Кто тормозит работу над законом "О противодействии семейно-бытовому насилию"
Уже практически 12 месяцев продолжается битва казахстанских общественников за законопроект о противодействии семейно-бытовому насилию. Практически это битва "за Сталинград".
Хронология этой ситуации такая:
В Послании от 2 сентября 2019, глава государства дал поручение правительству и парламенту "ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности".
Также в октябре 2019 Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) дал рекомендацию Республике Казахстан, которую наша страна добровольно согласилась выполнить:
"3.2. Рекомендация 26 (c): пересмотреть законопроект о борьбе с бытовым насилием, чтобы обеспечить его соответствие положениям Конвенции в целях эффективного предотвращения всех форм гендерного насилия в отношении женщин, эффективной борьбы с ним и защиты его жертв".
Работа над новым законопроектом "О противодействии семейно-бытовому насилию" началась с начала 2020. Все общественники совместно с председателем Нацкомиссии по делам женщин Гульшарой АБДЫКАЛИКОВОЙ собрались в городе Алматы. Обсудили основные моменты, потом началась работа в рабочей группе с общественниками, учеными-юристами и депутатами мажилиса парламента.
23 сентября т.г. законопроект был одобрен в части концептуальных положений в первом чтении мажилиса парламента.
Целью разработки законопроекта стало внедрение эффективных механизмов профилактики, ужесточения ответственности за насилие против женщин и детей, формирование "нулевой терпимости" к насилию в обществе. Новый закон "О противодействии семейно-бытовому насилию" кардинально меняет подходы к профилактике, формирует комплексную стратегию предупреждения правонарушений в семье, расширяет ответственность госорганов.
С октября 2020 законопроект подвергся информационной атаке со стороны людей, которые ранее выступали против запрета носить маски в общественных местах, против Кодекса о здоровье и иных важных инициатив. Также важно отметить, что противники законопроекта выступают только против 10 норм, которые они сами ложно интерпретировали. При этом в законопроекте свыше 200 норм, которые должны повлиять на формирование системы профилактики и противодействия насилию в семейно-бытовой сфере.
В результате работа над законопроектом начинает "тормозить", его практически "сводят на нет" отдельные чиновники и "хайпожоры".
Лично меня практически вынудили покинуть рабочую группу отдельные депутаты. Я покинула рабочую группу, но мы как Альянс женских сил продолжили активную работу и неоднократно направляли письма в центральные и местные государственные органы с инициативами по борьбе с бытовым насилием. Но к сожалению, вместо конструктивного решения проблемы, мы получаем только "отписки", что идет вразрез с концепцией "слышащего государства".
Далее мы стали получать разную информацию о том, что законопроект о противодействии бытовому насилию хотят свернуть, что отдельные госорганы пытаются самоустраниться от решения этой проблемы.
11 ноября мы провели большой онлайн-форум Альянса на котором представители женских НПО рассказали о масштабе проблемы в регионах.
Бытовое насилие – остается страшной социальной проблемой в нашей стране. Ежегодно в Казахстане около 400 женщин погибают от рук своих мужей и сожителей, а их дети попадают в детские дома или патронатные семьи. Это по сути признаки фемицида, потому что масштаб трагедии намного больше официальной статистики. За период пандемии уровень бытового насилия вырос на 41,7%, согласно официальной статистике МВД.
За 8 месяцев 2020 года в органы полиции поступило около 130 000 сообщений о бытовом насилии, но только по 30 000 тысячам было возбуждено административное производство и по 2 500 тысячам дел было возбуждено уголовное производство.
То есть, только по 25% случаев семейно-бытового насилия семейные агрессоры привлекаются к ответственности. В остальных случаях пострадавшие либо отказываются подавать заявление под давлением родственников, либо забирают свои заявления за примирением сторон.
Женщины и дети, оказавшиеся в ситуации безысходности из-за бытового насилия и отсутствия помощи со стороны государства, находят только единственный выход путем лишения себя жизни.
Согласно официальным данным, в регионах Казахстана растет количество попыток суицида. За пять месяцев 2020 года этот показатель увеличился более чем на 2,5 %. В 2019 году рост составил 7,4 %.
Последним резонансым случаем стал суицид молодой девушки Сымбат КУЛЖАГАРОВОЙ, которая перед смертью писала посты в социальных сетях о том, что не может получить никакой помощи от полиции и что существующая система не работает.
1. Сегодня необходимо всем: парламенту, правительству и общественности объединиться в искоренении бытового насилия, спасении казахстанских семей и защите жизней женщин, детей и людей с особыми потребности, которые больше всего страдают от этой страшной социальной проблемы.
2. Ввести законодательные нормы об ужесточении наказания за преступления в отношении женщин и детей, людей с особыми потребностями, которые страдают от бытового насилия.
3. Принять обоснованное решение по существу вопроса о создании уполномоченного органа по делам семьи, детей и молодежи, служб поддержки семьи на базе действующих молодежных ресурсных центров, либо центров "Бакытты отбасы".
4. Проводить работу с общественностью по разъяснению норм законопроектов по противодействию семейно-бытовому насилию.
5. Активизировать государственную информационную политику "нулевой терпимости" ко всем формам насилия, особенно в семье.
6. Нужно ввести квалифицирующий признак за совершение преступлений в "семейно-бытовой сфере".
7. Нужно ввести уголовную ответственность за причинение легкого вреда здоровью и побои, а также ввести отдельную статью в УК за преследование и травлю.
8. Действия лиц, совершающих насилие в отношении своих близких, должны получить адекватную общественной опасности оценку.
Если не будет принято волевое решение и не будет взят курс на укоренение решения проблем бытового насилия, а разработанные законопроекты о противодействии семейно-бытовому насилию не будут приняты, то среди женского населения, неправительственного сектора могут усилиться протестные настроения, которые сегодня итак усугубляются тяжелой социально-экономической ситуацией и пандемией коронавируса.
Невыполнение обязательств, взятых Казахстаном в связи с присоединением к международным Конвенциям о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка, могут нанести урон и международному имиджу, инвестиционной привлекательности государства.
Мы – все общественники, кто боролся весь этот год за законопроект, все кто предлагал инициативы по спасению нашего общества от бытового насилия, все журналисты, кто разъяснял нормы и поднимал эти проблемы в СМИ, мы все - неравнодушные граждане Казахстана должны победить в этой "битве за Сталинград".
Мы должны добиться принятия законопроектов о противодействии насилия в семейно-бытовой сфере, а также в создании реальной системы профилактики и борьбе с этой страшной социальной проблемой.
Мы написали еще одно письмо в адрес президента Республики Казахстан и просим максимальной поддержки!!!