Нужно спасти БАО
(Сразу поясню. НеЭксперт тут только я. И мнение моё личное. Другие же люди, мнения которых я тут привожу, это настоящие эксперты в туризме и горах. И тем ценны их замечания.).
На прошлой неделе открыли Большое Алматинское озеро. Не географически открыли. В этом смысле оно известно давно, уже много веков.
А открыли для проезда. Три года назад это удивительной красоты озеро было закрыто для транспорта. В феврале "в связи с аварийным состоянием дороги к Большому Алматинскому озеру 21.02.2020 года АО "НК "КазАвтоЖол" установил контрольно-пропускной пункт". Были введены "ограничения для движения автотранспортных средств в связи с образованием дефектов в виде глубоких промоин и сужения проезжей части (горная местность)". И три года туда могли подниматься только машины службы национального парка, дорожных органов, пограничной заставы, Управления туризма города Алматы, научных баз: метеорологической, гидрологической и космостанции.
А прочий транспорт подняться просто так не мог. Только велосипедисты и пешие туристы эти три года видели озеро. Ну еще те, кто каким-то чудом ехал вверх на чьих то машинах.
Как это случалось, науке, то есть официальным службам, неизвестно. Но все знали: есть там ушлые ребята, которые увезут за 20-30 тысяч тенге хоть на макушку горы.
Но я сейчас про них не буду. Я про нас, про законопослушных граждан. Которым сказали" "нельзя, ремонт!", они и не поднимались на своих машинах. Шли пешком, ехали на велосипедах. Потому что без этого озера алматинцам, тем из нас, кто ходит в горы, ну никак нельзя… Без него скучаешь, тоскуешь и печалишься.
Это очень красивые места. И озеро, и его окрестности. Живописное ущелье, уходящие ввысь горы. И ощущение, что ты стоишь на крыше мира. Ну ладно, не мира, но на крыше города точно.
Само Большое Алматинское озеро, или БАО, как коротко называют его алматинцы, находится на высоте 2511 метров. Расстояние от Алматы – километров 20-25. Так что город действительно внизу, и с некоторых мест видно его очень хорошо.
Место это туристы-альпинисты всегда любили: в советские времена был даже маршрут пешеходный через БАО на Иссык-Куль. Я ходила раза три этим маршрутом. Потом мы от Кыргызстана огородились пограничными кордонами, и маршруты были закрыты…
А над озером возвышаются три любимых местными восходителями вершины: пик Советов (4317 м), пик Озерный (4110 м) и пик Турист (3954 м).
Озеро имеет тектоническое происхождение. И возникло, как и большинство наших горных озер, в результате землетрясения около 2 тысяч лет назад. Или 5 тысяч, или 10… О времени возникновения ученые еще спорят, а в тектоническом происхождении водоема почти уверены: об этом свидетельствует котловина сложной формы, обрывистые берега и высокогорное расположение.
Когда-то местные жители его называли Жасылколь - Зеленое озеро по цвету воды, и Охристое называли, вокруг него скалы красноватого оттенка. А Большим Алматинским озеро стало в середине 20 века. Оно расположено в русле реки Большая Алматинка, и именно река дала ему название. А не потому, что большое, как я думала долгие годы. Да и небольшое оно на самом деле. Его длина всего лишь 1600 метров, ширина примерно километр, максимальная глубина 40 метров.
А вода в озере действительно зеленая. А еще синяя, голубая, серая, лазурная. Все время меняется. И всегда невероятно красивая.
А еще тут наблюдается (наблюдалась) уникальная флора и фауна. Вокруг озера лиственные и еловые леса, а в них растут более тысячи видов растений, 36 из которых занесены в Красную книгу. Есть и краснокнижные животные. Тянь-шаньский бурый медведь, дикий кот манул, куница каменная и рысь туркестанская, речная выдра. А еще тут водятся маралы, кабаны, косули, волки, лисы, множество птиц. Но я не биолог, знания мои тут только из интернета и со слов более грамотных товарищей.
Купаться в озере (и даже походить к нему) сейчас нельзя. И ставить палатки у озера тоже нельзя. А я помню времена, когда таких запретов не было, мы брали воду из озера для чая и супа, готовили все на кострах и жили в палатках прямо на берегу. Впрочем, людей тогда много в горы не ходило. Две-три палатки в выходные виднелись, и урона природе от нашей туристической деятельности не было почти никакой…
А потом в горы ринулись все. И в 2015-2019 годах БАО из удивительно чистого, прекрасного места превратилось стараниями равнодушных вредителей в помойку, ехали все большими и малыми компаниями, устраивали пикники, бросали мусор. И это была беда...
А дорога туда всегда была ужасной – узкая и извилистая, и все время в гору. А еще камнепады и горные ключи, которые били прямо из дороги – такое создавалось впечатление. Так что все даже обрадовались, что за ремонт дороги наконец-то взялись. И три года что-то там делали. А мы не переставали бывать на озере, ходили туда время от времени пешочком и "по трубе" (кто там был, тот знает, о чем это я). Но "мы" - это, конечно, не все желающие увидеть красоту БАО, а лишь крохотная часть. Остальные ждали, когда же ремонт закончится.
И вот случилось.
