Алма-Ата и Алматы. Неэкспертное мнение

17109 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 03 Сен 2023, 16:30

Нужно спасти БАО

(Сразу поясню. НеЭксперт тут только я. И мнение моё личное. Другие же люди, мнения которых я тут привожу, это настоящие эксперты в туризме и горах. И тем ценны их замечания.).

Читайте также
Хроники Верного. Неожиданный Зенков

На прошлой неделе открыли Большое Алматинское озеро. Не географически открыли. В этом смысле оно известно давно, уже много веков.

А открыли для проезда. Три года назад это удивительной красоты озеро было закрыто для транспорта. В феврале "в связи с аварийным состоянием дороги к Большому Алматинскому озеру 21.02.2020 года АО "НК "КазАвтоЖол" установил контрольно-пропускной пункт". Были введены "ограничения для движения автотранспортных средств в связи с образованием дефектов в виде глубоких промоин и сужения проезжей части (горная местность)". И три года туда могли подниматься только машины службы национального парка, дорожных органов, пограничной заставы, Управления туризма города Алматы, научных баз: метеорологической, гидрологической и космостанции. 

А прочий транспорт подняться просто так не мог. Только велосипедисты и пешие туристы эти три года видели озеро. Ну еще те, кто каким-то чудом ехал вверх на чьих то машинах. 

Как это случалось, науке, то есть официальным службам, неизвестно. Но все знали: есть там ушлые ребята, которые увезут за 20-30 тысяч тенге хоть на макушку горы.

Но я сейчас про них не буду. Я про нас, про законопослушных граждан. Которым сказали" "нельзя, ремонт!", они и не поднимались на своих машинах. Шли пешком, ехали на велосипедах. Потому что без этого озера алматинцам, тем из нас, кто ходит в горы, ну никак нельзя… Без него скучаешь, тоскуешь и печалишься.

Это очень красивые места. И озеро, и его окрестности. Живописное ущелье, уходящие ввысь горы. И ощущение, что ты стоишь на крыше мира. Ну ладно, не мира, но на крыше города точно. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Горная болезнь и ее высокие последствия

Само Большое Алматинское озеро, или БАО, как коротко называют его алматинцы, находится на высоте 2511 метров. Расстояние от Алматы – километров 20-25. Так что город действительно внизу, и с некоторых мест видно его очень хорошо.

Место это туристы-альпинисты всегда любили: в советские времена был даже маршрут пешеходный через БАО на Иссык-Куль. Я ходила раза три этим маршрутом. Потом мы от Кыргызстана огородились пограничными кордонами, и маршруты были закрыты…

А над озером возвышаются три любимых местными восходителями вершины: пик Советов (4317 м), пик Озерный (4110 м) и пик Турист (3954 м).

Озеро имеет тектоническое происхождение. И возникло, как и большинство наших горных озер,  в результате землетрясения около 2 тысяч лет назад. Или 5 тысяч, или 10… О времени возникновения ученые еще спорят, а в тектоническом происхождении водоема почти уверены: об этом свидетельствует котловина сложной формы, обрывистые берега и высокогорное расположение.

Когда-то местные жители его называли Жасылколь - Зеленое озеро по цвету воды, и Охристое называли, вокруг него скалы красноватого оттенка. А Большим Алматинским озеро стало в середине 20 века. Оно расположено в русле реки Большая Алматинка, и именно река дала ему название. А не потому, что большое, как я думала долгие годы. Да и небольшое оно на самом деле. Его длина всего лишь 1600 метров, ширина примерно километр, максимальная глубина 40 метров. 

А вода в озере действительно зеленая. А еще синяя, голубая, серая, лазурная. Все время меняется. И всегда невероятно красивая.

А еще тут наблюдается (наблюдалась) уникальная флора и фауна. Вокруг озера лиственные и еловые леса, а в них растут более тысячи видов растений, 36 из которых занесены в Красную книгу. Есть и краснокнижные животные. Тянь-шаньский бурый медведь, дикий кот манул, куница каменная и рысь туркестанская, речная выдра. А еще тут водятся маралы, кабаны, косули, волки, лисы, множество птиц. Но я не биолог, знания мои тут только из интернета и со слов более грамотных товарищей.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Сель в разрезе городской истории

Купаться в озере (и даже походить к нему) сейчас нельзя. И ставить палатки у озера тоже нельзя. А я помню времена, когда таких запретов не было, мы брали воду из озера для чая и супа, готовили все на кострах и жили в палатках прямо на берегу. Впрочем, людей тогда много в горы не ходило. Две-три палатки в выходные виднелись, и урона природе от нашей туристической деятельности не было почти никакой…

А потом в горы ринулись все. И в 2015-2019 годах БАО из удивительно чистого, прекрасного места превратилось стараниями равнодушных вредителей в помойку, ехали все большими и малыми компаниями, устраивали пикники, бросали мусор. И это была беда...

А дорога туда всегда была ужасной – узкая и извилистая, и все время в гору. А еще камнепады и горные ключи, которые били прямо из дороги – такое создавалось впечатление. Так что все даже обрадовались, что за ремонт дороги наконец-то взялись. И три года что-то там делали. А мы не переставали бывать на озере, ходили туда время от времени пешочком и "по трубе" (кто там был, тот знает, о чем это я). Но "мы" - это, конечно, не все желающие увидеть красоту БАО, а лишь крохотная часть. Остальные ждали, когда же ремонт закончится.

И вот случилось.

