Непридуманная история города в объективе фотографа
На снимке: Дом правительства
Люблю разглядывать старые фотографии. Особенно, если это фотографии родного и любимого города. Каким он был много лет назад, как он рос, строился, как менялся? Старые фото пусть частично, но все-таки могут ответить на эти вопросы, они – свидетели и хранители городской истории. Вот на этой, к примеру, написано "Дом правительства Казахстана, фотограф И.Н. Панов". На обороте. Хотите верьте, хотите нет.
Особое удовольствие – находить на фотографиях столетней давности знакомые черты и детали городского ландшафта. Те, которые дошли до нас. В виде старого дома, забора, окна….
И я не одна такая.
Старые фотографии, пропитанные временем, настоявшиеся в коктейле исторического прошлого, любопытны многим. А есть люди, которые такие фото коллекционируют. Тем более, что существуют целые наборы старых открыток-фотографий с видами города. Один из таких наборов мне выслал собиратель моментов городской истории, человек известный горожанам, но скромный – просил его имя не упоминать.
В онлайн-варианте выслал, конечно. И я залипла, разглядывая старые здания старого города – это фотографии 20-30-х годов прошлого века фотографа Ивана Панова.
На снимке: театр "Спартак".
В наборе – 53 открытки с видами Алма-Аты. Есть на фото места знакомые, а есть уже потерянные нами здания, такие как "Театр "Спартак" - именно так названа открытка. Я узнать место не смогла. Да и про сам театр ничего не знаю, к своему стыду… Если кто-нибудь располагает информацией об этом театре (или здании, или о чем-то ином, имеющем отношении к театрам того времени) и готов ею поделиться – буду рада.
"Все эти открытки я взял в свободном доступе, просто разложил их по номерам. Открытки Панова недорогие и не особо ценятся среди коллекционеров", - пояснил коллекционер.
Я покопалась в интернете, спрашивала и самого коллекционера, и других умных людей, и вот что выяснила. Возможно, для всех вас это и не новость, но я таких деталей не знала.
На снимке: сельскохозяйственный техникум.
История создания серии открыток о жизни советской Средней Азии начинается в 1922 году, когда в молодом советском государстве начала функционировать Ассоциация художников революционной России. Действуя под лозунгом "Культуру в массы", они выпустили несколько серий открыток просветительского содержания, одна из них - "Жизнь и быт народов СССР". Это было всего 18 открыток, выпущенных небольшим тиражом – 5000 экземпляров – с репродукциями картин, отображающих жизнь советских окраин того времени. Сейчас эти открытки - большая редкость.
Позже серию решили продолжить, но уже с пейзажными фотографиями. К тому времени Ассоциация слегка переименовалась – АХР, Ассоциация художников революции. Открытки, ими выпускаемые, имели большой успех, ведь на них изображались реальные виды – природа Крыма, Урала, Средней Азии.
На снимке: "Казакский краевой комитет ВКП (б)".
А в 30-х годах производство таких открыток было поставлено на поток. Это были уже привычные нам почтовые открытки, и их выпуск осуществлялся государственным издательством искусств в Москве. До 1930-го года оно именовалось "ГИЗ", после - "Изогиз", "изобразительное искусство".
Ну, а для создания таких открыток нужны были фотографы "на местах". Одним из них и был Иван Панов. Он – своеобразный летописец Семиречья, в его фотоработах отражены жизнь и быт того времени. Именно они, вот такие фотографы, и запечатлели для нас, потомков, ландшафты, уже почти исчезнувшие благодаря деятельности человека, и картины городских улиц и зданий, которых уже давно нет.
О самом Иване Панове известно мало. Или я плохо искала, что хорошо, простите за тавтологию – значит, есть надежда искать лучше и найти больше.
На снимке: И.Н. Панов - в центре с фотокофром.
Эту фотографию на сайте "Письма о Ташкенте" выставил коллекционер открыток Сергей ПРЯХИН, ныне уже ушедший в иной мир.
