
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
В этом году отмечает свой семидесятилетний юбилей крупнейшая космическая гавань планеты Земля – космодром Байконур, начало строительству которого было положено 12 февраля 1955 года в Кзыл-Ординской области, недалеко от Сырдарьи. Здесь же одновременно с космодромом рос и новый город – Ленинск.
О некоторых малоизвестных моментах сложной истории появления Байконура и хотелось бы вспомнить в рамках этого проекта.
Про Байконур, который вовсе не стал "первым советским космодромом"
Байконур стал вторым. Потому как не прошло и года после окончания войны, как в Астраханской области появился полигон Капустин Яр, который и стал первым советским стендом для испытания космических ракет. И хотя до вывода первых аппаратов на орбиту там дело так и не дошло, начальные шаги в освоении космоса были сделаны именно оттуда.
Однако, когда перед страной встали более амбициозные задачи, выяснилось, что Капустин Яр не отвечал требованиям настоящей космической гавани. Вот что писал один из руководителей строительства Байконура генерал Михаил Георгиевич ГРИГОРЕНКО (который, кстати, принимал участие и в строительстве Капустина Яра, и Семипалатинского полигона):
"Уже к началу пятидесятых годов испытательный комплекс ракетно-космических систем Капустин Яр стал "малым". Он не удовлетворял возросшим требованиям развития космонавтики в стране. Густонаселенный промышленный район страны, стесненность территории, недостаточные мощности и габариты сооружений не позволяли отправлять в космос корабли и спутники следующих поколений. Назрела необходимость создания космодрома, который позволил бы открыть космическую эру человечества".
О том, почему же именно Казахстан оказался стал "космической гаванью" Советского Союза
При выборе места рассматривались многие регионы СССР. Но в конечном итоге остановились именно на Южном Казахстане. Потому что именно он наиболее полно соответствовал требованиям к "подбору места".
На весы были положены все плюсы и минусы.
Плюсы были следующими:
1. Южное положение. Известно, чем ближе к экватору, тем легче за счёт вращения Земли достигается космическая скорость ракеты.
2. Малонаселённость района падения отработанных ступеней.
3. Отсутствие негативного влияния на развитое сельское хозяйство.
4. Наличие мощной транспортной магистрали – железной дороги Оренбург-Ташкент
5. Присутствие источника пресной воды, которую обеспечивала ещё полноводная в те годы Сырдарья
А минусы?
1. Отсутствие энергетических мощностей, необходимых для такого энергоёмкого предприятия.
2. Дефицит рабочей силы и полное отсутствие квалифицированных работников.
3. Полная необеспеченность жильём (единственный населённый пункт вблизи – крохотная станция Тюра-Там с несколькими домиками).
"Плюсы" однако перевесили. "Минусы" предстояло вообще убрать с началом строительства.
"Самым подходящим местом я считаю район Аральского моря. Кругом пустыни, территории заселены чрезвычайно мало, для народного хозяйства ущерб минимальный, да и к экватору поближе". Таковы были аргументы Сергея КОРОЛЁВА на совещании в Кремле в конце 1954 года.
Про лес, который рос на месте космодрома, когда ничего ещё не было
Когда в 1955 году на Байконур (тогда ещё он, правда, не имел никакого названия, но я тут и далее буду использовать именно этот топоним) пришли первые строители, тут, кроме практически ненаселённой пустыни, не было почти ничего. И уже одно это не сулило никаких радостей этим пионерам.
Как вспоминал один из руководителей строительства Илья ГУРОВИЧ: "Тёплым солнечным днём я вышел из вагона на перрон маленькой железнодорожной станции. Несколько деревьев около здания небольшого вокзала, невысокая водонапорная башня, три кирпичных здания в один-два этажа, пара десятков мазанок и бескрайняя пустыня вокруг".
Добавлю, что водонапорная башня, здание вокзала и кирпичные здания были возведены ещё при прокладке Оренбургско-Ташкентской железной дороги, в самом начале XX века. Строителей космодрома взволновало и удивило, что на станции продолжала исправно работать маленькая насосная станция для заправки паровозов, которую с 1913 года обслуживал один и тот же механик!
