В театре имени Лермонтова состоялся вечер памяти Юрия Померанцева
11 февраля Юрию Борисовичу ПОМЕРАНЦЕВУ исполнилось бы сто лет. Сто лет! Целый век. До которого он не дожил всего год.
И мы в тот вечер вспоминали нашего дорогого, всеми нами горячо обожаемого Юрия Борисовича.
Цитирую Википедию: "Советский и казахстанский актёр театра и кино, режиссёр, общественный деятель, депутат Верховного Совета Казахской ССР. Герой Труда Казахстана. Народный артист Казахской ССР".
Вот "Народный Артист" - это самое главное.
Наверное, нет, не было, да и вряд ли будет еще в нашем городе когда-нибудь такой же "народный" в самом прямом смысле этого слова. Его знали и любили все в городе. Знают и любят сейчас.
Приехал в наш город он в далеком-далеком 1943-м.
В театре имени Лермонтова начал служить с 1954-го года. Какое слово хорошее – "служить"! Оно ему, кажется, очень нравилось, с такой радостью он произносил "я служу". Служил театру, искусству до своих 99 лет. Ушел от нас в прошлом году, совсем чуть-чуть не дожив до своего столетнего юбилея.
На снимке: Виктор Франц - Зубов, Грегори Соломон - Ю. Померанцев.
Я была в другой стране и эту ужасную новость узнала по телефону. Сердце защемило. Хотя мы ж не близкие люди. Кто я для него? Зритель в 8 ряду. Или вообще - с галерки, как получалось взять билеты…
Мы были знакомы. Но совсем неблизко. Когда-то в конце 90-х я брала у него интервью для утреннего эфира КТК. Не знаю, сохранилась ли запись. Скорее всего, она где-то есть, лежит в обширных архивах телекомпании, а я по глупости и недальновидности для себя копию не сделала... О чем сейчас жалею, конечно.
А еще мы встречались на разных городских мероприятиях – это всевозможные кинопоказы, фестивали, встречи. Иногда даже удавалось немного поговорить с Юрием Борисовичем. Нет-нет, это были не интервью. Нет. Просто беседы. И всегда очень тепло здоровались. Юрий Борисович был человеком очень тонким, интеллигентным, очень вежливым, он со всеми здоровался очень тепло, со всеми был обходителен и тактичен.
Ну, а чаще всего наше общение было таким: я сидела в зале, маэстро был на сцене. Он говорил, я слушала. Но это были моменты особой душевной близости, казалось – он для меня лично все слова говорит, лично для меня играет все свои роли. И у всех так было, не только у меня. Вот такова сила его таланта, вот такой огромной широты его душа.
Трудно писать о нем в прошедшем времени, до сих пор не верится…
Хотя должна была быть готова к его уходу – 99 лет! – но подготовиться к такому невозможно. Мне кажется, что такие замечательные люди не должны уходить, они должны жить вечно.
На похороны я не попала. Сейчас думаю – хорошо, что не попала. Для меня он живой.
На снимке: Померанцев в роли Абая, 1968 г.
Помню его с детства. Как и многие другие алмаатинцы-алматинцы. Мы ходили в театр – а там был он, Померанцев! Более 300 ролей сыграно им в этом театре. Мы включали телевизор – а там был он, Юрий Борисович. Я взрослела, менялись спектакли, приходили новые фильмы, но Померанцев не менялся. Честно. Ему было 60, потом 80, потом 90 – а глаза горели так же, и голос был тем же!
Кадр из фильма "Наш милый доктор", 1957 год.
И голос не изменился с 1957 года, это отмечали все, кто следил за его творчеством и помнил фильм "Наш милый доктор". Где он, 35-летний, исполнил роль 60-летнего доктора Анатолия Николаевича Лаврова. И как сыграл! Даже мысли не возникает у зрителя, что перед ним молодой человек. Нет! Я тогда на экране видела мудрого взрослого человека, почтенного и уважаемого юбиляра. Впрочем, и сейчас доктора таким вижу, ибо наша семья этот фильм любит, и пересматриваем мы его примерно раз в год. Спасибо Шакену АЙМАНОВУ, что без всяких проб взял Померанцева на эту роль…
Кадр из фильма "Освобождение", 1971 г.
Были у него и другие яркие роли в кино, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа. Для меня самая яркая, самая выдающаяся – это генерал ВЛАСОВ в "Освобождении". Сериал был снят в советское время, Власов был предателем. То есть по определению плохим и злым, как я понимала в свои школьные годы. Но в исполнении Юрия Борисовича он был просто уставшим и разочарованным человеком.
