Перед первой встречей с генсеком КПСС Рейган шесть раз посмотрел фильм "Москва слезам не верит".
Читая материалы по истории взаимоотношений США и СССР в 1980-е, наткнулся на интересный факт. В 1985-м перед первой встречей с генсеком КПСС Михаилом ГОРБАЧЁВЫМ, американский президент Рональд РЕЙГАН шесть раз посмотрел фильм "Москва слезам не верит".
Усидчивость Рейгана заинтриговала. Чтобы понять, что именно хотел высмотреть президент США в культовом советском фильме, решил фильм пересмотреть в компании с дочерью.
И вы знаете, где-то на середине просмотра меня как током шибануло: "Москва слезам не верит" - это же системно выстроенный продукт антисоветской пропаганды! И это не описка. Именно АНТИсоветской.
Не верите? А вот судите сами.
Какие сказки любят педалировать ностальгирующие по жизни в СССР господа? Полное равенство. Всеобщее обеспечение жителей страны бесплатными квартирами. Высокий моральный уровень и крепкие семейные ценности советских людей. Почёт и уважение человека труда.
Что ж, замечательно, давайте проведём экспресс-разбор фильма.
1. В СССР все были равны. Серьезно?
Создатели фильма "Москва слезам не верит" детально вырисовывают зрителю картину социальной стратификации советского общества. Роскошные хоромы в помпезной башне на Котельнической набережной - это мир номенклатурной элиты Москвы. А убогий быт трущобного вида дачных сарайчиков и нелепых огородных грядок - жизнь вырвавшихся из рабского статуса "лимиты" простых рабочих. От контраста глаза режет.
СССР гордо именовал себя "государством рабочих и крестьян", но хуже всех в СССР жили в массе своей как раз рабочие и крестьяне. Странно, не правда ли? К слову, суть двух советских понятий - "лимита" и "прописка" - до сих пор не могу объяснить дочери. Не укладывается у неё в голове - как это вообще возможно, чтобы подобные издевательства над свободами граждан могли быть возведены в ранг официальной политики государства.
2. В СССР не было проблем с жильём и все были обеспечены бесплатными квартирами. Да ладно?
Эпизод, в котором маман кинооператора Родиона, с перекошенным от злобы фейсом по-хабальски визгливо заявляет главной героине фильма Екатерине, что их малогабаритная хрущёвка никак не приспособлена для жизни 4-х человек, камня на камне не оставляет от сказочного тезиса. Кто жил в СССР, тот прекрасно знает, что ждать своей микроскопической жилплощади молодой семье Родиона и Кати пришлось бы лет 15. И вся перспектива лучших лет их жизни - мыкаться по съемным углам, либо комната фабричного малосемейного общежития с общими удобствами в конце коридора.
3. В СССР все люди были высокодуховными, а семьи крепкими. Неужели?
Вся нехитрая завязка мелодрамы строится на низости прилизанного хлыща Родиона РАЧКОВА, желающего жениться на дочери статусных родителей, за которую сначала выдаёт себя главная героиня, и тут же бросающего её, как только выясняется, что она обычная лимитчица без кола и двора, да ещё и беременная. И никакой "моральный кодекс строителя коммунизма" не мешает Родиону совершить обычную человеческую подлость.
А про крепкие семьи так и говорить не приходиться. Через весь фильм красной нитью
проходит тема матерей-одиночек, разводов, семейных измен. Это и детали жизни главной героини, и адюльтер с ней героя Олега ТАБАКОВА, и эпизод с Лией АХЕДЖАКОВОЙ, играющей директора клуба "Кому за тридцать". Не зря героиня Ахеджаковой озвучивает подробно неутешительную статистику по разводам в СССР. В общем, жизнь как она есть, без нимба идеологизированных сказок.
Сам факт, что Екатерина, успешная и самодостаточная женщина, не долго думая бросается на шею закомплексованному запойному алкашу Гоше (он же Гога, он же Жора), не умеющему принимать и гордиться карьерными успехами противоположного пола, заставляет сильно сомневаться в поголовном благополучии и счастье советских женщин.
4. В СССР воздавали должное человеку труда и любой мог добиться многого. Реально? Ну, может, и так.
В общем-то, жизненный путь Кати говорит именно об этом. От уровня бесправной лимиты она смогла дорасти до кресла директора крупной фабрики. Но даже здесь фильм подводит нас к неутешительному для СССР выводу.
Во-первых, на том же Западе невероятное изобилие примеров, когда люди с самых низов, благодаря своему усердию и таланту, достигали захватывающих высот. Вся "американская мечта" основана на убеждённости в том, что для упорных и трудолюбивых невозможного мало, и каждый человек - сам хозяин своей судьбы.
Ну, а во-вторых, посмотрите чем советское государство отблагодарило трудолюбие Екатерины. Будучи в статусе CEO крупной корпорации, за всю жизнь она смогла обзавестись раздолбанным "жигулёнком" ("...у тебя кардан стучит") и 2-комнатной квартиркой (по американским стандартам one bedroom - жильё бездетного начинающего специалиста), где у неё даже не было своей отдельной спальни. Помните эту полулюбовную сцену с Гошей, когда они лихорадочно сворачивают раскладной диван перед возращением дочери Екатерины из института? Немолодые ведь уже люди, а никакого privacy и условий для личной жизни. То есть в хоромы на Котельнической набережной Катерину - заслуженного производственника - государство не пустило.
Жила бы так Катя в той же Америке, пройди она аналогичный жизненный путь и дослужись до кресла CEO? Разумеется, нет. Люксовая квартира в деловом центре города, просторный дом в престижном пригороде, несколько автомобилей в распоряжении, пакет акций возглавляемой компании - самая заурядная материальная компенсация американскому СЕО за его труды.
P.S. Не берусь судить, что именно вынес для себя Рейган из советского фильма. Но можно представить, что он мог сказать Горбачёву во время встречи в приватной обстановке.
"Мистер Горбачёв, - мог начать Рейган, - я посмотрел одну из самых кассовых советских мелодрам. Не хочу показаться навязчивым и не стремлюсь лезть в дела вашей страны, но, если всё показанное и есть так называемая "счастливая" жизнь советских людей, то не кажется ли Вам, что было бы разумней, если бы ваша страна зарыла-таки топор войны с Западом и вместо безумных трат на бомбы и ракеты занялась созданием для советских людей действительно счастливой жизни?"
Горбачёв с Рейганом, как известно, неплохо в итоге поладили. И это было важно. Сегодня мало кто вспоминает те годы, но мир тогда стоял у очень опасной черты. Без преувеличений.
Помог ли советский фильм "Москва слезам не верит" лидерам двух стран нащупать взаимопонимание, никто, конечно, доподлинно не знает. Но знаю точно, детям нашим показывать фильм нужно. Вовсе не ради плевка в историю, как могут подумать некоторые горячие головы. А ради объективного и спокойного взгляда на неё. Чтобы дети наши строили такое будущее, в котором не придётся слёзы лить. Ведь слезам не верит не только Москва.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.