Казахский той давно пора воспринимать не с позиций осуждения, а как естественную и уже неотъемлемую часть национальной экономики
Читая в ленте критику привычной для Казахстана традиции устраивать празднества на широкую ногу, сложно не удивиться прижившемуся в казахстанском обществе стремлению к самобичеванию.
Ну, да, справляют люди свадьбы, юбилеи, тусау кесу, и т.д. А разве это плохо? Если мероприятие происходит не за государственный счёт, то человеческое желание делиться радостью, если задуматься, достойно не только одобрения, но и поощрения.
Казахский той - душевный и роскошный - давно пора воспринимать не с позиций осуждения якобы неуместной расточительности, а как естественную и уже неотъемлемую часть национальной экономики, которая объективно приводит в движение скрытые шестерни определённого сегмента потребительского рынка страны.
Не хотелось бы повторяться, но все-таки именно потребитель в 21 веке становится универсальным локомотивом для экономики любого государства. Экономическая система, замкнутая на расширяющийся внутренний спрос, является уникальным механизмом формирования общего благосостояния. Конечно, немаловажно помнить при этом о таком важнейшем факторе как национальное производство.
Чем больше вы тратите, тем больше денег циркулирует внутри экономики, больше товаров реализуется, больше заказов для производителей, больше рабочих мест, больше доходов, которые, в свою очередь, снова вернутся в экономику через всё то же потребление. Плюс ко всему, там, где доходы - там и больше налогов для фондирования государством социальных программ. Отдавая в общий денежный поток условную тысячу тенге, вы, по разным экономическим и социальным каналам, получите обратно в два-три раза больше.
Потому и советы из разряда "жить нужно скромнее", при всём своём прилизанном здравомыслии, могут только навредить.
Скромностью должно отличаться государство, рачительно относясь к общей казне и не финансируя помпезные посиделки со свадебными генералами из международной тусовки. Потому что, как считала "железная леди" Маргарет ТЭТЧЕР, нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков. Вторил ей и легендарный президент США Рональд РЕЙГАН, говоривший: "проблема не в том, что люди якобы платят мало налогов, а в том, что правительство слишком много тратит".
Но государственная экономия правильными чиновниками средств налогоплательщиков и нарочитый аскетизм потребителей - это две большие разницы, как принято говорить в Одессе.
Есть любопытная история, как к данному вопросу прагматично подошли в Индии. Я прежде её уже рассказывал. Однако при возросшем в стране желании развивать туризм история остаётся актуальной, к тому же подсказывает оригинальные решения.
Продублирую её ещё раз.
***
Индийская свадьба по своему размаху ничем казахской не уступает. Праздновать индусы любят. И толк в этом деле знают. Средний размер свадебного торжества в стране Бхарат (официальное название Индии на хинди) составляет 400 человек и длится как минимум три дня. Очевидцы, побывавшие на индийских свадьбах, рассказывают, что это настоящий красочный калейдоскоп из золотых украшений, дорогих тканей, нескончаемых танцев, разнообразных яств, словом - пир на весь мир.
Предприимчивая молодая жительница Индии Орси ПАРКАНИ (Orsi Parkanyi), рационально рассудив, что такое добро не должно пропадать даром, подошла к вопросу нетривиально, создав сайт под названием JoinMyWedding.
Суть идеи элементарна. С одной стороны, в мире масса любопытных туристов, желающих узнать культуру и традиции народа Индии, что называется, изнутри, испытав эффект полного погружения, а роскошная индийская свадьба - прекрасная возможность нырнуть в национальную экзотику с головой.
С другой стороны, в Индии немало вступающих в брак пар, которые были бы не прочь как-то компенсировать свои свадебные издержки. Вот сайт и стал своего рода посреднической площадкой между первыми и вторыми.
Индийские пары размещают на сетевом ресурсе приглашения-билеты на своё предстоящее торжество, а желающие со всего мира их покупают. Сайт зарабатывает с каждого проданного билета свой процент.
На сегодня средняя цена одного приглашения на индийскую свадьбу составляет минимум $200.
Говорят, от желающих нет отбоя, а сама интернет-платформа уже заинтересовала не только представителей туристической индустрии Индии, но и Китая, где тоже любят праздновать красочно и с размахом. "Свадебный туризм", по оценке экспертов, один из самых перспективных туристических трендов в наши дни.
К слову, общий объём свадебной индустрии в Индии оценивается на сегодня в $36 млрд в год. И хотя это вдвое меньше, к примеру, оборота свадебной отрасли США, где крутятся свыше $72 млрд в год, тем не менее бизнес таких размеров уже внушает уважение.
Так что свадьба - это дело далеко не только личное, но и весомый вклад в экономику государства. Как бы непривычно это ни звучало.
Идея же сайта JoinMyWedding воплотила в жизнь сразу пару широко известных поговорок.
Во-первых, "деньги идут к деньгам". Поскольку вполне реализуется принцип: чем роскошнее мероприятие, тем больше желающих на него попасть - значит, и доходы от продажи билетов выше.
Во-вторых же, "если с явлением невозможно бороться, то его нужно организовать и возглавить". С эффективностью данного подхода сложно спорить.
Вот и в Казахстане, полагаю, вместо чрезмерного бичевания своих традиций, что не очень продуктивно, нужно рационально использовать их скрытый потенциал, развивая через традиции не только туристическую привлекательность страны, но и повышая доходную часть бюджета вновь создаваемых ячеек общества.
Тогда и стакан всегда будет наполовину полон, а не пуст. Вот и ещё одна поговорка пригодилась.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.