А ещё больше поразила первопроходцев сосна, найденная неподалёку в пустыне. Откуда тут, в царстве саксаула, было взяться сосновому стволу в полметра диаметром и 10 метров длиной? "Дерево казалось свежеповаленным, - вспоминал ещё один строитель Байконура Левон АРЗАНОВ. – Как же мы изумились, когда, попробовав приподнять его, поняли, что это не под силу не только одному, но и всем вместе. Дерево было окаменевшее. Весило оно около 7-8 тонн".
Про первенца Байконура, родившегося 7 мая 1955 года
Было трудно. Но "трудности" - это не то, чем можно было опечалить и удручить тех людей, обоснованно считавших себя представителями "народа-победителя".
О том, что первостроители приезжали в казахскую степь не только работать, но и жить, свидетельствует характерная история, раскопанная к 30-летию Байконура пламенным "ленсменовцем", журналистом Евгением ГУСЛЯРОВЫМ. В те дни он задался простым вопросом, кого можно считать самым первым из всех рождённых на Байконуре. И обнаружил, что "первенцем" стал Виктор ДОВГУЛЬ, родившийся в семье тех, кто и приехал строить космодром в числе первых.
"Довгули Виктор Степанович и Мария Антоновна прибыли в эти места тридцать лет назад пятого мая. В голой, открытой ветрам степи было несколько глиняных мазанок местных жителей. У бочки с водой стояла охрана.
- Родился он у нас не просто... Теперь вспоминаем - и смешно, и грешно. Прибыли мы, значит, пятого. Целый эшелон был нас, первых здешних поселенцев. Женщины сразу разбежались в поисках жилья... Мы тоже в мазанку подселились. Жена еще убрать ее успела, побелила... Вечером прихожу я шестого, а тут уже началось. Я ей говорю: держись до утра. До утра, говорит, не могу... Тут еще на постой вдвоем не определились, а уже третий просится... На восходе солнца и родился"...
Про то, как советская космическая программа чуть не растворилась в пыли
Когда СССР приступил к строительству космодрома, страна всё ещё не восстановилась от разрухи Великой Отечественной. Тем не менее все необходимые средства и драгоценные стройматериалы направлялись на стройку в Казахстан без задержек. Ведь на кону стоял престиж страны – недаром среди рабочих периодически появлялись "слухи" о том, что на другом конце света такими же ударными темпами подымают свой космодром американцы. Когда впереди маячил прорыв "к звёздам", все прочие мечты просто меркли на этом фоне.
Космическая гонка уже начиналась, но пока что на земле. И это была в том числе и земля Казахстана. Строительную технику Байконуру поставляла вся страна. Часто в ущерб другим стройкам, которыми была буквально переполнена тогдашняя действительность.
И вдруг на строительстве в казахской степи один за другим стали отказывать новенькие, пришедшие прямо с конвейера автозавода "МАЗы". Десятки новых машин, не проработав и месяца, превращались в безмолвный металлолом. И никто не мог понять причин такого стремительного износа.
Из Москвы быстро прилетела грозная комиссия, состоявшая… Не только из одних автоэкспертов. Начались поиски виновных. Однако близилась оттепель, и греховность обнаружилась вовсе не там, где бы её наверняка нашли в прежние годы.
Виной всему была объявлена... Казахстанская пыль, которая легко проникала через неприспособленные воздухоочистители в цилиндры моторов и действовала почище, чем наждачный порошок! А пыль над стройплощадкой стояла такая, что её обилие само по себе сильно затрудняло строительство. Дело в том, что размолоченная тяжёлой техникой глинистая поверхность пустыни под действием ветровой эрозии быстро превращалась в непроходимую поверхность, испещрённую глубокими колеями.
Очевидец вспоминал: "Пыль над дорогой стояла такая, что зажжённые фары автомобиля пробивали её лишь на 15 – 20 метров, дальше ничего не было видно. Скорость автомобилей не превышала скорости медленно идущего пешехода".
Но Байконур всё же построили раньше американцев. 4 октября 1957 года именно отсюда началась "космическая эра" человеческой цивилизации. И это – неповторяемое достижение.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. Таким я увидел космодром Байконур и город Ленинск в самом конце советской эпохи.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!