Алма-Ата и Алматы. Танец сквозь время

4933 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 17 Июл 2022, 18:00

В Алматы состоялось открытие мемориальной доски легенде балетного искусства Казахстана Рамазану Бапову

На снимке: Жизель. Альберт-Р. Бапов, Жизель-Л.Рудакова.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Историческая правда и чиновничьи "завтраки"

Очень хорошо помню свой первый визит в театр оперы и балета, тот самый, который сейчас Национальный театр оперы и балета имени…

И свои детские зрительские впечатления тоже хорошо помню, хотя было мне тогда всего шесть лет. Театр поразил своей величавостью, красотой, бархатным занавесом! Смотрела я там “Щелкунчика” и в нем все помню до малейших деталей. Я словно побывала в сказке. Восхитительная музыка, невообразимая красота декораций, костюмов. Безумно понравился вальс цветов и снежинок - это было завораживающе. Но самым большим потрясением было не действо, а артисты балета, занятые в спектакле. Не верилось, да и не думалось тогда, что это обычные люди, такие же, как и зрители в зале. Для меня они были волшебниками, дарящими счастье. И такими остаются и сегодня.

Очень благодарна судьбе (и профессии) за возможность познакомиться, разговаривать, общаться со многими нашими артистами балета, настоящими талантами, великими мастерами.

9 июля в Алматы состоялось важное для культурной жизни города мероприятие – открытие мемориальной доски легенде балетного искусства Казахстана Рамазану БАПОВУ.

Это талантливейший, выдающийся мастер сцены, артист балета, хореограф-постановщик, педагог, Лауреат международных конкурсов, Заслуженный артист КазССР, Народный артист КазССР, Народный артист СССР (единственный в балетном искусстве Казахстана), Лауреат Государственной премии КазССР – перечислять его регалии можно долго.

На снимке: 1970-е. Бапов.

Он закончил выступать в конце 80-х, и я по-доброму завидую тем, кто видел его партии на сцене: Тайо в балете ЖУБАНОВОЙ “Легенда о белой птице”, Альберт в “Жизели” АДАНА, Зигфрид в “Лебедином озере”, Дезире в “Спящей красавице” ЧАЙКОВСКОГО, Базиль в “Дон Кихоте”, Солор в “Баядерке” МИНКУСА, Спартак в балете ХАЧАТУРЯНА, Козы в “Козы Корпеш - Баян Сулу” БРУСИЛОВСКОГО…

Открытие мемориальной доски из официального мероприятия превратилось в душевную встречу старых друзей. Конечно, были здесь и официальные лица – представители акимата, администрации театра, и это очень логично и правильно: Бапов – величина огромного масштаба! Но большинство собравшихся у дома знали Рамазана Саликовича много лет, дружили семьями, работали в театре, вместе выходили на сцену. Они вспоминали его уникальное трудолюбие, его музыкальность, пластичность, выразительность. Рассказывали свои истории, связанные с личностью Рамазана Саликовича, некоторые даже плакали. Были здесь и поклонники его творчества, такие как я. Пришли отдать дань памяти выдающемуся артисту. 

В этом доме Рамазан Саликович со своей супругой, коллегой, единомышленницей, соратницей Людмилой Георгиевной РУДАКОВОЙ жили с 1977. Людмила Георгиевна и сейчас живет здесь, в уютной квартире, где все напоминает о дорогом ей человеке. Говорит, что ничего не хочет переделывать – пусть дом этот будет таким, как при Рамазане…

Я была приглашена в этот дом накануне открытия доски, мы очень тепло и очень по-дружески говорили, пили кофе, смотрели фотографии. Этот дом – как музей. На стенах – портреты двух талантливейших артистов балета в разные годы их творчества и жизни. Но фотографий из дома не будет. Думаю, вы понимаете, почему – это пространство личное, закрытое. А душа, сердце Людмилы Георгиевны – открыты. Она рассказывала о своей жизни с Рамазаном Саликовичем просто, искренне…

На снимке: 1970-е.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Про настоящих героев

Познакомились они в театре. Людмила была тогда примой-балериной, а Рамазан – выпускником училища, только вернулся из Москвы в родной город…

- Это случилось, это судьба. Никто к этому не был готов, ни он, ни я. Но так случилось. Он приехал, ему 19 было, а мне 29 уже… Он как-то потом сказал, что когда заканчивал училище, ему его педагог Руденко сказал: “Вот, едешь в свою Алма-Ату, и первое, что ты должен сделать – выбрать хорошую партнершу”. Я Рамазану сказала: так, может, ты меня выбрал, потому что я прима? А он ответил: “Когда я зашел в театр, я не знал, кто там прима, но тебя увидел сразу”… И стал за мной наблюдать, как я хожу, как разговариваю… Его родители категорически были против меня, это естественно. Во-первых, я на десять лет старше, во-вторых, я неизвестно откуда взялась в этом доме. Рамазан пошел против родных. Один раз выступила мама, но потом она взяла свои слова обратно. Потом было все нормально, никаких ссор. В конце за ней ухаживала я, и хоронила ее я, - вспоминает Людмила Георгиевна.

