да ещё и себя показать в рамах оплаченного тура. Кто поверит, что какие-то полвека назад тут царила одна только первозданно-чистая природа, погружённая в первобытно-чарующую тишину?
Нет, меня вовсе не покоробило увиденное. Может быть, даже напротив, действительное превзошло ожидаемое. По крайней мере, на фоне множества других достопримечательных туристических объектов инфраструктура "Долины замков" выглядит продуманной и ненавязчивой. Ну, если не брать "экологический транспорт", снующий по дну провала от лестницы до реки, вздымая пыль и выворачивая карманы.
В принципе, такая азартная распродажа "своей Земли" - повсеместный тренд Эры массового туризма. И то, что власти пытаются как-то зарегулировать и упорядочить праздношатающиеся толпы – благо. Однако лишь до определённого момента, пока жажда одних побывать там, куда их с таким жаром заманивают, и других - получить максимум дивидендов, не доводит всё до абсурда. А когда очередь сильно желающих приобщиться (или достичь какого-нибудь "эвереста") послушно выстраивается в затылок друг другу, происходит полное выхолащивание изначального.
Первое, что привлекло внимание, когда, миновав забитую автомобилями и автобусами парковку я прошёл на панорамную террасу "визит-центра" - огромная толпа китайцев из Сингапура. Сингапурцы, в отличие от соотечественников из собственно Китая, более церемонны и сдержаны. Подобные толпы китайских туристов я встречал в этом столетии всюду – от Рима и Манауса, до Бангкока и Кучинга. В отличие от большинства гостевателей из иных стран, китайцы обожают двигаться такими вот компактными массами. Теперь, на радость отечественным развивателям массового туризма, они достигли и РК.
Впрочем, большие группы вообще-то характерны для туров на Чарын. Хотя многие сюда приезжают и самостоятельно, именно экскурсанты с автобусов делают погоду и вносят наибольшее оживление в своеобразие местного пейзажа. От Нарынкольской трассы до шлагбаума, кстати, проложена ныне хорошая асфальтная дорога.
А для посетителей протоптано два маршрута – один по верху, к тому месту, где когда-то был шальной спуск вниз, а второй – по дну, от деревянной лестницы до реки, где на поляне раскинулся своеобразный лагерь из крытых беседок со столами и скамьями – непреложный атрибут полноценного общения с природой для казахстанских туристов. Сесть, вдоволь населфившись, тут, у бирюзовой (в это время года) ленты реки, достать и раскупорить припасы, погасить крики соседей врубленной на всю округу попсовой музычкой – что может быть милее сердцу типового "отечественного путешественника"?
В конце 1980-х для того, чтобы попасть сюда, нам приходилось на рейсовом автобусе доезжать до горного хребтика Торайгыр, а после несколько часов переть с рюкзаками по голой степи, раскалённой летним солнцем. Мы достигли заветного Каньона не с первой попытки. Первая, пройти берегом реки от моста, успехом не увенчалась.
Зато проникнув сюда – мы прониклись вполне. И начали добираться до Долины каждый год. В течение той недели, что мы обычно оставались на берегу реки в тени природных изваяний, мы неизменно пребывали в полном одиночестве – никто другой не тревожил чародейного молчания выветренных природой монстров. Дорога вниз, в Долину, была в те годы вообще недоступна для автотранспорта. Её по существу и не существовало, как не было и тропы. И поляна у реки встречала гостей сплошным саксаульником. А в глухих отщелках над нею можно было запросто, нос к носу, столкнуться с удивлённым козлом-тэком.
Про место это тогда знали единицы, а посещали его и того меньше. Профсоюзные экскурсии на Чарын не возили. Точные топографические карты в СССР были засекречены. А про такое чудо прогресса, как всепроникающие "карты ГУГЛ" и подключённый к спутниковому "жэпиэсу" гаджет, не читали даже в фантастических романах. Так что, несмотря на обилие отчаянных пешеходов, это до поры до времени хорошо сберегало и охраняло такие затерянные уголки от нашествия посетителей.
Стремительное освоение Долины замков началось в 90-е, когда Чарын облюбовали для праздничных оргий отдельные организации Алма-Аты. Пионеры массового туризма заезжали сюда на арендованных автобусах на несколько дней со своими палатками, шмотками, водками, тётками и пр. И хотя в будни здесь по-прежнему бывало тихо, какой-то дух обречения уже висел над очередной природной жемчужиной, достойной любых рейтингов и списков. Вот тогда-то я и простился с "моим Чарыном".
Однако тот Чарын навсегда останется со мной и во мне. Все эти десятилетия, копаясь в старых книгах и трудах классиков, я продолжал собирать "чарынское досье". И могу ответственно заявить – все те "старинные легенды и тайны Долины замков", которыми потчуют туристов гиды... Были сфабрикованы в последние десятилетия. Ни одного внятного упоминания этого места в достоверных источниках вообще нет. Что и может считаться самой жгучей тайной Долины.
Хотя причина такого невнимания вполне понятна. Этот живописный участок Чарынского канона, вообще говоря, лежал вдалеке от интересов и маршрутов предков. До появления автотранспорта и туризма он по большому счёту не представлял большого интереса. Все дороги и тракты проходили далеко в стороне. Да и местным номадам с их отарами и табунами делать на этих скудных кормами землях было особо нечего. Вокруг лежало множество куда более удобных альтернатив. Так что, если сюда кто-то и заезжал случайно, скорее всего, он не смог бы оставить восторженных отзывов, потому как вряд ли был грамотен.
А одним из первых, кто "открыл" это место для широких масс, был наш пламенный писатель-натуралист Павел МАРИКОВСКИЙ (книга "По Семиречью", одна из частей которой называлась "В каньонах Чарына", вышла в Москве в 1972 году). Вот характерный пассаж Павла Иустиновича, записанный после первого спуска в обнаруженную расселину: "Нехотя мы возвращаемся на бивак и потом долго вспоминаем и обширную пустыню в сиреневых горах, и глубокий каньон с фантастическими чудовищами и развалинами замков, и чудесный лесок на берегу горной реки. Какое замечательное место и как жаль, что о нём никто не знает!". Кстати, именно Мариковский одним из первых начал возить "на Чарын" организованных туристов. О чём в конце жизни очень сожалел.
Само название "Долина замков" появилось лишь на туристических картах в начале XXI столетия как неофициальное. Так достопримечательный Чарын, по существу, это уже наша с вами история. И очень важно, чтобы она не закончилась вместе с нами...
Андрей Михайлов - писатель, автор дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада" и географического романа "Казахстан".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!