"С разорванной душой", - так сказал как-то про своего героя Юрий Борисович. Точнее не скажешь. Именно от Померанцева я узнала, что Власов учился в духовной семинарии, готовился стать священником. Но не доучился – началась революция, и семинарию закрыли. с Юрием Борисовичем долго говорили о фильме, о войне, о Власове. И Юрий Борисович явно сочувствовал своему герою. Что мне показалось странным - Юрий Померанцев был участником войны, был в рядах Красной Армии, получил на фронте ранение, ну как он может сочувствовать врагу, тому, кто был по другую сторону окопа? Так думала наивная я – а я тогда была юной и глупой журналисткой, жизнь виделась розовым фоном с бело-черными полосками. А Юрий Борисович ответил примерно так: "Он же тоже родину защищал и делал это так, как считал нужным, как велело ему его сердце". А уже потом я узнала, что так думал не он один. А православная церковь за границей даже выступила в защиту генерала Андрея Власова, назвав его символом сопротивления безбожному большевизму. "Мы все под Богом ходим, и предатель Власов, и я, актер, его сыгравший. А судить будет только Бог, не люди", - это тоже из беседы с Померанцевым.
У Юрия Борисовича много наград - медаль "За отвагу", орден Отечественной войны II степени, Трудового Красного знамени, два ордена "Знак почета". С ними я видела его только раз – на Дне Победы как-то встретились в парке. А он был, как сам выразился, "при полном параде". Я была впечатлена. Тогда-то мы с ним и про войну поговорили. Совсем немного, много он о ней не говорил…
Биографию Юрия Борисовича не буду повторять, многим она известна, кому нет – вся информация есть на сайте театра.
Но на одном факте остановлюсь. В нем есть и мои воспоминания.
В 1943 году Померанцев был ранен. А после лечения приехал в Алма-Ату. В нашем городе в эвакуации жила его мама, а в Казахском театре оперы и балета солировал его дядя, известнейший московский тенор Александр КУРГАНОВ. И именно Курганов "пристроил" молодого Померанцева в хор театра, о чем Юрий Борисович много раз рассказывал, и не только мне.
Сейчас мало кому известно имя Александра Курганова, а ведь он был человеком когда-то очень известным: блистательный певец, талантливый педагог. Он обладал очень красивым, богатым голосом, был очень популярным оперным исполнителем.
Родился в Москве, в 1908-1910 годах учился в музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, сейчас это ГИТИС. Потом работал в театре "Летучая мышь" в Москве, пел в оперных театрах Баку, Тбилиси, Москвы, Ленинграда. В 1925-1927 годах стажировался в Италии у профессора А. МАЗИНИ, гастролировал в Милане, Флоренции, Неаполе, в 1928-1933 годах — в Париже, Мадриде, Нью-Йорке, Филадельфии, Каире.
В наш город он попал в 1941, пел в новом, только открывшемся Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. Исполнял партии графа Альмавива в "Севильском цирюльнике", Хосе в "Кармен". Был Германом в "Пиковой даме" и князем в "Русалке"… В 1944- 1958 годах преподавал в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы, был там заведующим кафедрой вокала. Среди его учеников много известных казахстанских исполнителей: народные артисты СССР Роза ДЖАМАНОВА, Ермек СЕРКЕБАЕВ, народные артисты Казахской ССР Бекен ЖЫЛИСБАЕВ, Каукен КЕНЖЕТАЕВ, Анварбек УМБЕТБАЕВ. Имеет звание "Заслуженный артист Казахской ССР".
Умер Курганов 2 января 1964 года. Похоронен на Центральном кладбище.
Так вот. В прошлом году судьба, а точнее мое увлечение некрополистикой, свело меня с молодыми сотрудниками консерватории и привлеченными волонтерами, которые выполняют очень важное и нужное дело – приводят в порядок заброшенные, забытые могилы известных деятелей музыкального искусства Казахстана. Да, есть такие люди, неравнодушные и деятельные. Я пару раз присоединялась к их поисковой экспедиции. Мы обходили могильные ряды в поисках утерянных захоронений, а точнее - в тот день искали могилы ШАБЕЛЬСКОГО и ВЕЛИКАНОВА.