На снимке: 1973. Лебединое озеро. Л. Г. Рудакова и Р. С. Бапов.

Читайте также
Кладбище Кенсай: подальше от суеты

Не понимаю, как Людмила Георгиевна все успевала: ходить на репетиции, выступать, вести домашние дела, блистать на премьерах… А еще семейная жизнь: муж, ребенок, дом. Говорит, что это было нетрудно. Их любовная лодка не разбилась об быт.

- У нас сначала и не было ничего. Когда Рамазан снялся в фильме "Ангел в тюбетейке", ему дали деньги. И мы купили шифоньер, это была единственная наша покупка тогда. Он до сих пор в идеальном состоянии. Деньги у нас появились позже, когда Юлечка родилась: Рамазан премию какую-то получил, купили ей кроватку. А мои декретные лежали нерасходованные. Я сказала, как рожу - скажу, что купить. Он купил ткань, купил чепчики, распашоночки. Мне разрешили ему позвонить, я позвонила, спрашиваю: что ты делаешь. А он говорит: глажу пеленки. Он ждал девочку. Пять недель беременности было, мы уже знали, что если девочка, то Юлечка, - вспоминает Людмила Георгиевна.

Людмила Георгиевна после родов вышла в театр через 20 дней - пропустила только “Дон Кихот” и “Чин-Томур”. “Чин-Томур” не удался, его больше не ставили в театре, а в “Дон Кихоте” Рудакова танцевала позже. Сейчас Юлечка, Юлия БАПОВА, живет в Стамбуле. Единственная дочь талантливой четы Бапов-Рудакова – талантливая пианистка, главный концертмейстер Стамбульского оперного театра.

Стамбул не был чужим городом и для Рамазана Саликовича – в 1988 году он туда уехал, работал в театре некоторое время. И Людмила Георгиевна была с ним, тоже работала. Она вспоминает жизнь в Стамбуле яркой, полной приключений.

- Был такой случай - я приехала к Рамазану, и как раз в Стамбуле находился Саша ВАСИЛЬЕВ (театральный художник, историк моды, искусствовед Александр Васильев – Е.М.), он тоже работал в театре в то время. А Саша любит Стамбул, хорошо знает город, все закоулочки… Мы тогда вместе много гуляли. И в районе старого города Саша показал нам необычную церковь – она стояла на крыше простого шестиэтажного дома. Поднялись туда, поговорили со священником. Оказалось, в XIX веке здесь было подворье скита, все шесть этажей занимали монашеские кельи и комнаты паломников, следующих дальше в Афон. Церковь и сейчас работает, из церковных окон открывается дивный вид на окрестности… А потом нас позвали к трапезе…Это был счастливый, хороший день, который мы потом часто вспоминали, - говорит Людмила Георгиевна.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Память сердца

Вот тут я чуть не подскочила – я это место помню, была там три недели назад с гидом. Древняя церковь Ильи Пророка входила в экскурсионный маршрут по старому городу. Помню, как я удивилась: большой старый дом, с красивыми широкими лестницами, а на крыше – церквушка.  Правда, сейчас вместо келий и комнат паломников – обычные квартиры. Но вид с крыши по-прежнему прекрасен…

После Стамбула Рамазан Бапов перебрался в Америку – получил предложение поработать там пару месяцев. Но остался на 14 лет. Открыл балетную школу, работал и в других частных школах. И все складывалось, казалось бы, очень хорошо. Но…

- Я и Юля, мы отказались жить в Америке категорически. Он вроде попытку сделал меня там оставить, он очень хотел, чтобы мы там жили. Я там была, и я места себе не находила. Хотя я бы там и работу себе нашла без проблем: меня пригласили, хотя не знали, что я жена Рамазана. Но здесь были мои родители, я не могла их бросить. И я там была как глухонемая – языки мне плохо давались. И я отказалась. А Юлечка в это время уже работала в Стамбуле. И любит она этот город, и там любят ее.