"К фотографу И.Н. Панову очень подходит пословица "Сапожник без сапог". Оставив память на фотографиях, он ни на одной не запечатлен сам. Во всяком случае, мне не удавалось найти его изображения. Да и вся жизнь этого замечательного фотографа прослеживается только благодаря его работам. И вот совсем недавно я получаю в свое собрание отпечаток И.Н.Панова с авторского негатива (хранящегося в архиве), на котором изображен Ташкентский сквер 1930 года, а на нем в группе людей (в центре с фотокофром) автопортрет Ивана Николаевича Панова (так указано в пояснительной записке к негативу!) Так значит, все же существует его фотография, и я нескончаемо этому рад!" - вот такой он оставил комментарий к этому фото.
Фото, кстати, интересно не только тем, что на нем есть известный фотограф. Там каждая деталь – исторический свидетель. И бюст Ильича в центре композиции, и фигура горниста на заднем плане, и плакат "Пятилетку за 4 года". И клумба-календарь. И люди на скамейке. Особенно люди. Смеющийся мужчина в узбекском халате – явно же не простой дехканин, но кто? Фотограф, друг Панова, коллега? Молодой человек в тюбетейке – что у него на груди? Значок, пропуск? Простым увеличением не удалось определить… Да и сам Иван Панов – вот как выглядел фотограф, создавший уникальные фотографии Семиречья…
Известно, что в 1929-1930 годах он работал в нашем регионе. Снимал Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан. Работал в Алма-Ате, Фрунзе, Ташкенте.
"Серия Фрунзе очень редкая. Видел всего несколько открыток. Было бы хорошо отыскать все его серии, касающиеся Семиречья", - рассказал коллекционер.
На снимке: мусульмане.
Действительно, было бы хорошо. Благодаря фотографиям Панова мы видим настоящую, не постановочную, не "прилизанную" жизнь региона. Если внимательно разглядывать такие фото, то можно многое узнать о жизни людей того времени – одежда, обувь, прически, предметы быта.
Эта фотография, кстати, - загадка для коллекционеров. Неизвестно точно, кто является ее автором – Панов или какой-то другой фотограф. В коллекции две разные открытки с одинаковым номером… Загадка, детектив, который еще предстоит разгадать.
На снимке: окружной суд.
А это фото здания окружного суда (на обратной стороне открытки написано коротко "Окрсуд") города Алма-Аты было сделано Пановым на улице Гоголя. Про саму улицу я писала вот тут.
А окружной суд стоял на пересечении улицы Гоголя с улицей Карла Маркса, ныне это улица имени Кунаева. Изначально же, до июня 1919 года, она называлась Капальской, переходила в Капальский тракт. А сам Капал тогда был большим городом, он был больше Верного и старше его. Именно в Капале с середины XIX века формировались все географические и этнографиечксие экспедиции для изучения Заилийского края. Заилийский – это значит "за Или", то есть речь шла про наш край. Город Капал был назван так в честь Капал-батыра, известного военачальника конца XVI века.
Отвлеклась, вернусь в Верный, в котором Капальская улица сложилась в конце XIX века, на ней располагались лавки торговцев и скупщиков, мастерские ремесленников, всевозможные конторы – как частных компаний, так и муниципальных ведомств. Нашла информацию, не до конца проверенную, что окружной суд в этом здании был и в досоветские времена – в 1905-1916 годах. Судя по открытке, здесь же находился и окружной суд в 30-е годы. А само здание простояло до конца 70-х и было снесено при строительстве жилого дома. Адрес тогда у него был - Гоголя, 42.
Такие открытки продавали по 5 копеек – на обратной стороне есть информация о стоимости. Но Челябинская серия, оказывается, реализовывалась с "наценкой" - по 10 копеек. Вырученные деньги шли на благотворительные цели: Челябинская окружная детская комиссия использовала их на улучшение условий жизни беспризорников.
На снимке: КазГУ.
Но нам, казахстанцам, интересны в большей степени его среднеазиатские работы. К примеру, вот на этой открытке отображено здание, алматинцам хорошо знакомое – сейчас здесь размещается институт "Сорбонна-Казахстан". А сам дом был построен в конце XIX века для Верненской мужской гимназии. Точнее, прогимназии. До 1917 года так назывались учебные заведения для девочек и мальчиков с неполным гимназическим курсом образования – 4 или 6 классов. Для нашего региона, Туркестана, решение создать такое учебное заведение было прорывом в области образования, в те времени ничего подобного здесь не было.