Сергей Шабельский - композитор, пианист, дирижер, в Алма-Ате жил и работал с 1930 года. Сначала был пианистом эстрадного оркестра, потом руководителем музыкального отдела киностудии "Казахфильм", преподавателем Алма-Атинской консерватории, писал музыку, в том числе и к спектаклям "Каракыпчак Кобланды", "Ахан Сере — Актокты", "Козы Корпеш — Баян сулу". Его могила была волонтерами найдена, кстати. Но позже, не в тех экспедициях и уже без моего участия.
А могилу композитора, заслуженного деятеля искусств Казахстана Василия Великанова до сих пор не нашли… Хотя он очень известный композитор, много сделал для казахстанского музыкального искусства. Он является автором множества симфонических, камерно-инструментальных произведений, оркестровых пьес, фантазий, песен, романсов. А еще он писал музыку к кинофильмам, спектаклям Казахского и Русского театров драмы, создал музыку к национальным балетов "Калкаман и Мамыр" (1939) и "Камбар и Назым" (1950), опере "Пленница" (1939). Вот так бывает…
Но я отвлеклась.
И в процессе этих поисков Ардак, молодая энергичная девушка, которая и является инициатором этого музыкально-некрополистического движения, показала мне несколько уже найденных волонтерами захоронений. Волонтеры их привели в порядок, вырвали сорняки, оградки покрасили, памятники почистили, надписи на табличках обновили. И все это на свои деньги и в свое личное время.
И вот среди найденных и облагороженных волонтерами захоронений я увидела и могилу известного когда-то на весь оперный мир тенора Курганова, который был дядей нашего любимого Юрия Борисовича Померанцева. Именно благодаря Александру Матвеевичу Юрий Борисович попал на сцену сначала оперного театра, а потом и в кино.
В сети нашла старое фото Курганова, оно было опубликовано в одном из зарубежных изданий с надписью: "Париж. Открытие преемника Карузо — Александра Курганова, русского тенора, объявленного французскими критиками как нового великого певца".
Очень хотела рассказать об этом Юрию Борисовичу. Думаю, для него это было важно. Но не успела…
Очень хорошо, что этот вечер памяти состоялся. Я будто опять встретилась с Юрием Борисовичем и все ему рассказала. Хороший был вечер. Было все по-доброму, было уютно. В зале увидела много друзей, знакомых, незнакомых, но очень известных людей – они все пришли к Юрию Борисовичу. Он опять собрал нас всех вместе. И у каждого были свои воспоминания, с Юрием Борисовичем связанные. Ну не мог он оставить людей без воспоминаний…
Да и спектакль весь был соткан из воспоминаний. Воспоминаний коллег из театра – они же и были авторами сценария спектакля. Они же были в спектакле актерами. Актеры, кстати, были разных поколений. Самые юные еще учатся в театральной студии, им лет по 13, наверное…
Вплетены в эту театральную канву были и воспоминания режиссера Игоря ПИСКУНОВА. Это он в 2014-м снял замечательный фильм "Раз в неделю". И это была последняя кинороль Померанцева. В основе сценария – пьеса "Визиты к мистеру Грину" Джеффа БАРОНА, а в этой пьесе одну из главных ролей (там вообще всего две роли – пожилой мистер Грин и молодой еврей-гей) Юрий Борисович играл в театре. И в свой 99 день рождения, в последний, он тоже играл мистера Грина.
Игорю огромное спасибо за этот фильм, я его видела несколько раз – на фестивале "Евразия" в 2016 году, в киноклубе Олега БОРЕЦКОГО, просто дома с друзьями… И еще Игорь сказал на сцене какие-то очень человеческие слова о Померанцеве, сказал от души, от сердца. Сказал так, что рядом кто-то всхлипнул…
А когда зажегся свет, люди встали и долго-долго аплодировали уходящему вдаль Юрию Борисовичу. И тем, кто организовал вечер, кто писал сценарий, кто воплощал его на сцене.
"Откровенно говоря, переживал, что не дотянем до уровня, достойного такой величины, как Померанцев. Но магия случилась! Как резюмировали многие мои друзья и коллеги, посмотревшие спектакль, в зале было очень тепло и нескучно…", - это слова Алексея ГОСТЕВА, пресс-секретаря театра.
Он написал длинный пост признательности всем, кто участвовал в постановке, всем, кто пришел, всем, кто хотел прийти, но не смог – мест не хватило. А закончил так, как надо, как мы все думали:
"И, конечно, особые слова благодарности человеку, без которого этот вечер был бы невозможен – Юрию Борисовичу Померанцеву, великому артисту и педагогу.
Живем дальше – увы, без Юрия Борисовича, но с благодарной памятью о нем"…