В 2007 году Рамазан Бапов по приглашению тогдашнего президента Казахстана НАЗАРБАЕВА вернулся на родину. И возглавил балетную труппу… Работал, он всегда много и упорно работал.

… Он умер в 2014 году. Умер рано, до обидного рано – ему было всего 67 лет. В Стамбуле тогда памяти артиста посвятили балет “Жизель”. Альберт в “Жизели” - одна из любимейших партий Бапова, можно сказать, визитная карточка артиста. И на памятной доске он – Альберт. А второе фото на доске – он в роли Спартака. Фотографии выбирали Людмила Георгиевна и Юлия.

На снимке: 1978 Спартак.

Читайте также
Про триумф монументализма отдельно взятого здания

- Рамазан был нежный, ласковый - лирик. И “Жизель” - это его партия по природе. А “Спартака” он любил, потому что мужественный мужчина. Он очень любил Спартака. Мы с дочерью отобрали фотографии, передали мастеру. Тут тоже была удивительная история. Оказалось, этот тот самый мастер, который делал каменный постамент для памятника на могиле Рамазана. Он посмотрел фотографии, говорит: “Я все понял, мне надо подумать”. Это было в воскресенье вечером, а в понедельник в 8 утра он мне уже прислал эскиз доски. На ней и “Спартак”, и “Жизель”. Мужественный и нежный Рамазан. Это как в сказке. За неделю доска готова была.

Но перед этим пришлось много побегать с оформлением самой доски – все не так просто, оказывается.

- Во-первых, оказалось, что все подлинники документов находятся в архиве, в музее. Они мне там как сказали: “Когда вам понадобятся документы, мы вам их дадим”. А когда понадобилось, мне ничего не дали. С большим трудом я получила документы. Написала заявление директору, и тогда они мне сделали копии. Эти копии мы с Дамиром (Дамир УРАЗЫМБЕТОВ – ученик Бапова - Е.М.) отдали в акимат. Потом мне сказали, что нужно ждать пять лет. Потом начался ковид, потом январские события, и сгорел акимат. Потом понадобились фотографии дома: мы с Дамиром сфотографировали со всех сторон. Нужны были подписи соседей, что они не возражают. Но жильцов старых осталось не так много, пять-шесть квартир. Многие квартиры сдаются, жильцов дома не бывает. Но мы все сделали, - улыбается Людмила Георгиевна.

И вот – долгожданное открытие мемориальной доски. Очень важный день для всех нас. Человек и его дела будут жить вечно, если есть благодарная память потомков. И тех, кто его знал лично. 

Благодаря теплым воспоминаниям друзей, близких, коллег Рамазана Бапова и Людмилы Рудаковой было в этот день трогательно и тепло. Добрая, душевная атмосфера.

Выступающие говорили тепло и искренне, рассказывали о своих встречах с Рамазаном Саликовичем, вспоминали совместные выступления, гастроли, работу. Высказывали слова благодарности и восхищения за терпение, за веру, за бесконечную любовь к балету, за стремление увековечить имя великого Рамазана Бапова его жене Людмиле Георгиевне - заслуженной артистке КазССР, приме казахстанского балета.

- За каждым талантом стоит женщина. Вот таким человеком, на которую опирался Рамазан в жизни, была Людмила Георгиевна Рудакова. Она нежно называла его “Ромашок”. Она его выпестовала. Он получил величайшее образование, он учился в лучшем учебном балетном заведении Советского Союза, но без нее он вряд ли состоялся таким, каким мы его знаем. А я бы отнес его к выдающимся танцовщикам СССР, таким как ВАСИЛЬЕВ, ЛАВРОВСКИЙ, ЛИЕПА. Рамазан стоял в одном ряду с этими именами… А все остальное было в руках Людмилы Георгиевны, - сказал на открытии мемориальной доски Алибек ДНИШЕВ, оперный певец, Народный артист СССР, Герой труда Казахстана.

И добавил: “Для меня это действительно торжественный день – день открытия мемориальной доски моему другу, выдающемуся танцовщику, ярчайшей звезде казахстанского и, я бы сказал, – мирового балетного искусства”.

Эдуард Джабашевич МАЛЬБЕКОВ, советский и казахский артист балета, педагог, Заслуженный артист Казахской ССР, вышел на сцену подтянутым, красивым, и говорил красиво. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Листая фотоальбомы

- Не забуду его первое соло – выход в балете “Лебединое озеро”. Он станцевал прекрасно – и это было понятно, ожидаемо... Но все сразу сказали, и присутствующие на сцене, и присутствующие в зале – появился истинный Принц. И он именно таким и был – принцем. Так он и прошел по жизни – очень достойно. И шел так всю свою творческую судьбу, всех принцев станцевал. Это было правильно: по своей натуре он был удивительно скромный человек, удивительно воспитанный, удивительно культурный. Интеллигентный, отзывчивый, добрый и вместе с тем сильный как личность, настоящий профессионал — таким мы его и помним”.