История такова. Специальным указом Общего Собрания Государственного совета в 1875 году в Туркестане были основаны две прогимназии – в Ташкенте и у нас. Строились эти гимназии по одному проекту – инженера ЯНЧЕВСКОГО, и время строительства примерно одинаковое – 1882-1883 годы. Но в верненский проект были внесены некоторые дополнительные детали. Цитирую профессора архитектуры Виктора Александровича НИЛЬСЕНА (1871-1949): "…архитектура их отличается от Ташкентского оригинала применением оштукатуренных фасадов с более тонким рисунком деталей, осуществленных под руководством городского архитектора ГУРДЭ".
(Не знаю, когда он это сказал и по какому поводу. Скорей всего, в бытность свою инженером-архитектором в городе Санкт-Петербурге. И точно до 1901 года. Ибо потом он перебрался в Мариуполь и там занял должность городского архитектора. И далее вся его жизнь протекала именно там, там же он и умер, и там есть улица его имени и памятники ему – человеком он был известным, специалистом высокого уровня и авторитетом в области архитектуры непререкаемым.)
Прогимназии – обе, и ташкентская, и верненская – были преобразованы в гимназии в 1881 году. А еще через год верненская гимназия получила собственное здание. А через пять лет случилось Верненское землетрясение, и мужская гимназия в нашем городе была разрушена полностью. Впрочем, как и многие другие каменные здания города. В 1895-м году было построено новое здание, деревянное. Которое мы и видим на открытке. Это было самое крупное учебное заведение города Верного: в 1899 году в Верненской мужской гимназии обучалось 260 учеников, а в 1905 году – уже 343.
После революции в здании располагалась школа им. Л. Толстого, потом Казахский педагогический институт. А в 1933 году на базе трех факультетов института был образован Казахский государственный университет, сейчас КазНУ.
Цитирую сайт КазНУ: "Казахский государственный университет (КазГУ) был открыт 15 января 1934 года. 19 января 1934 г. в здании бывшей Верненской гимназии (ул. Казыбек би, 18, бывшая Советская) приступили к занятиям 54 студента, в том числе 32 - физико-математического и 22 - биологического факультетов".
После пожара 1934 года здание было перестроено. Скорей всего, именно тогда и был надстроен второй этаж, и здание приобрело тот облик, который мы сейчас наблюдаем.
Позже университет разросся и съехал в другие помещения, а в дом вселился один из факультетов нынешнего КазНПУ имени Абая. Ну а потом, уже после 2014-го года, здесь обосновался университет "Сорбона-Казахстан".
Вот так! Фактически городская история образования в одном фото.
Ведь кроме недолгого пребывания в здании Верненского городского комитета Коммунистического Союза молодёжи, здесь всегда были образовательные учреждения…
На снимке: гостиница "Джетысу".
Еще одно интересное для жителей города Алматы фото авторства Панова – гостиница "Джетысу", точнее, "Номера Джетысу". Гостиница находилась на улице 19-го февраля (бывш. Октябрьская, ныне ул. Айтеке би), между Фонтанной (ныне ул. Тулебаева) и Капальской, дом № 61/49.
Надо сказать, гостиниц "Джетысу"» в советские времена в нашем городе было несколько (популярное название!), у каждой своя история, и я им посвящу отдельный материал.
А эта открытка ценна еще и тем, что на обратной стороне есть письмо – некая Татьяна Григорьевна Фельдман пишет из Новосибирска "дорогой Татьяне". Адрес есть – Москва, Остоженка, и номер дома, и квартира. Есть штемпель, на котором Новосибирск еще Ново-Сибирск… Да и само послание на открытке – кусочек чьей-то жизни, уже история: "Очень холодно, мороз и леденящий ветер. Сибиряки в шубах, а мы в легких пальтишках. Живем в общежитии, мужчины и женщины вместе. Тяжко…". Вот где полет для творчества! Покопаться в архивах – и выудить целый роман или сценарий для сериала. С элементами драмы, а то и трагедии, и все на реальных событиях. Непридуманное. Настоящее…
А я говорю "спасибо" человеку, со мной открытками поделившимся. Теперь буду потихоньку их разбирать, разглядывать, отыскивать истории, с ними связанные, и делиться ими с вами. Если, интересно, конечно.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!