- Дорогу до БАО открыли. 545 тенге за въезд в Иле-Алатауский НацПарк, которые можно оплатить через банк. На этом хорошие новости заканчиваются. Мы 3 года ждали после закрытия на ремонт решения, которое позволило бы заниматься спортом, альпинизмом, туризмом в этом ущелье. Но за 3 года ничего не произошло: дорога в аварийном состоянии, не готовая к потоку машин, полное отсутствие парковочных мест на протяжении всех трассы, непредсказуемое и нелогичное поведение пограничных служб. И теперь дорогу просто открыли… - говорит Ада МОЛГАЧЕВА, главный инструктор Школы альпинизма Алматы.
И все ринулись на БАО! Весь город!
Что понятно. Все же ждали этого часа, все хотели увидеть красоты гор и чистоты горного воздуха.
Красота есть, никуда не деть. Про чистоту – не уверена. Слишком большие вереницы машин устремились вверх. Припарковаться было негде, машины стояли плотно-плотно. Проехать было невозможно – как в центре города в час пик.
И экологи, общественники и просто неравнодушные люди схватились за голову. Что делать? Как быть?
Ведь при всей своей красоте и великолепии это озеро еще и стратегически важный объект.
- Вода из БАО используется для некоторых районов города как питьевая вода. Подъезд машин вплотную к озеру ускорит процесс загрязнения воды, ну и массы людей вокруг ни к чему хорошему не приведут.
Более того, за 3 года запрета въезда автомобилей там начал развиваться пеший и велосипедный туризм, и это было здорово.
В любом случае, прошу акимат Алматы ещё раз вникнуть в этот вопрос и специальным решением запретить въезд автомобилей в эту зону, - мнение моего коллеги Малика КУШМУХАНОВА.
Давненько я не помню такого единодушия среди экологов, общественников и других неравнодушных алматинцев. Даже гиды, которые, казалось бы, должны радоваться открытию такого уникального туристического объекта, рады далеко не все. Точнее, рады, но с условиями.
- Что открыли - хорошо. Запреты и шлагбаумы - только ещё один рассадник местной коррупции.
Люди должны иметь возможность видеть свои красоты.
Ажиотаж спадет, он сейчас именно из-за того, что на три года ущелье закрыли под предлогом ремонта дороги и благоустройства территории. Но не сделали вообще ничего.
Поток машин можно спокойно регулировать, сделав открытый доступ лишь ночью с нуля до шести утра. Кому надо, доедут.
Но в этом случае днем должен ходить какой-то альтернативный транспорт на регулярной основе.
Парковки хорошие, естественно. И туалеты.
Проблема мусора решается просто: система больших штрафов, инспекция, камеры. Всё давно придумано и работает в Европе, в США, - мнение горного гида Михаила КАЙМИРАСОВА.
А Александр ГАБЧЕНКО, горный и вело гид, тоже выступает за такую же схему:
- Открыть дорогу на БАО – это очень логичное и правильное решение для Казавтожол - организации, которая не имеет никакого отношения к охране природы.
А вот для нацпарка такое решение совершенно нелогично. Мы же видим, что за три года, когда проезд к озеру был закрыт, здесь стало чище, лучше, приятнее. И мы помним жутчайший ужас, который творился там до 2019 года, когда был свободный проезд.
И плохая новость в том, что нацпарк никак не собирается регулировать этот момент, хотя контроль антропогенной нагрузки – это его прямая задача.
Хорошим решением здесь был бы какой-то диверсифицированный подход. Примерно такой, какой сложился по дороге Медео-Шымбулак, там в дневное время ходят электротакси и маршрутки. Здесь, на БАО, тоже было бы неплохо такое устроить. Это сразу же решило бы проблему мусора, ведь в багажнике такси много не провезешь.
Однако на Большом Алматинском очень много служб работает: космостанция, метеостанция, много интересов со стороны проводников горных, федерации альпинистов, спасателей. Им надо туда проезжать, и этот вопрос тоже можно легко решить. Например, определить часы свободного проезда с трех утра до пяти-шести утра, когда который по предоставлению удостоверения федерации, сотрудника МЧС, специалиста организации можно проехать. И дальше работать или уйти на восхождение, организовать тренировку и так далее. А в дневные часы только всевозможные такси и маршрутки могут проезжать.
Конечно, надо думать. Может сделать онлайн-очередь на посещение БАО? Пусть желающие туда попасть заранее записываются, за 3-5 дней проходят онлайн-регистрацию. И только определенное количество, к примеру, 200 человек в день. И все. А остальные ждут. И это позволит минимизировать воздействие антропогенных факторов.
А наиболее полно и точно описала все потенциальные действия Ада Молгачева:
- Что мы можем реально сделать, чтобы сохранить природу Большого Алматинского Озера, сберечь уникальную флору и фауну и иметь возможность совершать восхождения, заниматься спортом в горах?
Идеально было бы какое-то системное решение, включающее в себя:
— капитальный ремонт дороги;
— ограничение на проезд для всех видов транспорта (ДВС, электро, газ, мото, эндуро, типа вело, которые на самом деле эндуро);
— организация общественного транспорта (автобусы по расписанию);
— возможность проезда в ночное время суток (с 2:00 до 6:00) для доступа в отдаленные районы альпинистам, туристам, фрирайдерам.
Нужно спасти БАО!.
Да, БАО нужно спасти. От нас самих. Иначе мы сами будем потом рыдать над угробленным неразумными действиями (бездействием точнее) озером.
И не надо рассказывать, что туризм надо развивать. При таком развитии самого туризма может и не остаться вовсе – нечего будет показывать.
Фото: Михаила Каймирасова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!