Дорогу до БАО открыли. 545 тенге за въезд в Иле-Алатауский НацПарк, которые можно оплатить через банк. На этом хорошие новости заканчиваются. Мы 3 года ждали после закрытия на ремонт решения, которое позволило бы заниматься спортом, альпинизмом, туризмом в этом ущелье. Но за 3 года ничего не произошло: дорога в аварийном состоянии, не готовая к потоку машин, полное отсутствие парковочных мест на протяжении всех трассы, непредсказуемое и нелогичное поведение пограничных служб. И теперь дорогу просто открыли… - говорит Ада МОЛГАЧЕВА, главный инструктор Школы альпинизма Алматы.

И все ринулись на БАО! Весь город!

Что понятно. Все же ждали этого часа, все хотели увидеть красоты гор и чистоты горного воздуха.

Красота есть, никуда не деть. Про чистоту – не уверена. Слишком большие вереницы машин устремились вверх. Припарковаться было негде, машины стояли плотно-плотно. Проехать было невозможно – как в центре города в час пик.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Сирень нашего города

И экологи, общественники и просто неравнодушные люди схватились за голову. Что делать? Как быть?

Ведь при всей своей красоте и великолепии это озеро еще и стратегически важный объект.

Вода из БАО используется для некоторых районов города как питьевая вода. Подъезд машин вплотную к озеру ускорит процесс загрязнения воды, ну и массы людей вокруг ни к чему хорошему не приведут.

Более того, за 3 года запрета въезда автомобилей там начал развиваться пеший и велосипедный туризм, и это было здорово.

В любом случае, прошу акимат Алматы ещё раз вникнуть в этот вопрос и специальным решением запретить въезд автомобилей в эту зону, - мнение моего коллеги Малика КУШМУХАНОВА.

Давненько я не помню такого единодушия среди экологов, общественников и других неравнодушных алматинцев. Даже гиды, которые, казалось бы, должны радоваться открытию такого уникального туристического объекта, рады далеко не все. Точнее, рады, но с условиями.

Что открыли - хорошо. Запреты и шлагбаумы - только ещё один рассадник местной коррупции.

Люди должны иметь возможность видеть свои красоты.

Ажиотаж спадет, он сейчас именно из-за того, что на три года ущелье закрыли под предлогом ремонта дороги и благоустройства территории. Но не сделали вообще ничего.

Поток машин можно спокойно регулировать, сделав открытый доступ лишь ночью с нуля до шести утра. Кому надо, доедут.

Но в этом случае днем должен ходить какой-то альтернативный транспорт на регулярной основе.

Парковки хорошие, естественно. И туалеты.

Проблема мусора решается просто: система больших штрафов, инспекция, камеры. Всё давно придумано и работает в Европе, в США, - мнение горного гида Михаила КАЙМИРАСОВА.

Читайте также
Реальные радости призрачного посёлка

А Александр ГАБЧЕНКО, горный и вело гид, тоже выступает за такую же схему:

Открыть дорогу на БАО – это очень логичное и правильное решение для Казавтожол - организации, которая не имеет никакого отношения к охране природы.

А вот для нацпарка такое решение совершенно нелогично. Мы же видим, что за три года, когда проезд к озеру был закрыт, здесь стало чище, лучше, приятнее. И мы помним жутчайший ужас, который творился там до 2019 года, когда был свободный проезд.

И плохая новость в том, что нацпарк никак не собирается регулировать этот момент, хотя контроль антропогенной нагрузки – это его прямая задача. 

Хорошим решением здесь был бы какой-то диверсифицированный подход. Примерно такой, какой сложился  по дороге Медео-Шымбулак, там в дневное время ходят электротакси и маршрутки. Здесь, на БАО, тоже было бы неплохо такое устроить. Это сразу же решило бы проблему мусора, ведь в багажнике такси много не провезешь.

Однако на Большом Алматинском очень много служб работает: космостанция, метеостанция, много интересов со стороны проводников горных, федерации альпинистов, спасателей. Им надо туда проезжать, и этот вопрос тоже можно легко решить. Например, определить часы свободного проезда с трех утра до пяти-шести утра, когда который по предоставлению удостоверения федерации, сотрудника МЧС, специалиста организации можно проехать. И дальше работать или уйти на восхождение, организовать тренировку и так далее. А в дневные часы только всевозможные такси и маршрутки могут проезжать.

Конечно, надо думать. Может сделать онлайн-очередь на посещение БАО? Пусть желающие туда попасть заранее записываются, за 3-5 дней проходят онлайн-регистрацию. И только определенное количество, к примеру, 200 человек в день. И все. А остальные ждут. И это позволит минимизировать воздействие антропогенных факторов.

А наиболее полно и точно описала все потенциальные действия Ада Молгачева:

Что мы можем реально сделать, чтобы сохранить природу Большого Алматинского Озера, сберечь уникальную флору и фауну и иметь возможность совершать восхождения, заниматься спортом в горах?

Идеально было бы какое-то системное решение, включающее в себя:

— капитальный ремонт дороги;

— ограничение на проезд для всех видов транспорта (ДВС, электро, газ, мото, эндуро, типа вело, которые на самом деле эндуро);

— организация общественного транспорта (автобусы по расписанию);

— возможность проезда в ночное время суток (с 2:00 до 6:00) для доступа в отдаленные районы альпинистам, туристам, фрирайдерам.

Нужно спасти БАО!.

Да, БАО нужно спасти. От нас самих. Иначе мы сами будем потом рыдать над угробленным неразумными действиями (бездействием точнее) озером. 

И не надо рассказывать, что туризм надо развивать. При таком развитии самого туризма может и не остаться вовсе – нечего будет показывать.

Фото: Михаила Каймирасова.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.