Эдуард Джабашевич – сам легенда, многие годы он был ведущим солистом Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, возглавлял Алма-Атинское хореографическое училище имени Селезнева (который, кстати, был его учителем когда-то), потом преподавал в нем.

- Он был очень ярким исполнителем, о нем всегда говорили и говорят как об эталоне высокого искусства. Он стал человеком достойнейшим. И когда он проявился, мы восхищались. Ему было сложно начинать, он из семьи железнодорожников. Но он получил блестящее образование, он стал величайшим мастером балета, он получил блестящую общую культуру. Не буду говорить о его блистательных выступлениях в Москве и в Варне (на фестивале в Варне Рамазан Бапов занял второе место, а первое было у Михаила БАРЫШНИКОВА - Е.М.), это всем известные факты. Я расскажу о другом его выступлении, в маленьком городе. Мы поехали в Жезказган, а там сцена крохотная, четыре на четыре метра. Ну где тут, казалось бы, может прыгать Рамазан, который всех поражал прыжками? Но он и там сыграл достойно, и как сыграл!.. Образ Спартака был ярким, поразительным, и зрители – жезказганцы тогда, надо признать, были далеки от высокого искусства – были в восторге, они унесли Рамазана на руках, - вспоминает Эдуард Джабашевич.

Читайте также
"Спартак" и его поклонники

- Это был совсем новый уровень исполнения классического мужского танца. Он привнес в мужской танец академизм, артистизм, чистоту исполнения, молодость, упование танцем. Его блестящая техника вращения, и особенно прыжки – высокие мягкие, кошачьи, его никогда не было слышно, - удивляли. И мы, студенты училища, на его творчестве, на его спектаклях учились, это для нас было как наглядное пособие. Нам очень повезло, - дополняет подробностями слова мэтра ТУКЕЕВ Мурат Орындыкбаевич, заслуженный артист Республики Казахстан, сам уже мэтр.

Мероприятие вроде бы закончилось, а гости не хотели расходиться. Разговаривали, вспоминали, обсуждали событие. А это действительно событие в культурной жизни города и в его истории. Рамазан Бапов был алмаатинцем и алматинцем, он здесь жил и здесь творил прекрасное. Хорошо, что доска есть – это память. Хорошо, что есть улица имени Бапова: 85 домов в Алатауском районе Алматы, это тоже память. В этом году Рамазану Бапову исполнилось бы 75 лет. Так что все случилось вовремя.

На снимке: репетиция балета Сильфида 1983-1984 г.

Но нет ни одного балетного зала его имени. А должен быть: благодаря творчеству, таланту Рамазана Бапова о казахстанской хореографии знает весь мир. Он достоин. Мы обязаны.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
Жизнерадостный пессимист
Кто-то сомневался, что рассмотрение петиции по утильсбору закончится провокацией?
Пролетариат – оружие олигарха
Как можно использовать ЭЦП в политической борьбе
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Новый шеф "КазМунайГаза" обернулся на Азию и Африку
История дружбы нефтегазовой отрасли Казахстан с инвесторами
Как предательство стало возможным
Послесловие к сериалу Марии Певчих "Предатели"
Европейский шлагбаум для китайских электромобилей
Евросоюз вслед за США решил ввести на импортируемые из Китая электромобили (EV) заградительные таможенные тарифы в размере от 17,4% до 38,1%
Кто кого кормил-одевал: какое место занимал Казахстан в составе СССР
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Дом за забором
Исторический объект в центре города закрыт металлическим ограждением
Скаков vs Ашимбетов: зачем в чужой земле зарывать по 1,5 млрд тенге
Традиция прокладывать сети стоимостью в миллиарды тенге, которые вряд ли будут использоваться, сложилась в Павлодарской области
Как "дочка" Qazaq Stroy предложила ТОО "ПКС" скидку в 7 тенге 14 тиын с каждой квартиры
В Алматы подвели итоги конкурса на покупку 140 двух- и трёхкомнатных квартир на 3,45 млрд тенге
В Усть-Каменогорске снова требуют привлечь акима к ответственности
На этот раз за превышение должностных полномочий
Актюбинка продавала машину и стала жертвой убийства
Перед смертью жертва звонила в ЧС и просила помощи
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.