Фоторепортаж из прошлого от Андрея Михайлова
Ну, насчёт того, сколько тратили на проведение свадебного торжества в Советском Союзе, всё зависело не столько от благосостояния брачующихся, сколько от внутрисемейного представления о том, какой должна стать свадьба отпрысков. Чтоб запомниться на всю жизнь. Сами молодые редко платили за празднества, но имели право "заказать музыку". Кому-то важно было продемонстрировать всем окружающим силу и мощь своего чувства (а также кредитоспособность пращуров), а кто-то предпочитал скромную вечеринку, позволяющую потратить сэкономленные средства на обзаведение или свадебное путешествие.
В те достославные времена молодёжь редко тянула с созданием семьи. Так что в студенческой среде, к примеру, редкий орлик вылетал из стен родной альма-матер неокольцованным. Студенческие свадьбы, особенно вдалеке от родного дома, вообще-то славились своей нарочитой непритязательностью. И бесшабашной разнузданностью. На их проведение часто уходили собственные деньги молодых, полученные за работу в ССО, а потому и спрос с них был соответствующий. Вот уж где никто не акцентировал внимание на том, что было на столе, более упиваясь тем, что творилось вокруг.
Несколько особняком стояли сельские свадьбы, особенно "в глубинках" (а ещё особенней – в национальных). Где мало того, что ко всему подходили куда серьёзнее и капитальнее, но ещё сохранялись какие-то элементы традиционных брачных церемоний, о которых "помнили старики". Хотя, конечно, и там апофеозом служило закрепление акта представителем советской власти в сельсовете или клубе.
Несмотря на то, что свадебное торжество повсеместно дошло в СССР до 1970-80-х годов капитально выхолощенным и вычищенным "от пережитков" (в былые времена, как известно, церемония длилась несколько дней, а предшествующий процесс мог тянуться несколько лет), в данное время накатила волна некоего интереса к "наследию отцов". В основном в виде удалых "мальчишников", предваряющих знаменательный день и всяких весёлых манипуляций с невестой, которую нужно было отыскать и "выкупить". На выкуп, как правило, уходила пара-тройка бутылок горячительного, разлитое по гранёным стаканчикам оно неизменно размягчало даже самую грозную защиту.
Как, вообще-то, относились к спиртному на советских свадьбах? Очень даже положительно. Свадьбы без водки, по слухам, бывали, но… Где-то там, далеко, не в нашем районе – я по крайней мере ни одной такой не припомню (хотя сам был абсолютным трезвенником). Более того, море разливанное и составляло то заветное, что делало любую свадьбу полноценной и состоятельной. Ну, а если отмечали с полной отдачей, то, а особенно в рабочих компаниях и колхозах-совхозах… Какая свадьба - без драки?
Без драки, однако, обходились сплошь и рядом. А вот без танцев – никогда. В былые времена плясали под живую музыку. Гармонь, правда, я не застал, но иерихонские звуки вокально-инструментальных ансамблей запомнились ярко. Правда, чаще во времена моей юности танцевали под проигрыватель или магнитофон. А потом и вовсе начали приглашать живых "диск-жокеев" - со "звуком" и "светом".
Ещё одним непременным атрибутом советских свадеб позднего периода было обилие всяких импровизированных сценок, шутливых песен и весёлых монологов. На тему прелестей уходящей "вольной жизни" и сложностей "жизни семейной". Этакий подарок от креативных гостей для молодых и их родителей. Особенно характерно это было в студенческой и интеллигентской среде. Шутки, надо признать, далеко не всегда бывали политкорректными и безобидными. В общем, самым печальным персонажем на свадьбе часто бывал жених.
Где проходили застолья? Ещё в 1960-е в основном по домам, квартирам и комнатам в общежитиях. В лучшем случае – в ведомственных буфетах и столовых или фойе домов культуры. В этом случае вся тяжесть организации праздничного стола ложилась на родителей молодых. Продукты доставались в очередях. Отцы занимались закупом пития. Матери и бабушки проводили дни и ночи на кухнях. Столы-стулья, а также ложки-тарелки собирались по соседям. Если гости не вмещались в одной комнате, кому-то накрывали и в соседней. Летом могли отгулять и на улице, в саду возле дома.
Однако позже торжества начали постепенно перетекать в общественные пространства. Кафе, рестораны, но более в те же буфеты и столовые. Тогда же (в 1971 году) в Алма-Ате, напротив цирка, появился Дворец бракосочетания (чуть позже подобные возникли в Целинограде и некоторых других областных центрах Казахстана). Закрепить в нём (а не в ЗАГСе) юридически узы своего официального брака мечтали многие горожане. Да не у всех это получалось. Потому как, несмотря на постоянный конвейер брачующихся, осчастливить всех желающих Дворец не мог. Несмотря на то, что за первые 10 лет своей деятельности он осчастливил 50 000 алма-атинских молодых.
А ещё в Алма-Ате в 1974 году появился своеобразный магазин – салон молодожёнов "Юность" (на углу Фурманова-Шевченко), филиал ЦУМа, заточенный под нужды вступающих в брак. В нём, в том числе, всегда можно было без очереди приобрести свадебное платье для невесты или соответствующую ткань для него. А также лаковые штиблеты для жениха. Тут же покупались и заветные золотые кольца, призванные обозначить кардинальную перемену статуса граждан. Однако салон этот возник не просто так. И купить всё это предсвадебное добро было возможно только после подачи заявления в ЗАГС и получения соответствующей бумаги – "рекомендации на обслуживание".
Но, сложности только заводили и мобилизовали советского человека. И каждый первый из прародителей нынешних казахстанцев прошёл сквозь мытарства и таинства брака. (А многие и не по разу.) И были те свадьбы, может быть, несказанно более скромными по размаху, количеству гостей, ценности подарков, затраченным средствам, чем нынешние. Ну и что из того?
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: из архива Андрея Михайлова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!